Урок по литературе в 9 классе
на тему:
Внеклассное чтение
«Звучи, пушкинская строка»
(по творчеству А.С.Пушкина)
Учитель русского языка и литературы МБОУ г.Керчи РК «Специализированная школа №19 с углублённым изучением английского языка имени Д.С.Калинина»
Кривошеева Р.В.
Керчь
2023г.
Литература (9 класс)
Тема: Внеклассное чтение «Звучи, пушкинская строка»
Цель: показать учащимся многогранность гения поэта, художественное совершенство пушкинской строки;
развивать образное мышление, творческие способности учащихся;
содействовать воспитанию интереса к личности и творчеству А.С.Пушкина;
воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: портреты Пушкина, бюст Пушкина, карта-схема «Пушкин в Керчи», фотоматериал «Пушкин в Керчи», рисунки учащихся, иллюстративный материал по теме; раздаточный материал (27 листов); свеча, канделябр, круглый столик; портретные рамы(2); видеопроектор
Пушкина надо знать и уважать.
Юрий Лотман
-1-
(звучит музыка Вагнера, девочка (Наталья Гончарова в длинном платье) несёт зажженную свечу, ставит к портрету Пушкина)
Ученица: Пока в России длится Пушкин,
Метелям не задуть свечу!
(на экране появляется портрет Пушкина)
Слайд №1: Пушкин
Учитель: Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово!
Дорогие ребята, сегодня у нас светлый праздник. Встреча с удивительным словом Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта, разностороннего гения. Пусть звучит сегодня неповторимая пушкинская строка!
Зажженная свеча-это свеча памяти, которая будет гореть, согревая и объединяя нас и наши сердца.
(звучат колокола, на экране слайд №2: церковь, колокола)
Учитель: Звони, Москва!
И гласи о том, что здесь родился Пушкин, гениальный художник слова, «солнце русской поэзии»!
Поэт любил Москву и посвящал ей проникновенные строки.
Ученик: Москва! Как я люблю тебя!
Святая родина моя!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
-2-
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
Учитель: Слово Пушкина всегда рядом с нами, с самого раннего детства. Сказки, лирика. Ещё не умея читать, мы уже повторяли со слов бабушки или мамы «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Или это - «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...».
Притягательны пушкинские строки. Они подобны тайне – рождают вереницы мыслей, помогают познавать мир, мир человеческих отношений.
(на экране появляется слайд №3: лицей, экзамен)
Ученица: Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Ученица: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
-3-
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Учитель: Слово нашим биографам.
1-ый биограф: Стихотворение называется «19 октября». В этот день в 1811году было открытие Царскосельского Лицея.
Александру было 12 лет, когда его определили в Лицей. Здесь у него появились друзья. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.
Мне 15 лет. И Пушкину было 15 лет, когда появилось его первое печатное стихотворение «К другу стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Я поражена этим фактом.
2-ой биограф: Арист! И ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезёй
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Так начинается стихотворение «К другу стихотворцу». Интересно, что Пушкин подписал стихотворение своим именем, а фамилию перевернул, использовав при этом одну из особенностей древнего финикийского письма.
Учитель: -Ребята, воспроизведите подпись под стихотворением.
(ответы уч-ся)
-Вот так выглядит подпись поэта по-финикийски.
(учитель показывает плакат с подписью)
(на экране слайд №4: Пушкин на скамье)
Учитель: Я счастливый человек. Моя мечта осуществилась. Я побывала в Царскосельском Лицее. Чувства переполняли меня и переполняют. Пушкин виделся там мне повсюду. Вот он, лицеист, пробегает мимо
-4-
старого здания Лицея, весело помахивая рукой. Вот он спешит в учебный класс, чтобы занять первую парту, ведь сегодня он готов на отлично.
Я своё обещание сдержала: привезла видео из Лицея, всё вам показала.
Это удивительные места, с которыми связаны становление и взросление души поэта.
Пушкин - всегда для нас открытие и всегда тайна.
«Что в имени тебе моём?»
Ученик: Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Учитель: Пушкин - наш вечный спутник. Он меняется, всё время разный, но не расстаётся с нами, не становится чужим.
Его поэзия утверждает жизнь.
У каждого из нас свой Пушкин.
Ребята, познакомьте нас с вашими посвящениями поэту. Это было ваше домашнее задание.
(ответы учащихся: посвящения)
-5-
Учитель: Ребята, вы с большим уважением, любовью говорили о поэте. Пусть его поэзия побуждает вас к серьёзной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше и чище, добрее.
-Слово нашей юной поэтессе … Это её поэтическое посвящение поэту.
(ученица читает своё стихотворение)
-Спасибо. Умница!
(на экране появляется слайд №5: портрет Пушкина, работа Кипренского)
Учитель: Вглядитесь внимательно в портрет Пушкина. Работа Кипренского. Художник сумел понять Пушкина. Он угадал его печали, мысли, мечты.
-Что сказал Пушкин об этом портрете?
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит».
(на экране слайд №6: портрет Пушкина, работа Тропинина)
Учитель: Приподнятое настроение, высокий душевный настрой прекрасно передаёт портрет Пушкина, выполненный художником Тропининым.
Не в таком ли состоянии поэт писал:
И пробуждается поэзия во мне.
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
-А каким увидели Пушкина наши юные художники?
Вот работа нашей ученицы…
Представь нам свою работу.
(защита рисунка)
-Слово ученице ...
Иллюстрация к поэме «Цыганы».
(защита рисунка)
-6-
Учитель: Да, у каждого человека свой Пушкин. Ребята, вы знаете, что многие стихи, поэмы поэта легли в основу музыкальных произведений, их исполняют известные музыканты, певцы.
-Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своём творчестве к произведениям Пушкина?
(ответы учащихся)
Действительно, стихи поэта очень музыкальны, они красивы, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства.
-Сейчас прозвучит романс «Я вас любил», в исполнении наших учениц .
(звучит романс)
после романса
(появляется на экране слайд №7: Гау «Гончарова»)
Звучит музыка: «Метель». Свиридов.
Учитель: Зимой 1828 года на балу Пушкин впервые встретил женщину, о которой говорил:
«Тебя, мой ангел, люблю так,
Что выразить не могу словами …»
Эти слова обращены к Наталье Гончаровой, к женщине, которую поэт любил больше жизни. С ней были связаны его самые счастливые и трагический годы жизни.
На балу Пушкин написал изящный экспромт, начинавшийся так:
«Я пленён, я очарован,
Словом - я огончарован!»
(выходит ученик в гриме Пушкина)
Пушкин: Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали произошла зимним вечером на балу у танцмейстера Йогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой он снега,
-7-
и прямо с порога кричит: «Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Йогелю выбирать мне молоденькую невесту!»
Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.
А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.
Тайное предчувствие томило меня и волновало душу…
И вдруг я увидел её - в прозрачном облаке воланов и кружев, в окружении многочисленной родни и знакомых.
Я шагнул навстречу своей судьбе.
(на экране появился слайд № 8: Пушкин и Гончарова)
Учитель: Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.
(берёт со стола письмо Пушкина и гусиное перо)
-Пушкин писал:
(читает письмо)
«Участь моя решена! Я женюсь. Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой!- она моя…
Я никогда не хлопотал о счастии . Теперь мне нужно на двоих…»
1ый биограф: А.С.Пушкин рассказывал, что он часами простаивал перед картиной «Мадонна» итальянского художника Перуджино. И был поражён портретным сходством с Натальей Гончаровой.
(звучит музыка, на экране - слайд №9: Брюллов. «Гончарова»)
(выходят Пушкин и Гончарова, Пушкин усаживает Наталью в кресло)
2ой биограф: Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова написать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто - Натали. Брюллов рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков. Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении.
-8-
Учитель: Музой Петрарки была ангелоподобная Лаура, у Данте - почти божественная Беатриче, у Пушкина - она, земная женщина, его жена Наталья Николаевна Гончарова. Ей он посвятил свой лучший сонет «Мадонна».
Пушкин: (читает сонет «Мадонна»)
(после прочтения Пушкин проводит Гончарову к раме (портрету), она становится в раму)
(на экране слайд №10 : Пушкин и Гончарова)
Учитель: Письма Пушкина к Наталье Гончаровой - это один из замечательных документов эпистолярного жанра, это драгоценный образец словесного искусства, это ключ к биографии поэта.
Сколько пленительной ласки в его словах, сколько заботы о любимой!
(Пушкин идет к раме-портрету, становится в раму)
(Пушкин и Гончарова держат в руках письма, читают их на фоне музыки)
Пушкин: Красавица моя, кумир мой! Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю ещё более твоего лица.
Гончарова: Тебя, мой ангел. Люблю так, что выразить не могу. С тех пор, как здесь я только и думаю, как бы удрать к Петербург к тебе … Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет…
Пушкин: О чем я думаю, Натали? Вот я о чём: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записываться ни в помещики, ни в журналисты.
Писать книги для денег, видит Бог, не могу…
Гончарова: Зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого ещё никогда не испытывал.
Пушкин: Прекрасное моё сокровище. Ты хочешь непременно знать, скоро ли я у твоих ног? Изволь, моя красавица: …это будет через месяц.
