СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии на тему " Окислительно-восстановительные реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок для студентов профессиональных училищ 1 курса

Просмотр содержимого документа
«урок по химии на тему " Окислительно-восстановительные реакции"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА



Предмет Химия

Тема Окислительно-восстановительные реакции

Группа 1 курс

Литература Химия. / Ю.М.Ерохин.-М.: Академия, 2010.-400с.


Тема


Окислительно-восстановительные реакции.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Воспитательные задачи

  • Воспитывать коммуникативные качества работы в группах

  • Анализировать рабочую ситуацию.

  • Корректировать собственную деятельность.

  • Нести ответственность за результаты работы.

  • Воспитывать способность самооценки и взаимооценки.

  • Воспитывать любознательность, активность, самостоятельность

  • Прививать чувство ответственности за состояние нашей природы на основе формирования представлений о химической грамотности, экономической и экологической целесообразности использования оксидов углерода.





Образовательные задачи



  • повторить основные понятия о процессах окисления и восстановления

  • степени окисления, окислителях и восстановителях

  • рассмотреть сущность окислительно-восстановительных реакций,

  • выработать умения по составлению уравнений химических реакций, протекающих в различных средах методом электронного баланса.



Развивающие задачи


  • Развивать познавательный интерес, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливая связь изученного материала с жизнью, а также используя современные информационные технологии в сочетании с классическими методами обучения (химический эксперимент).

  • Учить умению анализировать.

  • Устанавливать причинно – следственные связи.

  • Выстраивать логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключений.

  • Продолжать формирование интереса к дисциплине при изучении данной темы, способствующей расширению кругозора обучающихся. 

  • Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций,

  • Применять полученные знания в учебном процессе и быту.

  • Развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность.

  • Развивать самостоятельность при самоподготовке.


Применяемые технологии:

    • Современные информационные (компьютерные) технологии

    • Технология проблемного обучения (элементы)

    • Технология организации групповой работы

УУД

Личностные: 

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

  2. Самоконтроль и самооценка. Взаимоконтроль и взаимооценка

Регулятивные: 

1.Постановка цели и анализирование условий достижения цели.

2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Познавательные: 

  1. Определение понятий.

  2. Умение структурировать знания.

  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.

  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

  2. Умение участвовать в коллективном или групповом обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Лабораторные опыты

Демонстрационный эксперимент:

    1. реакция разложения дихромата аммония

    2. реакция взаимодействия цинка с соляной кислотой

    3. реакция взаимодействия железа с сульфатом меди

Оборудование и реактивы


Оборудование: мультимедийный проектор,

компьютер,

экран,

колонки,

Оборудование и реактивы для эксперимента:

Спиртовка, сульфат меди, железный гвоздь, цинк, соляная кислота, дихромат аммония.

Литература

1. Химия. 9-10 класс: Настольная книга учителя/ О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.- М.: Дрофа, 2004.- 480с.

2. Химия. / Ю.М.Ерохин.-М.: Академия, 2010.-400с.

3.http://school-collection.edu.ru



Характеристика этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Время

Организационный момент







Актуализация опорных знаний.



Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть  вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже узнают  много нового и  интересного.  А как ваше настроение? Я надеюсь,  оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания. За каждый правильный ответ вы будете получать бонусы –жетоны смайлики, я их буду клеить на ваших оценочных листах. В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас получит оценку.

Наше учебное занятие  я назвала « Кто-то теряет, а кто-то находит…». Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке (Ответы обучающихся). В течение урока мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

Слайд 2. Работать мы будем под девизом: Чтобы что –то узнать, надо уже что – то знать

Давайте выясним, что же все-таки мы знаем.


Слушают преподавателя, настраиваются на работу.

 





Ответы обучающихся

1-2 мин








1-2 мин


Проверка домашнего задания в виде химической разминки.
























Проверка знаний обучающихся в виде химического диктанта.

   Я предлагаю вам химическую разминку.

  • Что изучает химия – это наука о веществах и их превращениях

  • Что такое вещество – это то из чего состоит тело.

