Урок литературы в 8 классе Тема:"Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика"
Цели и задачи урока:
развивающая:
формировать исследовательские навыки учащихся; развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему; развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;
обучающая:
познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”; совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;
воспитательная:
вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
Оборудование: учебник, высказывание И.Бунина, портреты И.Бунина, персональный компьютер, мультимедийный проектор; презентация.
Ход урока
Активизация знаний учащихся.
– Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Чтобы нам было интересно работать, задумаемся над тем, как в конце урока оценить тот вклад, который вы сделали в общую копилку знаний.
– Наш урок сегодня посвящён вечной теме в литературе и жизни. А какой – вы скажете сами после прослушивания следующих строк:
(Звучит мелодия «Не отрекаются любя».) Под звуки музыки учитель читает стихи.
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали бы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любовь, тот все равно,
Что не жил...
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
-- Какой темой объединены эти строчки? (Темой любви)
II. Tема любви одна из постоянных тем в искусстве и одна из главных в творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Тема урока звучит так: « Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Запись даты и темы в тетрадь.
Слово учителя (чтение)
“Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – эти слова из книги «Тёмные аллеи» могли бы повторить все «герои – любовники» у Бунина. При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т.п. они живут в ожидании любви, ищут её и, чаще всего, опалённые ею, гибнут.
Слова И.Бунина послужат эпиграфом к нашему уроку:
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И.Бунин
(Запись эпиграфа в тетрадь)
-- Бунин всю жизнь разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.– Как вы понимаете слова писателя? (И несчастливая любовь, неразделённая – тоже для человека счастье, его опыт, который надо ценить)
– Как вы думаете, любовь, несмотря на то, что приносит боль и страдание, всё равно счастье?
III. – Какова же цель нашего урока? Посмотрите записи в тетради. (В рассказе «Кавказ» найти формулу любви, поразмышлять о любви. (слайд- «Цели и задачи»)
IV. Слово о писателе ( презентация).
Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду, из которого вышло много знаменитых людей (поэт Василий Жуковский, географ-путешественник Семенов-Тян-Шанский и другие).
Детство Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по “Одиссее” Гомера.
В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, оставляет её. Дальнейшее образование ему даёт старший брат – Юлий . Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.
Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов. Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет “большой писатель”.
Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, с гордостью носил звание почетного академика Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии.
За шестьдесят лет литературной деятельности выпустил около тридцати книг стихов и прозы. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, американского поэта Генри Лонгфелло (особенно прославился переводом «Песни о Гайавате», 1898 г.), а также украинского поэта Тараса Шевченко.
Больше всего на свете, кроме поэзии и прозы, он любил путешествия. Изъездил весь юг России, в Крыму был 6 раз, неоднократно навещал в Ялте А.П.Чехова, с которым был дружен. Много странствовал по Востоку (интересовался мусульманством и буддизмом), хорошо знал Средиземноморье, жил в Италии, на Капри; бывал на Цейлоне и в Африке.
Сам писатель считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой своей жизни. тоска по Родине терзала его неотступно. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза. После войны Бунину предложили приехать в СССР, но он – не без колебаний – все же отклонил это предложение.
За границей Бунин написал 10 книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем.
– Знакомо ли вам слово НОСТАЛЬГИЯ? – Тоска по родине.
Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу “Тёмные аллеи”. Это рассказы о любви: взаимной и прекрасной, неразделённой и мучительной, трагической.
Сегодня мы будем говорить об одном из таких рассказов. Он называется “Кавказ”.
V. Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.)
-- Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). – Летом- подтверждение текстом. Слайды – Москва, Арбат начала 20 века.
-- Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)-- Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)
-- Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.
-- Перескажите сжато сюжет рассказа.
-- В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.
-- В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)
-- Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)
Слово учителя -- Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа». К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».
-- Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.
– Эпизоды:
1 ряд - Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда»
2ряд - Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света»
3 ряд -Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна»
– Задания: Найдите и выпишите слова, которые выражают: 1пара - цвет, свет, 2 пара- пространство, 3 пара- настроение и ощущения героев, 4 пара--звуки
Беседа (зачитывание ответов с примерами)
ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки -- от глухих до сильных, выразительных.
Художественно-выразительные средства в рассказе.
Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1ряд - эпитеты, 2 ряд – метафоры, 3 ряд – сравнения; время работы 3-5 минут)
– Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения.
-- Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна)
-- Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь )
ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, - выражаясь словами Бунина, - чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков.
-- Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.
-- Имеют ли право на счастье герои?
(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)
-- Вызывает ли сочувствие самоубийца?
- Почему же все-таки герои – муж и жена - не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?
- Мог ли он поступить иначе?
- Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека)
- Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?
- Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.
- Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно. ( Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?)
- Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее - реальность, грозящая катастрофой.
-- Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).
- Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)
--- Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)
-- В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,,После бала») -- На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему?
VI. Вывод урока.
-- Какова же, по вашему мнению, основная проблема рассказа «Кавказ»? Посмотрите на эпиграф в тетради. (Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль)
VII. Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.
Для чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.
Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.
Эгоизм порождает лишь ответное равнодушие. Автор показывает это на примере судьбы офицера. Он не соглашался мирно отпустить жену, видя и чувствуя ее отторжение. Их брак был обречен, но мужчина больше переживал за свою репутацию в обществе, чем за супругу, и за это был наказан. В ответ на его нежелание что-либо предпринять женщина идет на обман, предпочитая, как и он, следовать своим убеждениям и нуждам, пренебрегая интересами партнера. Увидев замкнутый круг безразличия, где он бегал за женой по курортам, офицер осознал свою ошибку, но не смог найти метода ее исправления.
Автор учит нас быть чуткими по отношению друг к другу, учит идти не напро-лом, а на компромисс. В каждом конфликте есть разумное решение, просто нужно быть готовым поступиться чем-то своим ради блага окружающих людей. Этого умения не хватает многим, и его нехватка плачевно отражается на межличностных отношениях во всех сферах жизни.
VIII. Подведение итогов урока
1. Стихотворение О.Высотской «Любовь такая разная»- Кабанова В.
Любовь - она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бывает болью неотвязной,
Бывает яблоней в цвету.
Бывает вихрем и полетом.
Бывает цепью и тюрьмой...
Мы ей покоем, и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовь такая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет
И будет до последних дней
Душой и совестью твоей
. Объявление оценок.
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно впечатлило?
- Какой вывод для себя сделали?
Домашнее задание: написать сочинение « Моя любовь» от лица героини (девочки), от лица мужа или любовника (мальчики).