Дата : 26.11.2020
Тема урока : Красота природы и её форм.
Цель урока : Научиться эмоционально воспринимать природу в произведениях искусства, сравнивать пейзажи различных художников, вспомнить жанры пейзажа, получить сведения о применении нестандартных предметов для изображения картин.
Ход урока :
Организационный момент урока
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
Изучение нового материала
Дерево, как любой живой организм, состоит из отдельных органов: листьев, веток, ствола и корней.
Каждый из них выполняет особую функцию. Ещё в 18 веке учёные доказали, что животные делают воздух непригодным для дыхания, а растения «улучшают его». Зелёное растение очищает воздух только на солнечном свету. При солнечном свете растения выделяют кислород, которым дышат животные и люди, а поглощают из воздуха углекислый газ, который животные и люди выдыхают. Зелёный лист – источник жизни на Земле. Если бы не было растения, не было бы на Земле животных и человека.
Растения также служат источником пищи для всего животного мира. Опавшие листья являются хорошим органическим удобрением для почвы; уголь и нефть образовались из остатков растений, живших в далёкие времена.
Никогда прежде живая природа так не нуждалась в защите человека, как сегодня. Особая роль в этом всенародном деле принадлежит искусству. Общеизвестна огромная сила его эмоционального воздействия на сердца людей. Среди художников разных эпох были певцы родной природы.
Сегодня мы с вами узнаем много интересных сведений о деревьях, их ценности в природе и жизни человека. А для этого мы с вами отправимся в лес. Прогуляемся по лесу изображённому художниками-пейзажистами.
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению естественной или изменённой человеком природы.
В пейзаже есть такие жанры :
Лирический,
эпический,
романтический,
драматический,
реалистический.
Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки чувств, эмоций художника его отношение к окружающей природе.
Блестящим знатоком русского леса был Иван Иванович Шишкин, он знал характер, пластику, анатомию каждого дерева.
Шишкин считал, что уже рисунок дерева должен дать представление не только о породе дерева, но и о его возрасте, определять, где оно растёт – в полутёмной роще или на вольном просторе. «Главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, вследствие чего картина с натуры должна быть без фантазии» – говорил художник. ( При рассмотрении картин Шишкина включается аудиокассета из серии «Наедине с природой»). В картине «Рубка леса» Шишкин воспроизводит всё то, что попадает в поле его зрения, не забывая и пересчитать годичные кольца на торце спиленного дерева.
В
картине «Прогулка по лесу» Шишкин «рассказывает» о берёзовой роще, в которой отправилось на прогулку барское семейство, и ни одна подробность: ни валун на переднем плане, ни замшелые корни старого дерева, ни ствол сломанной берёзы с ободранной корой – ничто не ускользнуло от его пытливого взгляда. Работа с натуры – основа творческого метода И.И.Шишкина.
Большую роль в пейзажном искусстве играет живопись.
В
ершин мастерства Шишкин достигает при написании картины «Сосны, освещённые солнцем». То, что это полотно написано целиком с натуры, очевидно. Полуденное солнце светит ярко, образуя кружевной рисунок теней на стволах освещённых сосен. Шишкин радуется солнечному дню и строит картину на контрастах тёмного и светлого, тёплого и холодного, внимательно разглядывая узорчатый рисунок теней.
И
саак Ильич Левитан умел в скромном мотиве увидеть и запечатлеть на полотне проникновенный образ русской природы, бесконечно разнообразной в своих проявлениях и всегда волнующей. На картине «Берёзовая роща» он показал летний солнечный день. Лучи солнца проникают сквозь густую листву, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы. В сплошной массе зелени сами стволы берёз кажутся трепещущими лучами света. Мелкое кружево листвы изумрудной россыпью свисает с веток. Фиолетовые оттенки на стволах берёз и фиолетовые огоньки лесных цветов, вспыхивающие в траве, оживляют цветовую гамму. Художник выбирает удлинённый формат картины, чтобы показать вольный простор рощи с её как бы разбегающимися деревьями, её прихотливую и пленительную красоту.
Выполнение работы
Выставка композиции (рисунка)