СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка учебного занятия по литературному чтению "Тайны жителей леса" поможет в проведении урока по развитию речи в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 4 классе»


Ячминёва ОксанаАлександровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№142

г.Новосибирск



Урок по литературному чтению в 4 классе


Тема: Тайны жителей леса


Цель: формировать умения писать сочинение об обитателях леса на основе прочитанных произведений, используя средства выразительности


Задачи:

образовательная : формировать представления о значение и ценности природы;

пробудить фантазию детей, создать атмосферу сотрудничества и

поиска, условия для представления художественного образа;

применять знания о жизни животного мира;

закреплять навыки грамотного письма, навыки осознанного,

правильного, выразительного, беглого чтения;

развивающая: - развивать способность к эмоционально – эстетическому

восприятию природы родного края как источника любви и

вдохновения;

развивать умения связно и последовательно составлять рассказ,

описывать события, рассуждать;

развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость,

мышление, воображение, зрительную и слуховую память,

внимание, каллиграфические навыки;

воспитательная: воспитывать культуру письменного общения,

усидчивость, прилежность, дисциплинированность,

аккуратность при работе в тетради;

пробудить желание проявлять заботу и бережное отношение к

окружающей природе;

учить дружной работе в парах и в группах, в классе,

прививать желание учиться, делиться своими знаниями с другими

Тип урока: развитие речи, устное написание сочинения

Межпредметная связь: окружающий мир, русский язык, музыка, самопознание, изобразительное искусство


Методы и приемы: частично-поисковый, индуктивный, индивидуальный и групповой, объяснительно- иллюстрационный


Оборудование: картинки животных, берёзовой рощи, соснового бора, портреты писателей, таблички определений для словарной работы, музыка «Звуки природы», таблица для рефлексии, слайды «Легенды»


План

1.Организационный момент

2.Повторение пройденного материала

3. Сообщение темы

4.Введение в тему урока

5.Работа над лексическим понятием слова

6.. Физ.минутка

7. Чтение легенды.

8. Словарная работа

9. Работа по развитию речи

10. Обобщение

11. Рефлексия

12. Домашнее задание

13. Итог




Ход учебного занятия



1.Организационный момент

Добрый день! А что это значит?

Это значит, что день по-доброму начат!


Эмоциональный настрой (круг радости)

Есть на земле огромный дом

Под крышей неба голубой.

Живут в нём птицы и цветы,

Живём в том доме Я и ТЫ!


2. Повторение пройденного материала

- Мы с вами изучили произведения писателей. Вам нужно прочитать отрывок и назвать автора и произведение. (Детям даются карточки с небольшими отрывками, которые они читают вслух, называют автора и название произведения)

- Соотнесите название и автора (на доске дети соотносят название и автора прочитанных произведений )

- Что объединяет все эти произведения? (Тема природы)

Ученики читают наизусть стихотворение:


1. Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам-

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

За шагом шаг, за мигом миг-

Впадайте в изумленье,

Всё будет так - и всё не так

Через одно мгновенье.


2. Кто в душу природы сумел заглянуть,

Её хрупкий мир не нарушив,

Сумеет познать изначальную суть,

Которая вложена в душу.

Стряхнув с себя путы дурманного сна,

Ты дышишь медвяным нектаром.

Да, жизнь неспроста человеку дана

И мир этот создан недаром…


3. Сообщение темы урока

- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить, что будем делать?

Мы продолжим говорить о природе и её обитателях. И чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой-

Скинет с плеч её долой? (лес)


Есть у ребят зелёный друг,

Хороший друг, весёлый друг.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (лес)

-Сегодня на уроке мы будем говорить о тайнах жителей леса (чтение темы урока)

- Какие бывают леса? (хвойные, лиственные, смешанные)

- Назовите обитателей леса. (ответы детей)


4. Введение в тему урока

-Какое значение имеет природа в жизни человека? (рассуждения детей)

-Давайте поиграем в игру «Тайны природы», вам необходимо ответить на вопросы:

-Знаете ли вы, что зайчата рождаются слепыми? (зрячими)

-Кого из животных называют санитарами природы?

-Какую птицу называют лесным доктором? (дятел, синица, соловей)

-Какая птица подбрасывает яйца в другие гнезда? (кукушка, сорока, дрозд)

-Верите ли вы, что лиса зимой спит? (Нет. Она не впадает в спячку)

-Правда, что весной заяц-беляк бывает заметнее? (Да. Если не вылиняет раньше, чем растает снег)

-Почему ёж не убегает от опасности? (Он плохо видит)

-Как называют деревья, которые зимой и летом одним цветом? (вечнозелёные)


5.Работа над лексическим понятием слова

- Что такое тайна? Кто может хранить тайны? Какие могут быть тайны? У вас есть тайны? А вы умеете их хранить?


6.Физ.минутка (под звуки природы произвольные движения)


7. Чтение легенды.

– Ребята, в нашей местности есть леса?

- Знаете ли вы, как они появились?

Чтение с доски по цепочке легенду возникновения берёзовой рощи и соснового бора (слайды)


8. Словарная работа

Вам предстоит составить рассказ о тайнах жителей нашего соснового леса и березовой рощи. Какие средства выразительности вы можете использовать в своём рассказе? (Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора)

- Дайте определение каждому художественному средству:

Сравнение – (выражение, когда один предмет в художественном произведении сравнивается с другим)

Метафора – (скрытое сравнение, когда свойством одного предмета, чаще человека, животного переносятся на другой неживой предмет)

Олицетворение – (изображение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа)

Гипербола – сильное преувеличение свойств.


- Приведите примеры, запишите их на доске (Дети записывают в столбики свои примеры)

сравнение

метафора

олицетворение

эпитет






9. Работа по развитию речи

Работа в группах

-Составьте небольшой рассказ по нашей теме.

1 группа - «Тайны жителей соснового бора»

2 группа - «Тайны жителей берёзовой рощи»

Детям предлагается использовать картинки животных.

Под музыку звуки природы дети выполняют задание.


Презентация рассказов

(группа может зачитывать по цепочке каждое предложение)


10. Обобщение

- Какой вывод можно сделать по отношению к окружающей природе? (мнение детей)

- Как вы помогаете сберечь нашу природу? (высказывания детей)

- Что вы посоветуете другим людям, чтобы сохранить наш сосновый бор и берёзовую рощу? (предложения детей)

- У вас у каждого есть представитель животного мира. Напишите ему небольшое пожелание в жизни.

Каждый самостоятельно пишет пожелание на карточке. Затем дети зачитывают свои пожелания и прикрепляют на доску. (Можно название животного произнести на казахском и английском языках)


11. Рефлексия

- Вы сегодня работали на уроке все, как муравьи и пчёлки. Я предлагаю оценить свою работу по следующим критериям:

Я работал отлично

Я работал хорошо

Я мог бы работать лучше

У меня не всё получилось на уроке

(Девочки прикрепляют пчёлок, а мальчики муравьёв на критерии оценок, можно работу нескольких учащихся прокомментировать)


12. Домашнее задание

Написать в тетради сочинение «Тайны жителей леса»


13. Итог

Урок завершим такими словами:

Береги эту землю, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивай нелюбовь внутри себя!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!