Урок по курсу "Истоки" в 3-м классе: "Доброта"
Цели: облагораживание души и сердца младшего школьника; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей; приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его истоки.
Задачи: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная. развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Оборудование: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, видеокамера, бусинки, карточки с заданиями для четверок, презентация.
ХОД УРОКА
1. Подготовительный этап (присоединение к теме).
У. Здравствуйте дорогие учителя!
Меня зовут Соколова Надежда Анатольевна - учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №3» г.Чебоксары
А меня зовут Рубцова Любовь Петровна-учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №1» г.Чебоксары
Мы рады вас видеть!
Уроки по курсу Истоки нам нравится начинать с притч.
Сейчас мы вам покажем одну притчу, а вы подумайте, как можно её озаглавить. (видеоролик).
ДОБРОТА
Каким же качеством обладала девочка? (добротой).
А теперь подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете.
Мы смотрели на ваши улыбающиеся лица и заметили, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.
Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
- Давайте обратимся к духовному опыту предыдущих поколений и вместе прочитаем высказывания о доброте великих людей.
Детям даётся задание прочитать высказывания о доброте великих людей (Ппрезентация)
Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: "Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека"(слайд 2)
У. А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: "Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное"(слайд 3)
Солнышко.
- В русском языке очень, много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова «добро». Сейчас выглянет солнышко, и мы узнаем, как именуют…
- Человека, который желает всем добра, готовый содействовать благополучию других людей (Доброжелательный).
- Человека, который достоин одобрения, уважения, очень порядочный, приличный (Добропорядочный).
- Человека сочувствующего, который понимает состояние другого. Об этом человеке говорят, что у него очень доброе сердце. (Добросердечный)
- А о каком человеке говорят – человек добрый и мягкий по характеру, незлобивый. (Добродушный)
- Про какого человека говорят: скромный, кроткий, послушный, имеет хорошее поведение. (Добронравный).
Затем дети читают стихи.
Ученик 1.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Дерево доброты.
- Ребята, а сейчас давайте поделимся друг с другом добрыми словами. Для этого вы на своих бумажных ладошках напишите добрые слова.
- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только твои уста, но и сердце. Ведь добрые слова греют душу человека. И замечательно, когда человек подкрепляет добрые слова добрыми делами.
Слова – это хорошо, а добрые дела ещё лучше.
IV. Работа с учебным пособием.
- Ведь никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
- Ребята, а сейчас давайте обратимся к иконе Николая Чудотворца на с.89. В молитвах часто обращаются верующие к нему с просьбой о помощи (особенно в дороге, в плавании).
СТАТЬЯ
- Вглядитесь в лик этого почитаемого во всем мире чудотворца. Он родился и служил людям давно (в III – в начале IV века), продолжает помогать и сейчас. Он один из самых почитаемых на Руси святых. Он считается покровителем России. 19 декабря Православная Церковь празднует память Николая- Чудотворца. Николай Угодник творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает морякам, путешественникам, детям. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью. Святой Николай прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных.
- Ребята, а какого человека, можно назвать «доброжелательным?»
- Как его узнать среди людей?
- Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на с. 90 (чтение статьи на «Доброжелательность»).
РАБОТА ПО ГРУППАМ (ШКАТУЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ)
1 ГРУППА- Ребята, сейчас я вам покажу шкатулку. Это шкатулка непростая. В ней с давних времён хранятся названия добрых дел, предыдущих поколений.
2 ГРУППА- выбрать самим добрые дела и положить в шкатулку.
3 группа – собрать пословицы (домик)
VI. Рефлексия.
(Действительно, научиться по - настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.)
-А какие качества, помогают человеку, быть добрым?
(милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность).
- А теперь, возьмитесь за руки! Почувствуйте тепло своих рук и рук товарищей. И давайте вместе, исполним песню «Дорогою добра!» (ресурсный круг)
Наше выступление мы закончим притчей «Полна ли банка».
(Притча, музыка)
Всем спасибо за внимание!