I. Оргмомент.
II. Детство А. С. Пушкина. Годы учения
— Что вы знаете о жизни Александра Сергеевича Пушкина? — Какие произведения великого поэта вы читали? Чтение статьи учебника об А. С. Пушкине (с. 87—88). Сначала ученики читают эту статью целиком, а затем по абзацам, составляя при этом ее план и отвечая на вопросы, включенные в текст статьи. III. Стихотворение «Няне» Стихотворение читает учитель.
Вопросы для беседы в учебнике. Запишем в тетрадь определение: Метафора — скрытое сравнение. Беседу завершим выразительным чтением стихотворения (прочитают его несколько детей).
IV. «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок Текст отрывка сначала читает учитель. — Как вы себе представляете место, которое описывает автор? Используем прием словесного рисования. — Что такое лукоморье? Как вы понимаете смысл этого слова? По ходу работы слова, требующие особого внимания, записываем на доске и в тетрадях, по необходимости выделяя корень слова, подбирая однокоренные слова. Лукоморье, лук, излучина, лука. «...Златая цепь на дубе том...» | — Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»? Постараемся, чтобы дети услышали торжественность слова златая, почувствовали аромат старины, исходящий от этого звучания. — Какое еще слово в первых шести строчках кажется нам старинным, редким? Обратим внимание на звукопись в строке: «...Все ходит по цепи кругом...» (звук [о]), на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит». — О каких чудесах, необыкновенных героях вы знаете из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев. (1-й вопрос, с. 90.) — Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами? — Что значит выражение «на неведомых дорожках»? Можно обратить внимание на сноску в учебнике. Возможно, дети увидят корень слова неведомый самостоятельно. «...Избушка там на курьих ножках // Стоит без окон, без дверей...» Аллитерация: шипящие, свистящие, задненебные. — Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу? «...Там лес и дол видений полны...» | — Что такое дол? Почему автор не употребляет, например, слова долина? — Как вы представляете себе видения, которыми полон дол? Обратим внимание учеников на повторение звуков [о] в сочетании с сонорными [л], [лн]: дол, полны. Эти звуки придают строке таинственность и торжественность. — Что добавляет в картину лукоморья выражение «о заре прихлынут волны» и слово брег! Хорошо, если ученики соотнесут слова златая, брег, а затем и чредой с полнозвучными словами: Брег, берег, бережок. Златой, золотой. Чреда, череда, очередь. | «...И тридцать витязей прекрасных...»
— О каком произведении Пушкина нам напоминают строки: ...Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря... ? | — Как вы понимаете выражение «царевна тужит»? Подберите синонимы к слову тужить. «...Там ступа с Бабою-ягой // Идет, бредет сама собой...» — Что такое ступа? Как вы себе представляете эту картину? Аллитерация: глухие и звонкие взрывные (губно-губные и зубные) согласные создают впечатление спотыкающихся, но размеренных шагов. — Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»? Аллитерация: [ца], [кащ], [а], [зла], [чах]. — Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»? — Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Б. Парилова и В. Дудорова к этому отрывку на форзаце учебника. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Вспомните строки, которые относятся к этим персонажам. Завершая комплексную работу над текстом, можно еще раз прочитать его коллективно.
Домашнее задание Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья дуб зеленый...» или стихотворения «Няне» — для менее подготовленных учеников |