СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе 9 класс внеклассное чтение "Пушкинская строка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе 9 класс внеклассное чтение "Пушкинская строка"

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе 9 класс внеклассное чтение "Пушкинская строка"»





Урок по литературе в 9 классе

на тему:

Внеклассное чтение

«Звучи, пушкинская строка»

(по творчеству А.С.Пушкина)









Учитель русского языка и литературы МБОУ г.Керчи РК «Специализированная школа №19 с углублённым изучением английского языка имени Д.С.Калинина»

Кривошеева Р.В.



Керчь

2023г.

Литература (9 класс)



Тема: Внеклассное чтение «Звучи, пушкинская строка»



Цель: показать учащимся многогранность гения поэта, художественное совершенство пушкинской строки;

развивать образное мышление, творческие способности учащихся;

содействовать воспитанию интереса к личности и творчеству А.С.Пушкина;

воспитывать эстетический вкус.



Оборудование: портреты Пушкина, бюст Пушкина, карта-схема «Пушкин в Керчи», фотоматериал «Пушкин в Керчи», рисунки учащихся, иллюстративный материал по теме; раздаточный материал (27 листов); свеча, канделябр, круглый столик; портретные рамы(2); видеопроектор









Пушкина надо знать и уважать.

Юрий Лотман











-1-

(звучит музыка Вагнера, девочка (Наталья Гончарова в длинном платье) несёт зажженную свечу, ставит к портрету Пушкина)

Ученица: Пока в России длится Пушкин,

Метелям не задуть свечу!

(на экране появляется портрет Пушкина)

Слайд №1: Пушкин

Учитель: Благословен и день, и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово!



Дорогие ребята, сегодня у нас светлый праздник. Встреча с удивительным словом Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта, разностороннего гения. Пусть звучит сегодня неповторимая пушкинская строка!

Зажженная свеча-это свеча памяти, которая будет гореть, согревая и объединяя нас и наши сердца.

(звучат колокола, на экране слайд №2: церковь, колокола)



Учитель: Звони, Москва!

И гласи о том, что здесь родился Пушкин, гениальный художник слова, «солнце русской поэзии»!

Поэт любил Москву и посвящал ей проникновенные строки.

Ученик: Москва! Как я люблю тебя!

Святая родина моя!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

-2-

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Учитель: Слово Пушкина всегда рядом с нами, с самого раннего детства. Сказки, лирика. Ещё не умея читать, мы уже повторяли со слов бабушки или мамы «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Или это - «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...».

Притягательны пушкинские строки. Они подобны тайне – рождают вереницы мыслей, помогают познавать мир, мир человеческих отношений.

(на экране появляется слайд №3: лицей, экзамен)

Ученица: Счастливый путь!.. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе

Прекрасных лет первоначальны нравы:

Лицейский шум, лицейские забавы

Средь бурных волн мечталися тебе

Ты простирал из-за моря нам руку,

Ты нас одних в младой душе носил

И повторял: «На долгую разлуку

Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Ученица: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

-3-

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Учитель: Слово нашим биографам.

1-ый биограф: Стихотворение называется «19 октября». В этот день в 1811году было открытие Царскосельского Лицея.

Александру было 12 лет, когда его определили в Лицей. Здесь у него появились друзья. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Мне 15 лет. И Пушкину было 15 лет, когда появилось его первое печатное стихотворение «К другу стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Я поражена этим фактом.

2-ой биограф: Арист! И ты в толпе служителей Парнаса!

Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;

За лаврами спешишь опасною стезёй

И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Так начинается стихотворение «К другу стихотворцу». Интересно, что Пушкин подписал стихотворение своим именем, а фамилию перевернул, использовав при этом одну из особенностей древнего финикийского письма.

Учитель: -Ребята, воспроизведите подпись под стихотворением.

(ответы уч-ся)

-Вот так выглядит подпись поэта по-финикийски.

(учитель показывает плакат с подписью)

(на экране слайд №4: Пушкин на скамье)

Учитель: Я счастливый человек. Моя мечта осуществилась. Я побывала в Царскосельском Лицее. Чувства переполняли меня и переполняют. Пушкин виделся там мне повсюду. Вот он, лицеист, пробегает мимо



-4-

старого здания Лицея, весело помахивая рукой. Вот он спешит в учебный класс, чтобы занять первую парту, ведь сегодня он готов на отлично.

Я своё обещание сдержала: привезла видео из Лицея, всё вам показала.

Это удивительные места, с которыми связаны становление и взросление души поэта.

Пушкин - всегда для нас открытие и всегда тайна.

«Что в имени тебе моём?»

Ученик: Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…

Учитель: Пушкин - наш вечный спутник. Он меняется, всё время разный, но не расстаётся с нами, не становится чужим.

Его поэзия утверждает жизнь.

У каждого из нас свой Пушкин.

Ребята, познакомьте нас с вашими посвящениями поэту. Это было ваше домашнее задание.

(ответы учащихся: посвящения)

-5-

Учитель: Ребята, вы с большим уважением, любовью говорили о поэте. Пусть его поэзия побуждает вас к серьёзной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше и чище, добрее.

