СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка урока по теме "Разделений смесей". Ученики узнают какие основные методы потребуются для разделения смеси.
Урок химии в 8 классе
Тема урока: Основные методы разделения смесей
Цель урока: сформировать понятия о чистых веществах и смесях; ознакомить учащихся с основными способами разделения смесей; продолжить знакомство с лабораторным оборудованием и методикой проведения химических экспериментов; подготовить учащихся к выполнению практической работы.
Оборудование и материалы: пробирки, фильтровальная бумага, химические стаканы, воронка, фарфоровая чашка, горелка, прибор для перегонки веществ; песок, поваренная соль, вода, этанол.
Базовые понятия: молекула, чистое вещество, смесь, фильтрование, отстаивание, кристаллизация, выпаривание, дистилляция, перегонка.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
1. Основные методы разделения смесей.
2. Демонстрация методов разделения смесей.
Обобщение и систематизация знаний.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа.
Что называют молекулами?
Какие вещества называют чистыми?
Почему выражение «молекула воздуха» не имеет смысла?
Дайте определение смесей.
Как можно классифицировать смеси?
Индивидуальное задание.
Во время беседы несколько учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Карточка 1.
Выпишите отдельно названия чистых веществ и смесей: молоко, газированная вода, морская вода, воздух, водород, сахар, цинк, железо, стекло, нефть, мел.
Карточка 2.
Объясните, почему нефть не имеет постоянной температуры кипения.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ.
Рассказ учителя.
Для изучения свойств веществ их необходимо освободить от примесей, то есть очистить. Способы очистки зависят от свойств разделяемых веществ. Существует много способов разделения смесей. Среди них можно выделить несколько основных.
Работа с таблицей.
Методы разделения смесей рассмотрены в следующей таблице.
№ п/п | Метод | Описание | Какие смеси можно разделять |
1. | Разделение магнитом | Основан на способности некоторых веществ притягиваться магнитом | Смеси твердых веществ, одно из которых притягивается магнитом |
2. | Отстаивание | Смесь, состоящая из твердых веществ, высыпается в воду (или другую жидкость с подходящей плотностью). Смесь, состоящая из жидких веществ, оставляется на время до расслоения. | Неоднородные смеси двух твердых или жидких веществ с различной плотностью. |
3. | Фильтрование | Смесь пропускается через тело (сито или фильтр), в котором имеются пары (отверстия) соответствующего размера. | Неоднородные смеси жидких и твердых, твердых и газообразных, жидких и газообразных веществ. |
4. | Выпаривание | Смесь подвергается нагреванию, при котором жидкость испаряется, а твердое вещество остается в виде кристаллов. | Однородные смеси жидких и твердых веществ. |
5. | Кристаллизация | Смесь твердого и жидкого вещества нагревается. После испарения части жидкости смесь охлаждается. Твердое вещество выпадает в осадок в виде кристаллов. | Однородные смеси растворимых твердых и жидких веществ. |
6. | Дистилляция (перегонка) | Смесь двух жидкостей медленно нагревается. При этом наиболее легкокипящее вещество испаряется раньше, его пары охлаждаются, конденсат собирается в отдельной емкости. | Однородные смеси двух жидкостей с различными температурами кипения. |
2. ДЕМОНСТРАЦИЯ МЕТОДОВ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСЕЙ.
Демонстрация.
1) Фильтрование.
Учитель растворяет заранее подготовленную смесь поваренной соли с песком в небольшом количестве воды. Затем он показывает учащимся, как складываются обычный и складчатый фильтры из фильтровальной бумаги. Полученная суспензия фильтруется. При этом необходимо отметить, что до фильтрования раствор был «грязным», с песчинками, а после фильтрования стал чистым. Песок остался на фильтре и не попал в фильтрат.
2) Выпаривание.
Полученный в предыдущем опыте фильтрат помещается в фарфоровую чашку и нагревается в пламени горелки. После испарения всей жидкости в фарфоровой чашке остается твердое вещество, которое представляет собой чистую поваренную соль.
3) Дистилляция.
В прибор для перегонки помещается смесь воды с этиловым спиртом. Для большей эффектности опыта в начальную смесь можно добавить небольшое количество водорастворимого красителя или индикатора. В колбу обязательно помещается несколько «кипелок» - осколков пористого фарфора. Необходимо объяснить учащимся, что наличие кипелок обязательно потому, что парообразование происходит на порах наибольшего размера, а поры кипелок больше пор и микротрещин стекла. В отсутствие кипелок парообразование будет происходить на стенках колбы, что приведет к увеличению микротрещин стекла и к разрушению колбы. Бывает, что колба разрывается непосредственно во время опыта.
В холодильник запускается вода. Необходимо отметить, что вода пускается противотоком по отношению к парам жидкости внутри холодильника. Колба со смесью нагревается. Когда показания термометра достигают 78°С, жидкость в колбе закипает. Поскольку из двух жидкостей первоначальной смеси этанол имеет более низкую температуру кипения, он закипает первым. Пары спирта поднимаются вверх, попадают в холодильник, где под действием холодной воды в рубашке холодильника охлаждаются и конденсируются. При этом в приемник попадают капли почти чистого спирта.
После выкипания всего спирта жидкость в колбе перестает кипеть и продолжает нагреваться. Когда температура достигает 100°С, начинает кипеть вода. Теперь из холодильника будут стекать капли воды.
Таким образом можно разделить смесь двух жидкостей с разницей температур кипения не менее 5°С.
IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Коллективное обсуждение.
Рассматриваются приемы очистки поваренной соли от нерастворимых в воде частиц (песка, древесных или железных опилок). Обсуждается ряд вопросов.
1) Какими физическими свойствами обладает поваренная соль?
2) Как разделить смесь соли с веществом, нерастворимым в воде?
При ответе на последний вопрос целесообразно составить план действий, которым учащиеся смогут воспользоваться на следующем уроке при выполнении практической работы:
1) растворить смесь в воде;
2) отделить примесь нерастворимого вещества фильтрованием;
3) выпарить очищенный раствор соли.
Задание.
1. Приведите примеры смесей, которые можно разделить фильтрованием, отстаиванием. Ответ представьте в виде таблицы.
Способы разделения солей
Состав смеси | Способ разделения |
|
|
2. В сахар случайно попала раскрошенная пробка. Как очистить от нее сахар?
3. Приведите пример смеси, состоящей из 2-3 веществ, и перечислите последовательность действий, необходимых для их разделения.
4. Предложите способы разделения смесей: а) вода и бензин; б) поваренная соль и мел; в) поваренная соль, железные и древесные опилки; г) цельное молоко.
5. Природную воду отфильтровали. Можно ли считать, что теперь получено чистое вещество? Какими способами можно получить чистую воду?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Изучить § 4.
2. Выполнить задания 1-3, [с. 28].
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА