Урок
по Изобразительному искусству
Тема: «Витрины магазинов»
3 класс
Цель: Формирование знаний о разнообразии декоративного оформления витрин магазинов, основах дизайна
Задачи урока:
Ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах города и ролью художника- дизайнера в городской среде;
Дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы;
Овладеть навыками работы в материалах, работы в технике коллаж;
Формировать навыки работы с инструментами: ножницами, клеем и т. д;
Развивать художественный вкус, чувство прекрасного;
Воспитывать любовь к родному городу.
Форма организации коллективной деятельности: Индивидуальная, совместно- взаимодействующая.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока:
Для учителя: проектор, экран, магниты для крепления наглядности, заготовки витрин магазинов, ножницы, клей;
Для учащихся- заготовки витрин магазинов, ножницы, клей, журналы, цветная и белая бумага;
Зрительный ряд: «Витрины магазинов» слайды, фото с примерами оформления витрин, детские работы предыдущих лет, Заготовки оформления для показа способов компоновки, панно «Город»;
Литературный ряд: загадки про магазины
Музыкальный ряд: детские песни
Магазин всегда начинается с витрины. Часто покупатели заходят в магазин, увидев что-нибудь интересное на витрине, и, как правило, по витрине судят и об ассортименте товаров в магазине. Витрина это реклама, в которой можно замечательно представить товар магазина. А значит, как и для рекламы, существуют правила:
Главное в искусстве оформления витрин.
хороший вкус, фантазия и чувство меры;
разумное сочетании цветов;
хорошее освещение;
грамотное композиционное решение (правильной считается композиция, в которой все предметы находятся на своем на месте, и если убрать хотя бы один предмет, то полностью нарушается целостность картинки; а в плохой композиции исчезновения предмета никто не заметит);
соответствие стиля оформления витрины имиджу магазина в целом;
наличие названия магазина;
ухоженный и отремонтированный фасаде здания, где витрина расположена.
Витрины бывают сюжетными, товарными и товарно-сюжетными. Сюжетные витрины акцентируют внимание не на товарах, а на придуманной дизайнером сцене с элементами украшения. (Признанным мэтром сюжетных витрин был Сальвадор Дали, который в свое время оформлял бутики Chanel и Hermes. В стиле сюрреализма Дали была выполнена известная работа Юрия Грымова -- витрина магазина Davidoff на Тверской, к которой люди подходили специально, чтобы сфотографироваться. Лицо магазина украшали гигантские головы; вместо ртов у них были ящики, в которых лежал табак.)
(Просмотр видеоряда)
Товарные витрины встречаются чаще. Они характерны для магазинов, торгующих товарами для дома, для магазинов подарков и сувениров. Товарные витрины демонстрируют прохожим часть ассортимента.
Взгляды рассматривающих витрину зевак фокусируются в середине ее нижней части. Предметам, которые расположены в этой зоне, покупатель уделяет в 10 раз больше внимания, чем размещенным в верхней части витрины. Хотя существует мнение, что предметы, на которых владелец магазина желает акцентировать внимание прохожих, должны быть расположены на уровне глаз человека. У одних магазинов это нижняя часть витрины, у других - верхняя. Главной частью витрины является центральная композиция, которая заполняет основное пространство и определяет местоположение остальных аксессуаров. Правильной считается композиция, в которой каждый предмет находится на своем месте. Если убрать хотя бы один из них, полностью нарушается целостность «картинки». В плохой композиции такого исчезновения предмета не замечаешь. Композиция --основа оформления витрин. Дизайнеры работают, придерживаясь отображенной на эскизе идеи. На эскизе сразу видны все недостатки задуманного оформления.
* Художники часто подбирают цвета витрин в соответствии со временем года. Зимой преобладают золотистые и серебристые, красные, синие тона; весной - нежные, светлые; летом - пестрые, сочные; осенью - желтые, оранжевые, коричневые. В специализированных магазинах цвет витрины определяется товаром и категорией покупателей. Например, там, где продаются игрушки, оформление должно быть разноцветным, ярким, а для витрин с бельем лучше использовать пастельные оттенки.
Самое выразительное - сочетание красного или синего с белым. Одним из ярких цветов, как ни странно, считается - коричневый.
* Стиль оформления витрины во многом диктуется архитектурными особенностями здания или улицы. Для декоратора важно, чтобы витрина вписывалась в окружающее городское пространство. Ухоженный и отремонтированный фасад здания необходим магазину, иначе сделать витрину привлекательной не получится.
*Часто при оформление витрин и фасадов дизайнеры используют яркие, броские цвета и не совсем подходящие к месту - но зато красивые изображения. Это не совсем верно, поскольку при оформление витрин крайне важно не упустить грань стиля и сочетаемости.
Физкультминутка
Стоя- руки вперёд, вверх, вниз 5-6 раз, руки вверх- круговые движения кистями рук.
На улице - машины,
Дома и магазины.
В магазине есть всегда
Очень вкусная еда,
Овощи и фрукты,
Разные продукты.
В магазине как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков зеленых —
Неразлучников влюбленных.
3. Работа над заданием
Учитель:
- Вообще-то это приятное занятие, разглядывать витрины. Но сегодня мы все с вами художники, и наша задача- оформить витрины магазинов. Для этого давайте ещё раз скажем, что самое главное для оформления витрины
Дети :
- Соответствие оформления магазина с его стилем и содержанием,
-Интересное решение,
-Яркое, красивое оформление,
- Наличие новых товаров,
- Хорошее освещение,
-Наличие оригинального названия,
-Ухоженный опрятный вид.
Учитель:
- Для выполнения оформления витрин магазинов мы воспользуемся журналами (В них есть много уже нарисованных товаров или их фото).
Для начала необходимо:
1. Определить, витрину какого магазина мы хотим оформить,
2.Определить название магазина,
3. Разработать эскиз оформления витрины,
4. Вырезать необходимые элементы для оформления из журнала,
5. Наклеить элементы, составив, красивую композицию витрины.
Перед началом работы, давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментами:
Ножницы во время работы держать кончиками от себя,
Не бросать ножницы открытыми,
Клеем пользоваться аккуратно, на клеёнке, убирая лишний клей салфеткой или тряпочкой,
После окончания работы убрать рабочее место, выбросить мусор.
Выполнение проекта оформления витрины магазина.
Учащиеся самостоятельно, или группами по 2 человека (по желанию)выполняют задание. По окончанию работы каждый ученик (или группа) под руководством учителя прикрепляет оформленную витрину к заготовке города. Класс по оформлению витрины называет профиль магазина.
4. Подведение итогов урока.
- обсуждение наиболее понравившихся проектов оформления витрин,
- обсуждение итогов урока (Что понравилось, что нового узнали, что хотелось бы изменить)
- выставление оценок
5. Домашнее задание: Обдумать проект фантастического города, фантастических магазинов и др. (альбом, краски,)
4