-Слово нашей юной поэтессе … Это её поэтическое посвящение поэту.

(ученица читает своё стихотворение)

-Спасибо. Умница!

(на экране появляется слайд №5: портрет Пушкина, работа Кипренского)

Учитель: Вглядитесь внимательно в портрет Пушкина. Работа Кипренского. Художник сумел понять Пушкина. Он угадал его печали, мысли, мечты.

-Что сказал Пушкин об этом портрете?

«Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит».

(на экране слайд №6: портрет Пушкина, работа Тропинина)

Учитель: Приподнятое настроение, высокий душевный настрой прекрасно передаёт портрет Пушкина, выполненный художником Тропининым.

Не в таком ли состоянии поэт писал:

И пробуждается поэзия во мне.

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

-А каким увидели Пушкина наши юные художники?

Вот работа нашей ученицы…

Представь нам свою работу.

(защита рисунка)

-Слово ученице ...

Иллюстрация к поэме «Цыганы».

(защита рисунка)

-6-

Учитель: Да, у каждого человека свой Пушкин. Ребята, вы знаете, что многие стихи, поэмы поэта легли в основу музыкальных произведений, их исполняют известные музыканты, певцы.

-Как вы думаете, почему великие композиторы прошлого и наши современники обращаются в своём творчестве к произведениям Пушкина?

(ответы учащихся)

Действительно, стихи поэта очень музыкальны, они красивы, пробуждают в человеке высокие мысли и чувства.

-Сейчас прозвучит романс «Я вас любил», в исполнении наших учениц .

(звучит романс)

после романса

(появляется на экране слайд №7: Гау «Гончарова»)

Звучит музыка: «Метель». Свиридов.

Учитель: Зимой 1828 года на балу Пушкин впервые встретил женщину, о которой говорил:

«Тебя, мой ангел, люблю так,

Что выразить не могу словами …»

Эти слова обращены к Наталье Гончаровой, к женщине, которую поэт любил больше жизни. С ней были связаны его самые счастливые и трагический годы жизни.

На балу Пушкин написал изящный экспромт, начинавшийся так:

«Я пленён, я очарован,

Словом - я огончарован!»

(выходит ученик в гриме Пушкина)

Пушкин: Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной, нежной Натали произошла зимним вечером на балу у танцмейстера Йогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой он снега,



-7-

и прямо с порога кричит: «Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Йогелю выбирать мне молоденькую невесту!»

Я не успел ни слова сказать, как очутился в санях.

А через некоторое время мы подъехали к роскошному особняку. Лунный свет заливал улицу, сыпал пушистый снег.

Тайное предчувствие томило меня и волновало душу…

И вдруг я увидел её - в прозрачном облаке воланов и кружев, в окружении многочисленной родни и знакомых.

Я шагнул навстречу своей судьбе.

(на экране появился слайд № 8: Пушкин и Гончарова)

Учитель: Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.

(берёт со стола письмо Пушкина и гусиное перо)

-Пушкин писал:

(читает письмо)

«Участь моя решена! Я женюсь. Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством - боже мой!- она моя…

Я никогда не хлопотал о счастии . Теперь мне нужно на двоих…»

1ый биограф: А.С.Пушкин рассказывал, что он часами простаивал перед картиной «Мадонна» итальянского художника Перуджино. И был поражён портретным сходством с Натальей Гончаровой.

(звучит музыка, на экране - слайд №9: Брюллов. «Гончарова»)

(выходят Пушкин и Гончарова, Пушкин усаживает Наталью в кресло)

2ой биограф: Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова написать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто - Натали. Брюллов рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков. Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении.



-8-

Учитель: Музой Петрарки была ангелоподобная Лаура, у Данте - почти божественная Беатриче, у Пушкина - она, земная женщина, его жена Наталья Николаевна Гончарова. Ей он посвятил свой лучший сонет «Мадонна».

Пушкин: (читает сонет «Мадонна»)

(после прочтения Пушкин проводит Гончарову к раме (портрету), она становится в раму)

(на экране слайд №10 : Пушкин и Гончарова)

Учитель: Письма Пушкина к Наталье Гончаровой - это один из замечательных документов эпистолярного жанра, это драгоценный образец словесного искусства, это ключ к биографии поэта.

Сколько пленительной ласки в его словах, сколько заботы о любимой!

(Пушкин идет к раме-портрету, становится в раму)

(Пушкин и Гончарова держат в руках письма, читают их на фоне музыки)

Пушкин: Красавица моя, кумир мой! Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю ещё более твоего лица.

Гончарова: Тебя, мой ангел. Люблю так, что выразить не могу. С тех пор, как здесь я только и думаю, как бы удрать к Петербург к тебе … Кроме тебя, в моей жизни мне утешения нет…

Пушкин: О чем я думаю, Натали? Вот я о чём: чем нам жить будет? Отец не оставляет мне имения. Царь не позволяет записываться ни в помещики, ни в журналисты.

Писать книги для денег, видит Бог, не могу…

Гончарова: Зато для души, для тебя, для друзей и для будущего я пишу с увлечением и вдохновением, какого ещё никогда не испытывал.

