СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе 5 класс А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторение изученного, изучение нового

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе 5 класс А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)»

Урок по литературе 5 класс А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок)



Цель:
Образовательная:
повторить изученное о жизни А. С. Пушкина и его сказках; познакомиться со стихотворением «Няне», отрывком «У лукоморья…»
Развивающая: развивать память, мышление
Воспитательная: воспитывать интерес к литературе
Тип урока: повторение изученного, изучение нового





      I. Оргмомент.

      II. Детство А. С. Пушкина. Годы учения

      — Что вы знаете о жизни Александра Сергеевича Пушкина?
      — Какие произведения великого поэта вы читали?
      
      Чтение статьи учебника
      об А. С. Пушкине (с. 87—88). Сначала ученики читают эту статью целиком, а затем по абзацам, составляя при этом ее план и отвечая на вопросы, включенные в текст статьи.
            
      III. Стихотворение «Няне»
      Стихотворение читает учитель.

      Вопросы для беседы в учебнике.
Запишем в тетрадь определение: Метафора — скрытое сравнение.
      
      Беседу завершим выразительным чтением стихотворения (прочитают его несколько детей).

      IV. «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
      Текст отрывка сначала читает учитель.

      — Как вы себе представляете место, которое описывает автор?
      Используем прием словесного рисования.
      — Что такое лукоморье? Как вы понимаете смысл этого слова?
      По ходу работы слова, требующие особого внимания, записываем на доске и в тетрадях, по необходимости выделяя корень слова, подбирая однокоренные слова.

Лукоморье, лук, излучина, лука.
«...Златая цепь на дубе том...»

 

      — Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?
      Постараемся, чтобы дети услышали торжественность слова златая, почувствовали аромат старины, исходящий от этого звучания.
      — Какое еще слово в первых шести строчках кажется нам старинным, редким?
      Обратим внимание на звукопись в строке: «...Все ходит по цепи кругом...» (звук [о]), на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит».
      — О каких чудесах, необыкновенных героях вы знаете из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев. (1-й вопрос, с. 90.)
            — Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
      — Что значит выражение «на неведомых дорожках»?
      Можно обратить внимание на сноску в учебнике. Возможно, дети увидят корень слова неведомый самостоятельно.
      «...Избушка там на курьих ножках // Стоит без окон, без дверей...»
      Аллитерация: шипящие, свистящие, задненебные.
      — Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу?

«...Там лес и дол видений полны...»


      — Что такое дол? Почему автор не употребляет, например, слова долина?
      — Как вы представляете себе видения, которыми полон дол?
      Обратим внимание учеников на повторение звуков [о] в сочетании с сонорными [л], [лн]: дол, полны. Эти звуки придают строке таинственность и торжественность.
            — Что добавляет в картину лукоморья выражение «о заре прихлынут волны» и слово брег!
      Хорошо, если ученики соотнесут слова златая, брег, а затем и чредой с полнозвучными словами:

Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.

 

      «...И тридцать витязей прекрасных...»

      — О каком произведении Пушкина нам напоминают строки:

...Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря... ?

 

      — Как вы понимаете выражение «царевна тужит»? Подберите синонимы к слову тужить.
      «...Там ступа с Бабою-ягой // Идет, бредет сама собой...»
      — Что такое ступа? Как вы себе представляете эту картину?
      Аллитерация: глухие и звонкие взрывные (губно-губные и зубные) согласные создают впечатление спотыкающихся, но размеренных шагов.
      — Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»?
      Аллитерация: [ца], [кащ], [а], [зла], [чах].
      — Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?
            — Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Б. Парилова и В. Дудорова к этому отрывку на форзаце учебника. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Вспомните строки, которые относятся к этим персонажам.
      Завершая комплексную работу над текстом, можно еще раз прочитать его коллективно.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья дуб зеленый...» или стихотворения «Няне» — для менее подготовленных учеников