Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
Проверочная работа в тетрадях.
Запись на доске:
Первый вариант | Второй вариант |
SO2, CuO, Mq, H2SO4, | KOH, HNO3, ZnO, AqNO3, |
Cu(OH)4, AqNO3, NaOH, Mq. | P2O5, Al(OH)3, Ca, Cu. |
Задания:
1. Выписать в тетради в столбик вещества, с которыми вступает в реакцию соляная кислота.
2. Два ученика, по одному от каждого варианта, на доске подчёркивают вещества.
3. Задания для вариантов:
Mq + 2HCl →MqCl2 + H2
окисляется восстанавливается
восстановитель окислитель
- Какой это тип реакции? (Реакция замещения).
- Как называется реакция, в которой вещества меняют свои степени окисления? (Окислительно-восстановительная).
- Какой элемент является окислителем, какой восстановителем?
- Что окисляется, а что восстанавливается?
AqNO3 + HCl → AqCl↓ + HNO3
- Вспомните признаки реакции. (Белый творожистый осадок).
- Тип этой реакции? (Реакция обмена).
- Для чего в лаборатории применяется эта реакция? (Для распознания HCl и её солей).
4. Остальные уравнения реакций записать дома.
Решение экспериментальной задачи:
В двух пробирках находятся вещества, в одной NaCl в другой Na2CO3.
Как узнать где хлорид, а где карбонат? Кто предложит способ решения этой задачи? (Добавим AqNO3.. К осадку добавим HNO3. Осадок хлорида не растворяется в HNO3, а осадок карбонада растворяется).
(Ученик выполняет практически задачу у доски).
III. Изучение нового материала.
Тема: «Галогены. Сравнительная характеристика».
Вопрос учащимся: Перечислите, какие галогены находятся в периодической системе?
Ответ: Фтор, хлор, бром, йод, астат.
Учитель: Фтор будем рассматривать на следующем уроке, т.к. этот галоген обладает рядом специфических свойств, отличающих его от других галогенов.
Астат в школьном курсе не изучается, его свойства, как элемента радиоактивного изучены мало.
Сегодня на уроке в центре внимания находится хлор, бром и йод.
Рассмотрим физические свойства галогенов.
В каком агрегатном состоянии находятся эти вещества?
(Демонстрация агрегатных состояний веществ).
Хлор – газ, летуч, жёлто-зелёный. Бром – летучая жидкость бурого цвета. Йод – твёрдое вещество, летуч, фиолетового цвета. Йод тоже летуч, при нагревании он переходит из твердого в газообразное состояние, минуя жидкое. Такой процесс называется возгонкой.
(Демонстрация возгонки йода).
Вопрос учащимся: В чём сходство галогенов, хотя у них разные агрегатные состояния?
Ответ: Летучесть.
Вопрос учащимся: Почему характерна летучесть для галогенов? С чем это связано?
Ответ: Потому что у них молекулярная кристаллическая решётка.
(Демонстрация модели).
Учитель: Молекулярная кристаллическая решётка йода.
В углах решётки молекулы, межмолекулярные силы очень слабые, решётка не прочная.
Посмотрим растворимость галогенов в воде.
(Демонстрация растворимости галогенов в воде).
Хлор – хорошо растворим в воде (Хлорная вода, водный раствор Cl2). Бром – хуже растворим в воде (Бромная вода имеет бурую окраску). Йод – плохо растворяется в воде (Йодная вода имеет бурую окраску). Бром и йод хорошо растворяются в органических растворителях, например в спирте. Спиртовой раствор йода в таком состоянии находится в наших аптечках.
Теперь рассмотрим химические свойства галогенов.
Вопрос учащимся: В чём сходство химических свойств галогенов?
Ответ: Они взаимодействуют с металлами и водородом.
Вопрос учащимся: Как, зная электронное строение галогенов, объяснить эти свойства?
Ответ: Внешний слой их атома содержит семь электронов, до завершения недостаёт одного электрона. Поэтому они легко восстанавливаются, и являются окислителями.
Учитель: По этой же причине фтор, бром и йод, как и хлор в свободном состоянии образуют двух атомные молекулы.
Запись на доске:
Br2 I2
H2 + Br2 → H2 + I2 →
Al + Br2 → Al + I2 →
Вопрос учащимся: А теперь назовите отличия в строении атома хлора, брома и йода?
Ответ: Увеличивается заряд ядра атомов, увеличивается число электронных слоёв и значит, увеличивается расстояние валентных электронов от ядра, т.е. радиус атомов.
Учитель: Давайте посмотрим, как это отражается на химических свойствах.
(Демонстрация опыта: берём KBr и Cl2 хлорная вода. Появляется бурое окрашивание, это происходит потому, что выделяется свободный Br2 (бурая окраска).)
Учитель: Запишем уравнение реакции: 2KBr + Cl2 → 2KCl + Br2
окислитель Cl2 + 2e → 2Cl восстановление
восстановитель 2Br – 2e → Br2 окисление
(Демонстрация опыта: теперь возьмём KI и Cl2. Наблюдаем бурое окрашивание, видим свободный I2. 2KI + Cl2 → 2KCl + I2.)
Учитель: Реактивом на йод служит крахмал, он даёт синее окрашивание с ним.
(Демонстрация опыта: крахмальный клейстер →синее окрашивание, выделяется свободный йод).
Вывод:
Хлор вытесняет бром и йод из их соединений, значит он активнее чем бром и йод.
Учитель: Посмотрим теперь, какое вещество более активное бром или йод.
(Демонстрация опыта: KI и Br2 Бромная вода. Наблюдается появление бурой окраски).
Учитель: Какое вещество окрасило раствор в бурый цвет? Бром или йод? Ведь они имеют одинаковую бурую окраску. Как поверить?
Добавляем крахмальный клейстер, происходит синее окрашивание. Значит, бром вытеснил йод из его соединения. Бром активнее йода. 2KI + Br2 = 2KBr + I2
Вывод:
Высокая химическая активность – общее химическое свойство. Но от хлора к йоду активность падает. Фтор ещё активнее, чем хлор. Галоген с меньшим порядковым номером вытесняет любой галоген с большим порядковым номером из раствора соли, но не наоборот.
Вопрос учащимся: А что мы понимаем под химической активностью?
Ответ: Способность принимать электроны, т.е. электроотрицательность.
Вывод:
Следовательно, по мере увеличения порядкового номера в подгруппе галогенов уменьшается электроотрицательность элемента и, следовательно, уменьшаются его окислительные свойства.
Запись на доске:
F 2,7 1. Электроотрицательность уменьшается.
Cl 2,8,7 2. Уменьшаются окислительные свойства.
Br 2,8,18,7
I 2,8,18,18,7
Учитель: Значит в подгруппе галогенов с увеличением R атомов от фтора к йоду, уменьшается способность принимать электроны, т.е. падает электроотрицательность.
Для галогенов как типичных неметаллов характерны соединения с водородом.
Запись на доске:
HF, HCl, HBr, HI 3. Сила кислот увеличивается.

Вопрос учащимся: Как вы думаете, как изменяется в этом ряду сила кислот?
Ответ: Сила кислот определяется прочностью соединения. В подгруппе галогенов R атомов возрастает и прочность соединений уменьшается сверху вниз. Чем прочнее связь, тем кислота слабее.
Вывод:
Сила кислот увеличивается, т.к. прочность соединения уменьшается.
Программированный опрос по карточке
На карточках, которые получили учащиеся, они должны подчеркнуть верный ответ на вопросы, которые написаны на доске.
Вопросы на доске | Первый вариант | Второй вариант |
1. Больший радиус атома | F, Br | Cl, I |
2. Большая электроотрицательность | Cl, I | F, Br |
3. Сильнее окисляется | F2, Br2 | Cl2, I2 |
4. Прочность связи между атомами галогена и водорода | HCl, HI | HF, HBr |
5. Прочность кристаллической решётки | F2, Br2 | Cl2, I2 |
6. Сильная кислота | HF, HBr | HCl, HI |
IV. Домашнее задание.
§ 17. Упражнения № 4, № 7