СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории России" Внешняя политика СССР накануне войны. Советско-германские отношения в 1939-1941 гг."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории России" Внешняя политика СССР накануне войны. Советско-германские отношения в 1939-1941 гг."»

Конспект урока в 9-м классе по истории.

Тема урока: «Внешняя политика СССР накануне войны. Советско-германские отношения в 1939-1941 гг.»

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый.

Технология :проблемное обучение

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Цель урока: сформировать представление о внешней политики СССР накануне Второй мировой войны и о складывании советско-германских отношений в 1939-1941 гг.

Задачи: Образовательная: выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны; показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа; выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны; создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории;

Развивающая: продолжить формировать умение анализировать исторические документы; развитие способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения; умение организовывать свою работу в группе;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, толерантности, неприятия к фашистской и нацистской идеологии; трудолюбие, определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны, добросовестное отношение к своей работе.

Планируемые результаты:

предметные: сформулировать представление о мерах по укреплению обороноспособности страны, предпринимаемых советским руководством накануне Великой Отечественной войны, показать просчеты советского руководства, ставшие причиной поражений в начале войны

метапредметные УУД:1) коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; осознавать уровень и качество достигнутого результата; 3) познавательные: работать с учебной информацией, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, решать творческие задачи

личностные: уважительно относиться к прошлому своей страны, понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков исторических деятелей.

Вид урока: лабораторно-практический с использованием информационных технологий.

Основные понятия: секретные протоколы, Мюнхенское соглашение, “линия Маннергейма”, система коллективной безопасности.

Персоналии: И.В. Сталин, Г.К. Жуков, В.М. Молотов, И. Риббентроп, А.Гитлер, Н. Чемберлен, Э. Даладье.

Оборудование:

учебник: Н.В.Загладин, С.Т.Минаков, С.И. Козленко, Ю.А.Петров “История России XX век”, портативный компьютер, мультимедийный проектор, документы, сводки, карты, схемы, карта «Советско–финская война», хроника Великой Отечественной войны: фильмы «Подписание пакта Молотова-Риббентропа» (1.09 мин.), «Гитлер во Франции», «Сталин не верил в нападение Германии», листы для индивидуальной работы, раздаточный материал.

Ход урока

I.Организация детей на работу

Формирование групп. Класс делится на группы.

II. Актуализация знаний Вспомните, в чём заключались причины успеха плана блицкрига Германии на Западе. Вспомните характерные черты операций нацистской Германии и её союзников на европейском театре военных действий?

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Сегодня можно найти немало научных и научно-популярных книг о внешней политике СССР в 1939-1941 гг. Но в изучении предыстории Великой Отечественной войны все еще остается много нерешенных вопросов. Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Предположения эти значительно расходятся между собой и подчас взаимоисключают друг друга.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны, выясним, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как наша страна готовилась к войне.

Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.

Работа групп в течение 10-12 минут. В процессе работы группам разрешается пользоваться рекомендуемой литературой, учебником, комплектом полученных документов. В результате работы группы должно получиться выступление по своей проблеме и составлен опорный конспект.



Задания для групп (высвечиваются на экране):



I. Положение СССР на международной арене в начале 1939 г. (обучающиеся используют текст учебника с.172-173, документ с заданием.

ЗАДАНИЕ для I группы. Используя текст учебника с.202-205, документы, ответьте на вопросы:

- Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.?

- В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?

- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?



Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.

Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям.



      Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939 г.
      1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5—10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

      2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

      Из меморандума английского правительства правительству Французской Республики от 22 мая 1939 г.
      Представляется желательным заключить какое-либо соглашение, по которому Советский Союз придет нам на помощь, если на нас нападут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине... что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз.

      Из заявления министра иностранных дел Польши от 14 мая 1939 г.
      Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских переговорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем... Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что договор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы конфликт.





-Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.?

-В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности?

- Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

После выступления группы учитель просит сравнить предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.

- В чем вы видите принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам?

- Какую позицию занимала Польша? Как вы думаете, почему?



