ПЛАН - КОНСПЕКТ
Композиция. 1 класс. Открытый урок 20.01.2012г.
Тема изучается в течение двух четырехчасовых уроков.
Преподаватель: Климас Л.В.
Тема урока: «Выходят на арену силачи».
Вид занятия: рисование по воображению и представлению.
Цели: Образовательные: развитие композиционных способностей у детей, формирование навыка работы «от пятна».
Воспитательные: воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку, воспитание умения планировать свою работу.
Развивающие: развитие композиционного мышления, художественного вкуса, развитие творческого воображения, развитие интереса к предмету.
Задача 1 урока: научить передавать смысловую связь между героями и эмоциональное отношение к сюжету, соразмерность формата и героев, выделить главное с помощью величины пятна, уметь исправлять ошибку кистью.
Задача 2 урока: научить работе над «деталью», фактурой, выполнить прорисовку деталей костюмов главных героев, интерьера и т.д.
Оборудование для учителя: ПК, план-конспект урока, презентация, раздаточный материал (фигурки цирковых артистов, животных, дрессировщиков, клоунов и т.д.), кисть, краски, 1/2 листа ватмана для педагогического рисунок.
Оборудование для учеников: 1/2 листа ватмана, кнопки, кисти разных размеров, краски гуашевые.
План 1 урока.
1. Организационная часть. (5-10 мин.)
2. Объяснение задач урока. (20-25 мин.)
3. Практическая работа. (140 мин.)
4. Просмотр работ учащихся. (5-10 мин.)
5. Уборка класса. (5-10 мин)
План 2 урока.
1. Организационная часть. (5-10 мин.)
2. Объяснение задач урока. (15-20 мин.)
3. Практическая работа. (145 мин.)
4. Просмотр работ учащихся. (5-10 мин.)
5. Уборка класса. (5-10 мин)
Урок первый.
Ход урока.
Организационная часть: проверка готовности рабочих мест (бумагу закрепить на планшете, приготовить краски, кисти, воду, палитру).
Объяснение задач урока: тема нашего сегодняшнего урока: « Выходят на арену силачи!»
-Вначале я прочту вам стихотворение, а вы, ребята, внимательно послушайте и ответьте, о какой «стране» идет речь?
«Есть страна на белом свете,
Где сильны все и отважны.
Звери взрослые и дети –
Ловок там и весел каждый.
Обезьяны, попугаи, тигры,
Львы, слоны, медведи
Здесь танцуют и играют,
Ездят на велосипеде.
Посмотрите-ка: гимнасты,
Силачи и акробаты
Ловко ходят по канату, -
Тут артист и клоун каждый!»
-Что же это за страна? (цирк)
Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Искусство цирка своими корнями уходит в далёкую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае.
Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища. Когда цирк прибывал в город, он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. На народных русских гуляньях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов-силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, фокусников.
Современное искусство цирка ярко и эмоционально. Он не знает национальных и возрастных границ.
Цирк – это красочное и радостное зрелище, которое одинаково любят и взрослые и дети. На манеже идёт представление, в котором участвуют самые смелые, ловкие виртуозы своей профессии, артисты цирка. Давайте вспомним некоторые цирковые профессии: жонглеры, воздушные акробаты, жонглеры, дрессировщики животных, иллюзионисты и конечно клоуны!
Многие поэты, композиторы, писатели, художники посвятили свои произведения артистам цирка: Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчевый мальчик», Антон Павлович Чехов «Каштанка», Александр Иванович Куприн «Белый пудель», «Девочка и слон». Марк Шагал "Цирковые лошади", «Цирк», Жорж Сера «Цирк», Борис Иогансон «На арене цирка» и многие другие.
-Давайте посмотрим, как художники в своих произведениях передают атмосферу цирка?
Практическая работа:
-Перед началом работы над своей композицией, я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение: разместить фигуры цирковых артистов на листе, (упражнение выполняется на доске и индивидуально каждым учеником, или группами по 2-3 ученика, на рабочем месте, используя раздаточный материал).
- Перед тем как вы начнете выполнять задание необходимо определиться с сюжетом. Вы все будете рисовать цирк, и что бы не повторяться, давайте заранее договоримся у кого какой будет сюжет. Можно воспользоваться предложенными сюжетами или придумать свой.
«Веселые клоуны»
«Укротитель тигров»
«Добрый слон»
«Заклинатель змей»
«Ловкий жонглер»
«Выходят на арену силачи»
«Дрессированные собачки»
-Все действие происходит на арене. Арена является неотъемлемой частью циркового представления, поэтому все герои и происходящее действие, расположено в круге, который можно расположить несколькими способами:
- Теперь, когда вы выбрали расположение арены, выберите героев подходящих к вашему сюжету, и разместите их на «арене». Действующих лиц должно быть несколько, постарайтесь их объединить одним общим действием, обязательно должен быть главный герой. Попробуйте «подвигать» своих героев, придумайте несколько вариантов будущей композиции.
- Запомните получившиеся композиции, их мы будем использовать в своих рисунках.
Этапы выполнения работы:
1
. Намечаем арену, продумываем расположение героев.
2
. Намечаем силуэты героев (работу ведем от пятна, сразу кистью и красками).
3.Решаем в цвете и тоне задний план и арену.
Просмотр работ учащихся:
Композиционное построение.
Цветовое решение.
Соразмерность формата и героев.
Выразительность силуэтов и композиции в целом.
Уборка класса: Учащиеся убирают свои рабочие места, вытирают табуретки, дежурный подметает класс, выносит мусор.
Урок второй.
Ход урока.
Организационная часть: проверка готовности рабочих мест (бумагу закрепить на планшете, приготовить краски, кисти, воду, палитру).
Объяснение задач урока: На прошлом уроке мы начали работу над темой «Выходят на арену силачи». Каждый из вас выбрал сюжет и выполнил рисунок, на листе используя технику работы «от пятна». Вы расположили своих героев на арене, изобразив их цветными силуэтами, подобрали цвет для арены, написали задний план и зрителей.
-Но работа еще не выглядит законченной! Как вы думаете почему?
-На работе не хватает деталей!
Задача нашего сегодняшнего урока: выполнение прорисовки деталей костюмов главных героев, интерьера и т.д.
Цирк - это праздник, и для того что бы более точно передать настроение, передать ту атмосферу, которая царит во время представления, мы должны добавить в нашу работу ярких красок, прописать детали костюмов артистов, украсить интерьер добавив деталей для передачи праздничного настроения.
Этапы выполнения работы:
4
. Прописываем детали: костюмы артистов, детали интерьера и т.д.
5
. Прописываем дальний план, обобщаем.
Просмотр работ учащихся:
Проработка деталей.
Передача настроения, выразительность композиции.
К обсуждению работ можно подключить учащихся, выбрать самую интересную работу, обязательно начать с достоинств работы и только потом указать на недостатки, если они имеются.
Уборка класса: Учащиеся убирают свои рабочие места, вытирают табуретки, дежурный подметает класс, выносит мусор.
Работы, выполненные на уроке.