Тема урока: «Моль – единица количества вещества. Молярная масса»
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! К уроку все готовы? Кто сегодня отсутствует?
2. Актуализация знаний и целеполагание:
Давайте вспомним:
-Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?
- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?
Мы с вами знаем, что все подлежит измерению. И вы уже знакомы с единицами измерения массы или объема. Например,
При покупке сахара мы определяем его ___(вес) при помощи весов, пользуясь единицами измерения-________(килограммами, граммами).
При покупке разливного молока мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр)
Также мы можем определить, сколько штук, например, конфет в 1 килограмме.
Химия наука о веществах. Вещества состоят из атомов или молекул. В каких единицах можно измерить, вещества? Ведь атомы и молекулы невозможно подсчитать и взвесить.
И тогда перед учеными возникла проблема. Для измерения вещества необходимо было выбрать особую единицу, в которой соединились бы сразу две величины – число молекул и масса вещества. Такую единицу в конечном итоге выбрали и назвали ее – моль.
Исходя из всего вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока (познакомиться с понятиями – количество вещества, моль, молярная масса; научиться решать задачи, связанные с этими понятиями).
Таким образом, тема нашего урока: «Моль – единица количества вещества. Молярная масса». Запишем ее в тетрадь.
3. Изучение нового материала
В русском языке достаточно часто встречаются слова, которые пишутся одинаково, но значение у них разное. Напомню, такие слова называются – омонимы. Если мы с вами заглянем в словарь и попробуем найти значение слова «моль», то словарь нам выдаст несколько значений:
1.Моль комнатная — это насекомое, которое относится к виду чешуекрылых. Является домашним вредителем. Существует несколько видов моли, но наибольший вред приносит именно платяная моль, которая откладывает яйца в шубах, шерстяных коврах и одежде.
2.Также моль — это лес, который сплавляют по реке бревнами, не связывая в плот.
У слова моль есть еще одно значение.
3. Моль — единица измерения в химии.
Давайте рассмотрим реакцию взаимодействия водорода и кислорода:
2Н2 + О2 = 2Н2О
Как нужно отмерить водород и кислород, чтобы они полностью прореагировали и образовали воду?
(Нужно взять на одну молекулу кислорода две молекулы водорода.)
- Но технически это выполнить невозможно из-за малого размера молекул. Как быть?
Что, если взять столько граммов водорода, сколько весят 2 его молекулы, т.е. массой 4 г. Соответственно кислорода взять 32 г, т.е. какова его молекулярная масса. Тогда поставленное вначале условие будет соблюдено - все молекулы водорода, и все молекулы кислорода прореагируют друг с другом и образуют воду.
Потому вещество и решили измерить особой единицей, в которой как бы соединились две величины - число молекул и масса вещества.
Такая единица называется моль
Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная молекулярная масса вещества:
1 моль Н2 весит 2 г (Мr (Н2) = 2)
1 моль О2 весит 32 г (Мr (О2) = 32)
1 моль Н2О весит 18 г (Мr (Н2О) = 18)
А сколько реальных частиц - молекул содержится в 1 моле любого вещества?
Экспериментально было доказано, что 1 моль любого вещества содержит 6,02х1023 молекул, атомов или других частиц. Число 6,02х1023 называют постоянной Авогадро и обозначают NA, по имени ученого, который впервые использовал эту величину.
Количество вещества обозначается буквой n («эн») или v («ню»).
МОЛЬ - это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, равное 6,02.1023 структурных единиц данного вещества – молекул (если вещество состоит из молекул), атомов (если это атомарное вещество), ионов (если вещество является ионным соединением).
Примеры:
1 моль (1 М) воды = 6,02.1023 молекул Н2О,
1 моль (1 М) железа = 6,02.1023 атомов Fe,
Теперь мы имеем удобную единицу количества вещества моль, с помощью которой легко отмерять равные порции молекул или атомов простым взвешиванием.
Разумеется, если мы увеличим или уменьшим взятое нами количество водорода и кислорода в одинаковое количество раз, то и порции реагирующих молекул уменьшатся или возрастут во столько же раз.
Как мы видим, масса одного моля какого-нибудь вещества (в граммах) численно совпадает с молекулярной или атомной массой этого вещества. Это очень удобно для химических расчетов.
Масса одного моля вещества называется МОЛЯРНОЙ МАССОЙ. Она обозначается буквой М и имеет размерность г/моль. Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль).
Молярная масса численно всегда совпадает с молекулярной массой (или атомной массой - если вещество состоит не из молекул, а из атомов).
Молярная масса М – постоянная величина для каждого конкретного вещества. Без неё не обойтись при вычислении количества молей (n). Однако в дальнейшем для нас основным рабочим инструментом будет именно МОЛЬ вещества.
Чтобы узнать число молекул (N), содержащихся в определенном количестве вещества, можно воспользоваться формулой:
4. Закрепление изученного материала:
1. Рассчитайте массу 2 моль оксида углерода (IV).
2. Сколько молекул содержится в 11 г углекислого газа CO2 ?
3. Найдите массу 15*1023 молекул кислорода.
4. В реакции с серой взаимодействуют 0,5 моль железа. Определите массу железа.
5. Подведение итогов:
Формулируем выводы по уроку:
1.Моль (n) – единица количества вещества.
2. Один моль любого вещества содержит одинаковое число структурных частиц (молекулы, атомы и др.), равное 6,02х1023 , называемое числом Авогадро, или постоянной Авогадро, которая обозначается NA.
3. Молярная масса (М) – масса 1 моль вещества. Выражается обычно в граммах на моль (г/моль).
4. Взаимосвязь массы, числа частиц и количества вещества выражается формулами:
6. Домашнее задание: