Конспект урока по изобразительному искусству 7 класс.
Тема урока: «Интерьер в архитектуре и изобразительном искусстве»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока: ознакомить учащихся с интерьером в архитектуре и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
Образовательная: Научить учащихся самостоятельно выполнять зарисовки по памяти или представлению интерьера жилого помещения с различных точек зрения, применяя правила линейной перспективы.
Воспитательная: Познакомить учащихся с репродукциями художников использующих
интерьер. Воспитание чувства любви и уважения к работам отечественных и зарубежных мастеров архитектуры и интерьера, нравственно – эстетического отношения к искусству и культуре.
Развивающая: Развитие у учащихся практических навыков в рисовании интерьера, с учетом линейной перспективы, умения работать в группе, развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление; Развитие визуально – пространственного мышления, как формы эмоционально – ценностного освоения мира.
Планируемые результаты освоения учебного материала:
Предметные результаты:
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации произведений искусства;
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
развитие визуально-пространственного мышления, как формы эмоционально –ценностного освоения мира.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: репродукции произведений изобразительного искусства, учебник для 7 класса, компьютер.
Форма проведения урока: урок овладения новыми знаниями.
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Технологии: ИКТ, приемы здоровьесберегающих технологий, системно – деятельный подход.
Структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация изучаемой темы – 3 мин.
3. Изучение нового материала – 10 мин.
4. Физкультминутка – 1 мин.
5. Практическая работа (изучение и закрепление учебного материала) – 21 мин.
6. Рефлексия – 3 мин.
7. Подведение итогов – 1 мин.
Ход урока
1.Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке. Создание благоприятной внешней обстановки для работы на уроке; включение учащихся в деловой ритм.
2. Актуализация изучаемой темы.
Планируемый результат: готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе спорных знаний.
Обладая знанием композиции и архитектуры сегодня можно создать удобный и красивый интерьер дома, проявив при этом художественный вкус и культуру. История интерьера развивается наравне с архитектурой и начинается с истории поселений человека.
Человек построил города, поселки, деревни, которые состоят из улиц, проспектов, площадей, а на каждой улице расположены в определенном порядке дома. Они - хранилище не только наших вещей, но памяти живших и живущих в нем, свидетель и оберег. Дом – это, когда есть куда вернуться.
3. Изучение нового материала
Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты. Храмы древних городов строились из дерева, кирпича-сырца, а так же огромных мраморных блоков. Стены храмов и потолки штукатурили и расписывали. Мебель украшалась росписями и инкрустациями.
Ребята, откройте учебник и посмотрите, какой материал нам предлагают авторы.
- Откройте словарь в учебнике и прочитайте, что такое интерьер.
-Итак, что такое интерьер?
Интерьер – в переводе с французского означает «внутренний», т.е. внутренний мир
дома, его внутреннее убранство.
В изобразительном искусстве жанр интерьера посвящён изображению именно внутреннего пространства зданий или помещений — с их убранством, мебелью и разными вещами.
Жанр интерьера позволяет нам заглянуть в прошлое, увидеть, как жили современники художника и он сам.
Развитие дизайна интерьера проходило в несколько этапов в течение многих веков, что дало толчок к возникновению стилей и направлений.
-Ребята, перед вами репродукции произведений изобразительного искусства. Рассмотрим их.
Готические замки использовались в качестве крепостей. Наиболее украшенными в них были жилые помещения. Парадные залы украшались геральдическими щитами, оружием, охотничьими трофеями и знаменами.
В эпоху Возрождения была изобретена фанера, что ознаменовало новый этап в развитии предметов интерьера и мебели. Интерьеры эпохи Возрождения поражают пространственными эффектами, богатством внутреннего декоративного убранства, великолепием мраморных лестниц, картинами.
Эпоха классицизма характеризовалась новыми решениями, сочетающими простоту, строгость форм и удобство планировки, сдержанный декор и дорогие качественные материалы – натуральный камень, шелк, дерево. Интерьеры украшаются скульптурами и лепниной.
Дизайн интерьеров как искусство возник в 20 веке. В наше время существует большое количество стилей и направлений.
-Ребята, перед вами рисунки современных стилей и направлений. Рассмотрим их.
Современный «индустриальный» стиль использует мебель, происходящую из «индустриального века» и, как правило, металлическую: хромированную или из нержавеющей стали. Поверхности такой мебели могут быть слегка или сильно полированными. «Индустриальный» стиль редко используется как самостоятельный стиль декора интерьера, чаще он комбинируется с другими направлениями.
Стиль «лофт» - апартаменты в старом индустриальном здании. Стилю характерны огромная площадь, высокие потолки, панорамное остекление, дворовые территории с промышленным пейзажем. В убранстве преобладают стекло, пластик и металл. Особым шиком считается состаренная кирпичная кладка.
Стиль «минимализм» характеризуется наличием упорядоченных участков пустого пространства, где все скоординировано, он стремится к совершенству, лаконичности и сдержанности. Внешние атрибуты каждодневной жизни в интерьере спрятаны, палитра обычно нейтральная и монохромная. Минимализм называют также «мужским» стилем, цвета черные, белые, серые, беж.
В творческом процессе архитектурного и дизайнерского проектирования построение перспективы интерьера играет важную роль.
- Для того чтобы выполнять зарисовки по памяти или представлению интерьера своего жилого помещения нам необходимо знать правила линейной перспективы.
- Что такое перспектива?
Перспектива – учение о том, как правильно, сохраняя ощущение глубины, изображать на плоскости предметы в пространстве, т.е. так, как мы видим их в натуре.
- В рисунках следует не только уменьшить дальние предметы по сравнению с ближними, но и правильно передать степень такого уменьшения. Это чувство меры при уменьшении предметов в пространстве художник приобретает наблюдая перспективные изменения в действительности и вырабатывая у себя умение строить рисунки по законам перспективы.
4. Физкультминутка
Цель: профилактика утомления, расслабление и отдых мышц.
5. Практическая работа.
Задание :выполнение зарисовки по памяти или по представлению интерьера жилого
помещения .
Для того чтобы выполнить задание урока, послушайте несколько рекомендаций:
1. Зарисовки интерьера лучше всего начинать с небольших уголков твоей квартиры или дома. Это может быть любая комната. Цель этих рисунков интерьера – выявить характерные особенности изображаемого помещения и его обстановки .
2 Зарисовки интерьера по памяти или наблюдению можно сделать в двух видах: фронтальном с одной точкой схода и угловой с двумя точками схода.
- У кого есть вопросы?
-Желаю всем творческих успехов.
-После завершения задания поменяйтесь работами друг с другом и оцените их.
6. Рефлексия
Цель: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
Задачи: подвести итоги практической работы учащихся; выявить степень удовлетворенности работой.
Выставка работ учащихся Выставление оценок.
7. Подведение итогов
Получение учащимися информации о реальных результатах обучения.
Что мы вспомнили на уроке?
- Что нового узнали?
- Чему научились на уроке?
Ответы детей
- Научились самостоятельно выполнять зарисовки по памяти или представлению интерьера своего жилого помещения с различных точек зрения, применяя правила линейной перспективы.
Цель урока считается достигнутой, если все учащиеся справились с работой.