Пушкин: Прекрасное моё сокровище. Ты хочешь непременно знать, скоро ли я у твоих ног? Изволь, моя красавица: …это будет через месяц.

Жёнка, потерпи до половины августа, а тут уже я к тебе и явлюсь, и обниму тебя, и детей расцелую. (Пушкин и Гончарова замерли в рамках)

-9-

Учитель: Читая письма Пушкина, мы видим человека с тонкой душой и горячо бьющимся сердцем, который остаётся творцом-художником и в своей переписке.

(Пушкин и Гончарова покидают рамы)

Учитель: Живут в нас пушкинские строки,

слышится чудная музыка стихов.

И в этом мы с вами ещё раз убедимся.

Вам предлагается творческое задание: нужно восстановит пушкинские строки, вставить пропущенные слова, подходящие, на ваш взгляд, по смыслу. Итак, приступайте, желаю удачи.

(раздать дидактический материал)

(учащиеся выполняют задание)

-Слушаем ваши варианты.

(учащиеся читают свои варианты)

-Послушаем оригинал.

(учитель читает оригинал)

-У кого близко к оригиналу?

-Вы хорошо справились с этим заданием.

-Это отрывок из стихотворения Пушкина «Кто видел край, где роскошью природы…»

-О каком крае говорит поэт? (ответ учащихся)

(на экране слайд №11: «Прощай, свободная стихия»)

-Да, конечно, это наш удивительный Крым. Пушкина поразила природа Крыма, жаркое солнце, море, буйная растительность, горы, люди, непохожие по быту и характеру. Всё это было для поэта ново, непривычно, экзотично и необыкновенно привлекательно. «Волшебный край! Очей отрада!»

Ученица: (читает стихотворение «Волшебный край! Очей отрада!»)



-10-

Учитель: В начале сентября 1820 года Пушкин посетил Бахчисарай, который дал ему тему для новой южной поэмы «Бахчисарайский фонтан».

(на экране слайд №12: бахчисарайский фонтан)

-Лиризм пронизывает всю поэму.

Зарема и Мария - живые характеры с яркими индивидуальными чертами.

(идёт инсценировка из поэмы «Бахчисарайский фонтан»)

Учитель: Фонтан любви, фонтан живой!

Принёс я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слёзы.

-Плачет бахчисарайский фонтан. Почему?

(ответы учащихся)

-Гирей и в память горестной Марии

Воздвигнул мраморный фонтан.

Учитель: Южная поэма «Цыганы»- одно из лучших произведений молодого Пушкина. Герой поэмы - романтический изгнанник, которому поэт даёт своё имя (Алеко - это Александр).Подобно кавказскому пленнику в поисках свободы бежит он из «неволи душных городов» к свободным , живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам.

(на экране - слайд №13: цыганский табор)

(Инсценировка из поэмы «Цыганы». Звучит гитара)

Учитель: Звучит пушкинское слово. Оно неисчерпаемое, загадочное, зовущее.

Пушкин и Крым.

Пушкин и Керчь! 15ое августа 1820 года - памятная для нас, керчан, дата!



-11-

«Пушкин в Керчи!»- так называется стихотворение керченского поэта Валерия Левенко.

Ученица: (читает стих Левенко «Пушкин в Керчи»)

Учитель: «Пушкин в Керчи»- так называется фильм, созданный инициативной группой 9-А класса.

(показ фильма 9-А «Пушкин в Керчи»)

Учитель: -Я думаю, создатели и актёры фильма заслужили аплодисменты. Спасибо, ребята, вы с любовью, гордостью говорили о Пушкине.

Несомненно, этот фильм - только начало нашей кинематографической деятельности.

-А теперь - внимание! Награждение!

В номинации «Лучшая мужская роль. Пушкин» вручается престижная кинопремия под кодовым названием «Цилиндр-19»…

Кому? (идёт вручение премии)

-Награждается наша юная поэтесса …

(вручается лавровый венок)

-Ребята, сейчас у нас работает « открытый микрофон».

Прошу высказать своё мнение.

-Что вас сегодня на нашей встрече с пушкинским словом заинтриговало, взволновало, поразило?

(ответы учащихся)

Заключительное слово учителя: (звучит музыка)

-Вот и заканчивается наша встреча с Пушкиным. Встреча заканчивается, а великий поэт остаётся с нами. Спасибо ему за то, что она учит нас чувствам добрым.

-Свеча горит. И пусть её свет льётся неутомимо и неостановимо.

Пока в России длится Пушкин, метелям не задуть свечу!

-Ребята, спасибо всем за урок.

Список

литературы

1. Жизнь и творчество А.С.Пушкина (выставка в школе). М. «Детская литература»,1982 г.

2. И. Новиков «Пушкин на юге». Крымиздат. Симферополь ,1949 г.

3. З.С.Старкова «Содружество искусств на уроках литературы». М. «Просвещение»,1988 г.

4. Газета « Керченский рабочий», №147,1992 г.

5 .Газета «Боспор», №28, 2012 Г.