2.Ориентировочный этап 8:01 – 8:07 | Актуализация знаний | Словесный(беседа) Наглядный(картины) | ф | Итак, сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Но сначала вспомним о прошлом. Как назывался прошлый, кто помнит? О чём был он? Называться новый раздел будет «искусство на улицах твоего города». Как думаете о чём вы узнаете из нового раздела? -посмотрите пожалуйста на целый ряд картин (на доске висят фото архитектурных сооружений) что вы видите? -Видели ли вы их раньше? Откуда? Может вы знаете где они расположены, в каком городе? -А как мы можем их назвать общим словом? -Это ребята, архитектурные объекты -А знаете ли, что такое архитектура? -Архитекту́ра (лат. architectura от др.-греч. αρχι – старший, главный и др.-греч. τέκτων – строитель, плотник) – искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы).(вывешивается на доске) Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения. А попробуйте решить мой пример (на доске) и узнать тему нашего урока. + архитектура = Что у вас получилось? -Какие цели вы сегодня поставите на урок? 1.познакомимся с понятием «архитектура», 2.познакомимся памятниками русской архитектуры. 3.Научатся, рисовать памятники архитектуры | -ответы детей -здания, крыши, дворцы и т.д. Памятник архитектуры познакомятся с понятием «архитектура», памятниками русской архитектуры. Научатся, рисовать памятники архитектуры | Р: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
3.Поисково-исследовательский 8:07 – 8:17 | Подготовка к восприятию новой темы; | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный(показ) | ф | Среди имеющихся зданий есть здания, которые называют памятниками архитектуры. Как вы думаете, что это значит? Чтобы узнать это откроем учебники на странице 46 и прочитаем. Итак, что же это такое? Давайте рассмотрим изображения в учебнике на странице 47. 1. Покровский собор, или Храм Василия Блаженного – православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Небольшие постройки с куполами как хороводом выстроились вокруг главной, самой большой башни. Храм построен из кирпича. 2.(стр.48) Дом Пашкова – одно из самых знаменитых зданий Москвы. Первым его владельцем был капитан – поручик П. Пашков, по фамилии которого дом получил название. Здесь сначала располагался университет, а в настоящее время дом принадлежит главной библиотеке страны. В середине – главный корпус, а по его краям – боковые пристройки. Дом украшен колоннами, а центральный корпус ещё и вазами по периметру крыши и верхней постройки на крыше в виде цилиндра. Первоначально дом был окружён богатым садом, в котором был пруд, в позолоченных клетках жили экзотические птицы. 3. Новое здание МГУ – высотное здание, главный корпус московского государственного университета. Здесь размещается несколько учебных факультетов, библиотека, актовый зал, Дом культуры, плавательный бассейн, а в боковых пристройках – общежития для студентов, квартиры для профессоров. Главное здание увенчано шпилем в 57 м, на конце которого – звезда с колосьями, её диаметр – 9 м. Чуть ниже – часы, также диаметром 9 м. Эти здания и сооружения стали частью истории страны, города, села, покорили не одно поколение жителей нашей страны. К памятникам архитектуры и зодчества могут относиться отдельные постройки, здания и сооружения и комплексы, городские центры, кварталы, площади, улицы. - Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники архитектуры. А что же такое зодчество, кто знает? Профессия «архитектор» имеет ещё другое название – «зодчий», в старину это слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. – автор проекта, по которому проводится строительство. От этого слова произошло другое - «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания. – Представьте на минуту, если исчезнут все памятники архитектуры, что будет? Это память о великих свершениях, которые мог сотворить только сам человек, это вечная память об этих выдающих людях. Памятники архитектуры – это не просто своеобразное украшение, это кусочек истории, кусочек судьбы нашей страны, великих творений. А теперь поработаем самостоятельно. У вас на столах есть текст. Вы должны ознакомиться с ним, внимательно прочитать. А потом у меня в сундучке есть вопросы. Будете выходить к доске и отвечать на них. В Карелии есть небольшой островок на Онежском озере – Кижи. История острова очень древняя. На карельском языке слово «кижат» означает игрище. Когда-то местные жители проводили здесь праздники и обряды. Самое главное его сооружение – уникальная деревянная церковь. Преображенская церковь поражает своим величием и необычностью. Она построена без единого гвоздя. Ее высота 37 м – почти с 11-этажный дом, а у храма 22 купола, ярусами уходящие в небо. Позднее для служб зимой по соседству была построена Покровская церковь. Она похожа на Преображенскую, но все же поскромнее. Завершила ансамбль деревянная колокольня. 1.От какого слова произошло название острова и что оно означает? 2.Какое самое главное сооружение на острове? 3.Чем необычна Преображенская церковь? 4.Сколько куполов у главной Преображенской церкви?? 5.Для чего была построена Покровская церковь? 6.Как вы поняли- что значит «ансамбль»? Ансамбль - это здания, которые стоят вместе, дополняют друг друга, образуют целостную композицию. Они объединены общим художественным замыслом. Давайте рассмотрим примеры архитектурных ансамблей.(слайд) (Царицыно, Вестминтерский дворец, Троице-Сергиева лавра) А где ещё бывают ансамбли? Физ.Минутка. | (Архитекторы, строители.) | Л: развивать внимание, память, эстетический вкус; развивать познавательный интерес, воспитание уважительного отношения к творчеству своему и других людей |
4.Практический (8:17-8:35) | Применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий | Словесный(объяснение) Практический(выполнение самостоятельной работы) | Ф с | Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов а затем и художников. Мы начнём рисовать. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над вопросами. - Каково предназначение будущего здания? - Из каких частей оно будет состоять? - Как его можно украсить? При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль. Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про неё можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры. - Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.) - Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.) - Как надо набирать краску для рисования деталей? (На самый кончик кисточки.) - Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.) | | П: Рисовать зимний пейзаж к: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; совместно договариваться и приходить к выводу с одноклассниками. |
5.Рефлексивно-оценочный этап(8:35 – 8:40) | Подвести итоги урока, оценить свою деятельность | Наглядный: демонстрация работ учеников | ф | Давайте устроим выставку ваших работ.по рядам. Какая из работ вам больше всего нравится,почему? Давайте поапплодируем каждому ряду -Итак, чему же мы сегодня научились на уроке? - Какие здания называют памятниками архитектуры? - Приведите примеры памятников архитектуры? - Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живём? - Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных? -А теперь поднимите свои косточки те, у кого на уроке всё получилось, поднимите те, у кого была затруднения, у кого ничего не получилось. Расскажите почему? -Вы большие умницы, спасибо вам большое за сегодняшний урок. | | Р: Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; способность оценивать свою деятельность. |