II. Мюнхенское соглашение, его последствия. Восточный вопрос СССР в 1939 г. (обучающиеся используют текст учебника с.205-208, документ с заданием.)

ЗАДАНИЕ для II группы. Используя текст и текст учебника с.205-208, документы, ответьте на вопросы:

- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?

- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?

- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?

Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы заставить ее капитулировать перед Германией.

Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том, как оформить передачу Германии Судетской области.

22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от собственного, но также от французского и чехословацкого правительства.

Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации чехословацкого государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26 сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для существования чехословацкого государства. В случае отклонения его требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения.

29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании, Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы территории вдоль всей германо-чехословацкой границы.

Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию.

В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в экономическом отношении районы.

При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные дипломатические документы.

Захват фашистской Германией Австрии. Между тем в Западной Европе события также лавинно нарастали. Еще не закончилась гражданская война в Испании, а в марте 1938 г. Германия без единого выстрела произвела аншлюс Австрии.

Аншлюс (нем Anschlus - присоединение), империалистическая политика насильственного присоединения Австрии к Германии, проводившаяся герм. империализмом после 1-й мир. войны. Завершилась захватом Австрии фашистской Германией 11-12 марта 1938.

Еще в июле 1936 г. правительство Австрии заключило навязанный ей гитлеровским правительством договор с Германией, по которому Австрия объявлялась «вторым германским государством» и фактически обязывалась следовать политике гитлеровской Германии. Единственной великой державой, протестовавшей против захвата Австрии, был Советский Союз (нота от 17 марта 1938 г., выступление советских представителей в Лиге Наций).

Германские фашисты активно действовали также среди 3-миллионного немецкого населения в соседней Чехословакии, поддерживая местных нацистов и поднимая шум в случае привлечения их к ответственности за уголовные преступления.

Мюнхенское соглашение предусматривало отторжение от Чехословакии и передачу Германии Судетской области, а также удовлетворение территориальных притязаний к Чехословакии со стороны правительств Венгрии и Польши. Предопределило захват Германией всей Чехословакии (1939) и способствовало развязыванию 2-й мировой войны.

Согласия чехословацкого правительства при этом даже не спрашивали. Оно вынуждено было 30 сентября 1939 г. заявить, что подчиняется решениям, принятым накануне в Мюнхене.

Как и в отношении аншлюса Австрии, СССР оказался единственной страной, которая протестовала против насильственного присоединения Судетской области к Германии. Советское правительство обратилось к президенту Чехословакии Бенешу с предложением оказать поддержку на основании советско-чехословацкого договора 1935 г. о взаимопомощи. СССР был готов помочь, несмотря на отказ Франции выполнить условия своего договора о взаимопомощи Чехословакии. Однако чехословацкое правительство не пожелало принять советскую помощь, а правительство Польши заявило, что оно не пропустит советские войска через свою территорию в Чехословакию.

Ободренный успехом своих притязаний на Судетскую область Чехословакии, Гитлер вскоре (в том же году) захватил уже всю Чехословакию и разделил ее: Чехия и Моравия вошли в состав Германии как протектораты, Словакия составила марионеточное государство, зависимое от Германии.



Соглашение, заключенное в Мюнхене 29 Сентября 1938 Германией, Великобританией, Францией и Италией



Германия, Великобритания, Франция и Италия, учитывая соглашение, которое было уже в принципе достигнуто об уступке Германии Судетской Немецкой территории, соглашаются о следующих сроках и условиях, выполнения данной уступки и мерами следующими из нее, и в соответствии с этим соглашением они предпринимают самостоятельные разумные шаги, необходимые гарантировать его выполнение:



1. Эвакуация начнется 1-го октября.



2. Великобритания, Франция и Италия соглашаются, что эвакуация территории должна быть закончена к 10-ому октября, без проведения каких-либо разрушений, и что Чехословацкое Правительство будет считаться ответственным за выполнение эвакуации без разрушений.





3. Условия проведения эвакуации будут установлены подробно международной комиссией, составленной из представителей Германии, Великобритании, Франции, Италии и Чехословакии.



4. Оккупационная стадия преобладающе немецкой территории Немецкими войсками начнется 1-ого октября. Четыре территории, отмеченные на приложенной карте, будут заняты Немецкими войсками в следующем порядке:



Территория отмеченная Номером I 1-го и 2-го октября; территория отмеченная Номером II 2-го и 3-его октября; территория отмеченная Номером III 3-го, 4-го и 5-го октября; территория отмеченная Номером IV 6-го и 7-го октября. Остающаяся территория преобладающе немецкого характера будет установлена вышеупомянутой международной комиссией немедленно и будет занята войсками Германии к 10-му октября.



5. Международная комиссия, упомянутая в параграфе 3 определит территории, в которых должен быть проведен плебисцит. Эти территории будут заняты международными частями, пока плебисцит не будет закончен. Эта же самая комиссия установит условия, в которых плебисцит должен быть проведен, беря как базовые условия плебисцита в Сааре. Комиссия также установит дату проведения плебисцита, на дату не позже конца ноября.



6. Заключительное определение границ будет выполнено международной комиссией. Комиссия будет также иметь право рекомендовать четырем Великим Державам: Германии, Великобритании, Франции и Италии. В некоторых исключительных случаях, незначительные изменения в строго этнографических определениях зон, которые должны быть переданы без плебисцита.



7. Будет иметься право выбора в и вне переданных территорий. Выбор, который будет осуществлен в пределах шести месяцев от даты этого соглашения. Немецко-Чехословацкая Комиссия должна определить подробности выбора, рассмотреть пути облегчения перемещения населения и уладить принципиальные вопросы, проистекающего из сказанного перемещения.



8. Чехословацкое Правительство будет в пределах периода четырех недель от даты выпуска этого соглашения освободить из своих военных и полицейских сил любых Судетских Немцев, которые могут пожелать быть освобождаемыми, и Чехословацкое Правительство должно в пределах того же самого периода выпустить заключенных Судетских Немцев, которые заключены за политические нарушения.



Мюнхен, 29 сентября, 1938.



ADOLF HITLER,

NEVILLE CHAMBERLAIN,

EDOUARD DALADIER,

BENITO MUSSOLINI.

Приложение к Соглашению



Правительство Его Величества Великобритании и Французское Правительство вводят в вышеупомянутое соглашение за основу, что они поддерживают предложение, содержащееся в параграфе 6 Англо-французских предложений от 19 сентября, касающийся международной гарантии новых границ Чехословацкого Государства против неспровоцированной агрессии.



Когда вопрос Польских и Венгерских меньшинств в Чехословакии будет улажен, Германия и Италия с их стороны дадут гарантию Чехословакии.



Мюнхен, 29 сентября, 1938.



ADOLF HITLER,

NEVILLE CHAMBERLAIN,

EDOUARD DALADIER,

BENITO MUSSOLINI.

Декларация



Главы Правительств четырех Сторон объявляют, что если проблемы польских и венгерских меньшинств в Чехословакии, не будут улажены в пределах трех месяцев в соответствии с соглашениями между соответствующими Правительствами, для этой темы должна будет создана новая встреча Глав Правительств четырех Сторон представленных здесь.



Мюнхен, 29 сентября, 1938.



ADOLF HITLER,

NEVILLE CHAMBERLAIN,

EDOUARD DALADIER,

BENITO MUSSOLINI.

Дополнительная Декларация



Все вопросы, которые могут проистекать из передачи территории, должны рассматриваться как дополнительные в пределах компетенции Международной Комиссии



Мюнхен, 29 сентября, 1938.



ADOLF HITLER,

NEVILLE CHAMBERLAIN,

EDOUARD DALADIER,

BENITO MUSSOLINI.

Состав Международной Комиссии



Четыре Главы Правительств, здесь представленные, соглашаются, что Международная Комиссия, предусмотренная в соглашении, подписанном ими сегодня должна состоять из Госсекретаря Немецкого Министерства иностранных дел, Британского, Французского и Итальянского Послов, аккредитованных в Берлине, и представителя, который будет назначен Правительством Чехословакии.



Мюнхен 29 сентября, 1938.



ADOLF HITLER,

NEVILLE CHAMBERLAIN,

EDOUARD DALADIER,

BENITO MUSSOLINI.

- Каково было содержание Мюнхенского соглашения?

- Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене?

- Как решался восточный вопрос СССР в 1939 г.?



После выступления группы учитель просит ответить, можно ли сказать, что политическую ответственность за позорное Мюнхенское соглашение несут правительства Великобритании и Франции и их премьер-министры Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье?



III. Советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны (обучающиеся используют текст учебника с.173-174, документ с. 215 с заданием)



- Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой?

- Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

- Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора?

- В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Перед выступлением группы, на экране транслируется фильм “Подписание пакта Молотова - Рибентропа” (1.09 мин.). После выступления группы учитель: Конечно, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть, – нечестный в своей основе и крайне некрасивый в своей политической сущности документ. Но в политике (и особенно внешней) далеко не всё бывает целесообразно с точки зрения морали человека.

Вопрос: - Как вы считаете, был ли иной выход?

Представьте: западные державы не хотят поддерживать предложения СССР, вместе с тем они толкают Гитлера на Восток. Война неизбежно предстоит, к ней надо готовиться, но её начало целесообразно оттянуть. Предложение Гитлера едва ли не единственный шанс на оттяжку. Нарастание угрозы новой мировой войны при явном желании западных держав вступить в сговор с агрессивными фашистскими государствами за счёт СССР и малых государств поставило советское руководство перед трудным и ответственным выбором: как защитить само существование СССР без надежды на коллективный отпор фашистским агрессорам?



IV. Советско-финская война: причины, ход, итоги войны (обучающиеся используют текст учебника с.212-213.)

- Почему началась советско-финская война 1939 – 1940 г.?

- Был ли Советский Союз готов к войне?

Работая в группе, обучающиеся заполняют таблицу. «Советско-финская война 1939 – 1940 гг.»

Повод для начала военных действий

Отказ Финляндии предоставить СССР в аренду (или обменять) часть своих территорий, отодвинуть границу от Ленинграда

Направления главного удара

Линия Маннергейма на Карельском перешейке. Выборг. Район севернее Ладожского озера

Причины неудач советских войск

Недооценка боеготовности финских войск. Отсутствие взаимодействия родов войск. Низкая эффективность артиллерии и танков.

Реакция мирового сообщества на войну

Исключение СССР из Лиги Наций

Итоги войны

Подписание между СССР и Финляндией Московского договора (март 1940). Территориальные требования СССР были удовлетворены. Серьезные потери в Красной Армии

После выступления группы учитель задает вопросы:

- Какие последствия имела советско-финская война для развития ситуации в Европе и для советско-германских отношений?

- Какие уроки извлечены из этой войны?

Учитель: В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику умиротворения Германии (во многом не совпадающую с целями других держав), приняв участие в военных действиях против Польши и Финляндии.

Но Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Накануне войны И.В. Сталин не верил, что армия Гитлера от Мурманска до Одессы подошла к границе. Это нельзя было скрыть. Были донесения Рихарда Зорге, послов, перебежчиков, но Сталин не верил никому.

На экране транслируется фильм “Сталин не верил в нападение Германии. Выступление И.В. Сталина” (1.59 мин.).

- Был ли готов СССР к войне? Готовность СССР к войне – это правда или миф? (вопрос на д/задание)

III. Закрепление пройденного материала.

1Проверка изученного материала. Проводится тест, обучающиеся отвечают на вопросы и проводят самоконтроль (тестовые задания и ответы транслируются на экране)

2. Рефлексия (вопросы высвечивается на экране)

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9 – 10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7 – 8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4 – 6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9 -10 баллов.

Допустил ошибки – 7 – 8 баллов.

Не справился – 4 - 6 баллов

Как работала группа?

Дружно, совместно разбирали задания – 9 - 10 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 7 – 8 баллов

работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 4 – 6 баллов



IV. Итог урока.

Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание: Готовность СССР к войне – это правда или миф? (вопрос на д/задание)