  • Из каких частиц состоит вещество? Из атомов, молекул, ионов

  • Какое строение имеет атом? Атом состоит из ядра и электронной оболочки

  • Почему атом электронейтрален? В нем сколько протонов столько же электронов

  • Какие преобразования могут происходить с атомами? Атом может забирать электроны и отдавать их

  • Какой элемент только забирает электрон, а свои никогда не отдает

  • Какие элементы только отдают свои электроны?

  • Какие частицы называются ионами? Какими они бывают?

  • Что такое степень окисления?

  • Чему равна степень окисления кислорода в большинстве соединений? Почему? Дайте обоснованный ответ.

  • Чему равна степень окисления элементов в простых веществах?

  • Чему равна сумма положительных и отрицательных степеней окисления в сложных веществах?

Для дальнейшей проверки ваших знаний предлагаю провести химический диктант. Слайд 3

Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:

I вариант- для кальция

II вариант – для хлора

На эту работу я вам даю 5 минут

1.Является металлом

2.Порядковый номер 20

3.Атомная масса 35,5

4.На внешнем уровне 2 электрона

5.Является неметаллом

6.Проявляет степень окисления +2

7.Может проявлять как отрицательную, так и положительную степень окисления

8.Высшая степень окисления равна +7

9.Как простое вещество имеет нулевую степень окисления

10.Может принять 1 электрон

11.Всегда отдает 2 электрона

Слайд 4

 


Отвечают на вопросы























Выполняют работу на отдельных листах

3 мин

























5 мин

Взаимопроверка в парах

I вариант – 1,2, ,4,6,9,11 Слайд 5

II вариант – 3,5, 7,8,9, 10


2 мин

Проблемная ситуация

Итак, химия наука о явлениях, которые происходят с веществами. Эти явления называются химические реакции.

Слайд 6

Задание: На доске даны уравнения реакции, определите в каком из них элементы ,меняют степень окисления

СаСО3→СаО+СО2

Zn+Н2SO4→ZnSO4+H2

NaCl+AgNO3→NaNO3+AgCl



Работа отдельных обучающихся возле доски. За работу получают жетоны.








4 мин

Формулировка темы урока, его цели

Сегодня мы более подробно познакомимся с реакциями, в которых элементы меняют свою степень окисления о явлениях, с которыми вы часто сталкиваетесь в своей жизни, не догадываясь, что в их основе лежат окислительно-восстановительные реакции.

Слайд 7

Итак, тема нашего урока окислительно-восстановительные реакции

Записываем определение


Слайд №8

ОВР-это такие реакции, при которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества.

Слайд 9

Cуть ОВР- переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим.

Слайд 10

Какие цели мы поставим на этом уроке:

    1. Научиться определять ОВР

    2. Рассмотреть движение электронов

    3. Научиться определять окислитель и восстановитель

4. Почему они так называются?

5. Где в окружающем нас мире мы встречаемся с окислительно –восстановительными реакциями?

6. Какое значение в жизни человека имеют окислительно – восстановительные реакции

7. Где применяются эти реакции.



обучающиеся пробуют формулировать цели урока

2-3 мин






















Изучение нового материала





Лабораторный опыт №1

Слайд 11, 12 , 13, 14, 15


А знаете ли вы… что весь окружающий нас мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в  которой ежесекундно протекают реакции,  и в основном окислительно – восстановительные.

Окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. С ними связаны, например, процессы дыхания и обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговороты веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи и кислоты, а так же многие другие ценные продукты. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования химической энергии в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах.







Первую цель мы с вами уже достигли. Как можно определить ОВР?

А сейчас настало время лабораторному опыту. Я вам покажу химическую реакцию, которую назвали "вулканом"

Слайд 16

Запишем эту реакцию

(NH4 )2Cr2O7 →N2 +Cr2O3 +4H2O


Чтобы увидеть движение ē рассмотрим метод электронного баланса

Слайд 17

  • Записать схему реакции

  • Определить СО элементов

  • Определить число отданных и принятых электронов

  • Составить электронный баланс

  • Определить коэффициенты

  • Перенести коэффициенты в уравнение реакции


Слайд 18

Восстановитель- отдает ē

Окислитель -принимает ē


Слайд 19


Процесс окисления

Процесс восстановления


Вывод. Окисление всегда сопровождается восстановлением и наоборот, то есть окислительно – восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов – окисления и восстановления.