Жёнка, потерпи до половины августа, а тут уже я к тебе и явлюсь, и обниму тебя, и детей расцелую. (Пушкин и Гончарова замерли в рамках)
-9-
Учитель: Читая письма Пушкина, мы видим человека с тонкой душой и горячо бьющимся сердцем, который остаётся творцом-художником и в своей переписке.
(Пушкин и Гончарова покидают рамы)
Учитель: Живут в нас пушкинские строки,
слышится чудная музыка стихов.
И в этом мы с вами ещё раз убедимся.
Вам предлагается творческое задание: нужно восстановит пушкинские строки, вставить пропущенные слова, подходящие, на ваш взгляд, по смыслу. Итак, приступайте, желаю удачи.
(раздать дидактический материал)
(учащиеся выполняют задание)
-Слушаем ваши варианты.
(учащиеся читают свои варианты)
-Послушаем оригинал.
(учитель читает оригинал)
-У кого близко к оригиналу?
-Вы хорошо справились с этим заданием.
-Это отрывок из стихотворения Пушкина «Кто видел край, где роскошью природы…»
-О каком крае говорит поэт? (ответ учащихся)
(на экране слайд №11: «Прощай, свободная стихия»)
-Да, конечно, это наш удивительный Крым. Пушкина поразила природа Крыма, жаркое солнце, море, буйная растительность, горы, люди, непохожие по быту и характеру. Всё это было для поэта ново, непривычно, экзотично и необыкновенно привлекательно. «Волшебный край! Очей отрада!»
Ученица: (читает стихотворение «Волшебный край! Очей отрада!»)
-10-
Учитель: В начале сентября 1820 года Пушкин посетил Бахчисарай, который дал ему тему для новой южной поэмы «Бахчисарайский фонтан».
(на экране слайд №12: бахчисарайский фонтан)
-Лиризм пронизывает всю поэму.
Зарема и Мария - живые характеры с яркими индивидуальными чертами.
(идёт инсценировка из поэмы «Бахчисарайский фонтан»)
Учитель: Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
-Плачет бахчисарайский фонтан. Почему?
(ответы учащихся)
-Гирей и в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан.
Учитель: Южная поэма «Цыганы»- одно из лучших произведений молодого Пушкина. Герой поэмы - романтический изгнанник, которому поэт даёт своё имя (Алеко - это Александр).Подобно кавказскому пленнику в поисках свободы бежит он из «неволи душных городов» к свободным , живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам.
(на экране - слайд №13: цыганский табор)
(Инсценировка из поэмы «Цыганы». Звучит гитара)
Учитель: Звучит пушкинское слово. Оно неисчерпаемое, загадочное, зовущее.
Пушкин и Крым.
Пушкин и Керчь! 15ое августа 1820 года - памятная для нас, керчан, дата!
-11-
«Пушкин в Керчи!»- так называется стихотворение керченского поэта Валерия Левенко.
Ученица: (читает стих Левенко «Пушкин в Керчи»)
Учитель: «Пушкин в Керчи»- так называется фильм, созданный инициативной группой 9-А класса.
(показ фильма 9-А «Пушкин в Керчи»)
Учитель: -Я думаю, создатели и актёры фильма заслужили аплодисменты. Спасибо, ребята, вы с любовью, гордостью говорили о Пушкине.
Несомненно, этот фильм - только начало нашей кинематографической деятельности.
-А теперь - внимание! Награждение!
В номинации «Лучшая мужская роль. Пушкин» вручается престижная кинопремия под кодовым названием «Цилиндр-19»…
Кому? (идёт вручение премии)
-Награждается наша юная поэтесса …
(вручается лавровый венок)
-Ребята, сейчас у нас работает « открытый микрофон».
Прошу высказать своё мнение.
-Что вас сегодня на нашей встрече с пушкинским словом заинтриговало, взволновало, поразило?
(ответы учащихся)
Заключительное слово учителя: (звучит музыка)
-Вот и заканчивается наша встреча с Пушкиным. Встреча заканчивается, а великий поэт остаётся с нами. Спасибо ему за то, что она учит нас чувствам добрым.
-Свеча горит. И пусть её свет льётся неутомимо и неостановимо.
Пока в России длится Пушкин, метелям не задуть свечу!
-Ребята, спасибо всем за урок.
Список
литературы
1. Жизнь и творчество А.С.Пушкина (выставка в школе). М. «Детская литература»,1982 г.
2. И. Новиков «Пушкин на юге». Крымиздат. Симферополь ,1949 г.
3. З.С.Старкова «Содружество искусств на уроках литературы». М. «Просвещение»,1988 г.
4. Газета « Керченский рабочий», №147,1992 г.
5 .Газета «Боспор», №28, 2012 Г.