РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, 6 класс
ТЕМА: миф о Нарциссе.
ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления.
ЗАДАЧИ: познакомить учащихся с легендами народов мира о цветах;
развивать самостоятельность мышления;
формировать умение школьников работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками;
воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: фильм «Миф о прекрасном цветке»,
компьютерная презентация “Миф о Нарциссе”.
ТИП УРОКА: урок новых знаний
МЕТОДЫ: наглядный, словесный, аналитический.
ХОД УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Побуждение.
Просмотр фильма «Миф о прекрасном цветке» ( создание эмоционального настроя)
Прием «Аквариум».
- Какие цветы вы можете назвать?
- Какие из названных цветов вы любите больше всего?
- В чем причина вашей любви? Почему именно этот цветок вам нравится больше всего?
- А можете ли вы назвать какие-то приметы, связанные с этим цветком?
- А знаете ли вы о происхождении названия этого цветка?
- Назовите музыкальные, живописные, поэтические произведения, источником для создания которых послужили цветы?
- Как вы думаете, почему цветы вдохновляли людей искусства на создание своих творений?
- Откуда появились названия цветов?
Учитель литературы: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.
Цветок, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии им увлекаются, как в Голландии тюльпанами.
- Что же это за цветок? Вспомните просмотренный фильм в начале урока. Определите тему нашего занятия.
Просмотр презентации «Мифы Древней Греции. Миф о Нарциссе».
Вопрос классу
- Что нового вы узнали о цветке Нарцисс из просмотренной презентации?
Чтение мифа с остановками. Ведение «Дневника двойной записи».
- Именно в Древней Греции появилась легенда о том, как гордый, самонадеянный юноша превратился в красивый нарцисс (чтение мифа по частям)
Дневник двойной записи.
№ | Фраза важная для понимания | Почему данная фраза важна? |
1 – предсказание оракула | Молвил правдивый Пророк: «Коль сам он себя не увидит» | |
2 – любовь нимфы Эхо | … лишь звук живым у нее сохранился. | |
3- наказание Нарцисса | Жажду хотел утолить, но жажда возникла другая | |
4- прозрение Нарцисса | Он-это я! Понимаю. Меня обмануло обличье! Страстью горю я к себе… | |
5- гибель Нарцисса | Не было тела нигде. Но вместо тела шафранный ими найден был цветок с белоснежными вкруг лепестками. | |
Обсуждение мифа.
Вопросы классу
- Давайте обсудим, о чем миф, какова главная идея, которая в нем заложена?
- Кто и как наказал Нарцисса?
- Как вы считаете, Афродита справедливо наказала Нарцисса?
- А мог ли он полюбить Эхо? Виноват ли он в том, что не ответил на чувство нимфы? А в чем его вина?
(В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что идея мифа – это бережное отношение к чувствам другого человека, великая ценность любви как таковой. Любовь – это дар богов, она всегда достойна уважения, вне зависимости от того, ответная она или безответная, а пренебрежение любовью всегда будет наказано).
- Как вы думаете, почему Нарцисс превратился именно в белый цветок?
(Белый цвет, белый цветок – символ траура в греческой мифологии. Это символ того, что каждый, кто замыкается в себе, любит только себя, пренебрегает чувствами других, закончит свою жизнь трагически).
- О каком качестве человека говорят, когда сравнивают его с Нарциссом?
- Есть ли фразеологизмы или устойчивые сочетания, связанные с этим мифом? Что они обозначают? Давайте проверим по фразеологическому словарю. (Нарциссизм - черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости).
Метод «Идеал» (для учащихся высокого уровня)
Н – наказанный за гордость
А – Аполлона достойный (по красоте)
Р - румяный
Ц – царственно красивый
И – изумительный по красоте
С - стройный
С – самовлюблённый
Метод «Синквейн» на тему «Нарцисс» (для учащихся продвинутого и среднего уровней)
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Учитель литературы: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.
Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы
Посредники живого пониманья.
С. Красиков.
Творческое задание.
Изобразить цветок и юношу Нарцисса
Составить небольшое стихотворение на эту тему.
3.ИТОГ УРОКА.
-Что понравилось в мифе, а что нет?
-Что запомнилось на уроке?
-Какое задание было трудным?
4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Составить вопросы, тесты, кроссворд.
Пересказывать миф.