 



Цифры в электронном балансе помогают уравнять химические реакции.
























О:Расставить степень окисления у элементов.




Возле доски работают 1обучающийся.( За работу получает жетон)








В тетрадях записывают определения






















8-12 мин

Закрепление основных понятий


Теперь давайте потренируемся Слайд 20


Согласно схеме N+5 + ne- → N-3

число принятых электронов (n) равно

1) 5 2) 2 3) 3 4) 8



Реакция, уравнение которой Слайд 21


4NH3 +5O 2 → 4NO + 6H2O

соответствует схема превращения азота

1) N+3 → N+2 3) N+3 → N-3

2) N-3 → N-2 4) N-3 → N+2


За правильные ответы получают жетоны















5 мин

Физкультминутка

Пр: Ребята, вы ,наверное, немножко переутомились. Я предлагаю сделать физкультминутку. Слайд 22-27

Встаем возле парты.


Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.



5 мин

Лабораторный опыт №2

Лабораторный опыт №3









Закрепление изученного материала


































Подведение итогов урока


















Рефлексия










Слайд 28 Вызывает одного из обучающегося, выполняют лабораторный опыт  Zn + 2HCl = ZnCl2 + H 2 Слайд 29

Слайд 30 Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4

Слайд 31









Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени окисления окислителя в ней.


Слайд 32


СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ

A) Cl2 + K2MnO4 → KMnO4 + KCl

Б) С + HNO3 → H2О + NO2 + СО2

В) S + HNO3 → H2SO4 + NO

Г) HI + FeCl3 → FeCl2 + HCl + I2

 

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ

ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ

1) Э+5 → Э+2

2) Э+5 → Э+4

3) Э+3 → Э+2

4) Э0 → Э-1

5) Э-1 → Э0

Слайд 33

Теперь попробуйте поработать в группах. Какая группа будет готова с нее и начнем. Слайд 34

Установите соответствие между изменением степени окисления атома серы и схемой превращения вещества.



СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ

A) H2S + O2 → SO2 + H2O

Б) H2SO4 + Na → Na2SO4 + H2S + H2O

В) SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr

ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ СЕРЫ

1) Э+4 → Э+6

2) Э+6 → Э-2

3) Э+6 → Э+4

4) Э-2 → Э+6

5) Э-2 → Э+4


Слайд 35

Давайте сделаем выводы:

  1. ОВР чрезвычайно распространены

  2. Суть ОВР-переход электронов от одних атомов , молекул и ионов к другим

  3. ОВР-единство двух противоположных процессов окисления и восстановления





Вернемся к целям урока.

  • На все ли вопросы мы нашли ответы?

  • Почему наш урок я начала с фразы «Кто- то теряет, а кто-то находит»?

  • Какие реакции называются окислительно-восстановительные

  • Как называются частицы, которые отдают электроны?

  • Как называются частицы, которые принимают электроны?

  • Приведите примеры ОВР из нашей жизни

Посмотрите на свои оценочные листы, посчитайте количество смайликов, передайте мне

Сегодня хорошо работали на уроке-

Порадовали меня-

Больше внимание нужно уделять предмету-





Вопросы к ученику

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?


2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?


3

Как работали на уроке твои одноклассники?


4

Как работал ты на уроке?


5

Сегодня я узнал…


6

Я удивился…


7

Теперь я умею…


8

Я хотел бы…




Демонстрируют опыт

Записывают уравнение реакции на доске

Составляют электронный баланс




Работаем фронтально




Обучающие получают жетоны




















































5 -7мин



5-7 мин






6 мин

























5 мин
































Оценивание обучающихся.




Заключительное слово

Сейчас прозвенит звонок,

Другой начнётся урок.

Ребята, спасибо хочу вам сказать

И на прощание пожелать:

Дерзайте, думайте, творите,

Ответы сами вы ищите.

Тогда все знанья будут впрок.

Любой решите жизненный урок!




Домашнее задание


Записывают домашнее задание