Конспект урока математики в 3-м классе по теме " Решение задач и примеров на деление и умножение". (Закрепление изученного материала.) Учебник: «Математика» 3 класс часть 2; авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Образовательная система: «Школа России». Форма проведения: урок- путешествие. Цели: 1. Образовательная: закреплять навыки решения задач, уравнений и примеров. 2. Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность. 3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, любовь к природе. Задачи: закрепить навыки решения задач на деление и умножение, решение примеров и уравнений; учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь; формировать интерес к математике, расширять математический кругозор. Тип урока: - урок – закрепление изученного материала. Методы обучения: проблемно-диалогическая и личностно ориентированная технология обучения. Формы организации познавательной деятельности учащихся: - фронтальная; - индивидуальная; - самостоятельная. Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России». Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи, нетрадиционной формы урока, межпредметных связей. На протяжении всего урока поддерживается интерес обучающихся, создается благоприятный психологический климат. Результативность: обучающиеся закрепляют умения решать задачи на деление и умножение, решать примеры и уравнения. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» темы урока. Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютеры; мультимедийная презентация «Остров сокровищ» 1. Самоопределение к деятельности. Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. - Удачи! - Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке. 2. Мотивация и актуализация опорных знаний. - Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далекое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия, всевозможные открытия. Уверяю вас, путешествие будет увлекательным и опасным. Но справиться с этими опасностями и препятствиями вам помогут знания и умения, которые вы приобрели не только на уроках математики, но и на других уроках, и приобретёте сегодня. Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши бортовые журналы (рабочие тетради). В порту уже снаряжена каравелла - Ребята, кто знает, что такое каравелла? (Так в Испании называли корабли с парусами). (Слайд.) На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку. (портрет Колумба) - Скажите, что необходимо взять с собой в путешествие? ( Карту.) (Слайд.) - А отправимся мы в путешествие на остров сокровищ вот на этом корабле. (Слайд.) Как и у всех кораблей, у нашего должно быть название. Оно есть, только его надо расшифровать. Устный счёт. Работают с карточками. Соединить выражения с правильным ответом и записать буквы в таблицу.) ( Дети выполняют задание.) Проверяют решение выражений в слух. ) 1) На карточке: 64:8 90 – Д 15* 6 9 – Р 45: 5 8- У 7 * 10 70- Ж 30 : 3 10- Б 12 * 5 60- А - Молодцы! Справились. Корабль называется «Дружба». Я – капитан, вы – матросы. Откройте свои бортовые журналы и запишите число и классная работа. III. Актуализация знаний.
1) - Запишите цифрой сегодняшнее число. (15) - Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (7) - Какое число у вас получилось? (157). Что вы о нем можете сказать? (157 – 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры; в нем 1сотня 5 десятков 7 единиц)
2) Сам-но: - Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.
Самопроверка: (на доске 157, 517, 751, 715, 571,178, Самооценка 1 - У кого по-другому? - Если задание выполнили верно, поставьте на полях 3 балла. - Записали 5 чисел – 2 балла; - Записали 4 числа – 1 балл; Коллективная работа: - Что обозначает цифра 5 в подчеркнутых числах? От чего это зависит? (от места, которое цифра занимает в записи числа) – Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами? (1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) «+» и «-» 3-значные числа;
3) Работа по вариантам: - Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых: I – в. – подчеркнутые числа II – в. – неподчеркнутые числа
Взаимопроверка: вз/оц:2 - Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях 3 балла. (На оценочном листе) 2б. - 1 ошибка - Кто выполнил работу правильно? 1 б. - 2 ошибки - У кого были ошибки? В чём?
Вывод: - Какие умения использовали при выполнении этого задания? (раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых) - Где нам могут пригодиться эти умения? (при решении примеров, для удобства вычислений) - Молодцы! Отплываем! (Слайд.) ( Звучит музыка Дунаевского из кинофильма «В поисках капитана Гранта». 1мин.) - Первое наше препятствие это акула. А знаете ли вы ребята, что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не боятся даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны Китовые акулы, если на них не нападать. (Слайд.) Но самая ужасная – гигантская Белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего, она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание. (Слайд.) Технология уровневой дифференциации.
Сейчас самостоятельная индивидуальная работа. У нас три варианта теста по уровню сложности. На столе лежат карточки с тестами. Тест №1- простой, дается - 1 балла при решении его без ошибок, Тест №2 - сложнее, - 2 балла, а на красной- самый трудный – 3 баллов. Каждый из вас выбирает себе карточку и решает.
ТЕСТ № 1
1.Частное чисел 28 и 4 равно а) 6, б)7, в)8. 2.Какое число меньше 8 в 2 раза? а)4, б)16, в)6. 3.Произведение чисел 6 и 3 равно: а)9, б)2 , в)18. 4.Если число 9 разделить на 1, то получится: а)9, б)1, в)0. 5.Если делимое равно 56, а делитель равен 7, то частное равно: а)8,б) 6, в)9.
ТЕСТ № 2 «Да - нет» 1.Если число 8увеличить в 8 раз, то получится 64. ____ 2.Число 7 меньше числа 42 в 5 раз. ____ 3.Произведение чисел 9 и 3 равно 36. ____ 4.Если делитель равен 1, а частное равно 4, то делимое равно 4. ____ 5.Частное чисел 18 и 6 равно 3 . ____
ТЕСТ № 3
1.Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо: а) к сумме прибавить известное слагаемое; б) из суммы вычесть известное слагаемое; в) к известному слагаемому прибавить сумму. 2 . Сколько раз по 7 содержится в 28?а)7, б)21, в)4. 3 .Число 48 больше 8 :а) в 40 раз; б) в 8 раз; в) в 6 раз. 4. Если делитель равен 9, а частное – 3 , то делимое равно: а)27, б) 3 , в)12. 5.Для вычисления значения выражения 24+8*( 12-7) действия выполняются в следующем порядке: а) сложение, умножение, вычитание; б) умножение, вычитание, сложение; в) вычитание, умножение, сложение. Хорошо! С заданиями акулы мы справились и можем следовать дальше. 3. Постановка учебной проблемы - Ребята, на нашем пути – бутылка. (Слайд.) - Скажите, а что может быть в бутылке? - В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи. Распечатаем её? - Что обозначает этот знак SOS? А в нашей бутылке нас просят о помощи жители острова. Решение простых задач. Поможем им, ребята?Слайд, Проверка. В оценочном листе оценка своих умений, то количество, что решено верно. 4. «Открытие» темы урока. - Что мы сейчас делали? - А теперь, ребята, попробуйте ответить, какая тема нашего урока? -Да, сегодня мы закрепляем решение примеров и задач на умножение и деление. - Ребята, мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и, чтобы нам стать такими, давайте сделаем зарядку. Физкультминутка (Слайд.) А сейчас закройте глаза, выдохните, откройте глаза и найдите на доске чёрную точку, посмотрите на неё, а теперь поставьте на неё пальчик и мысленно притяните её к себе. (Слайд.) - Ребята, скажите, а когда мы приближаем к себе предмет он становится больше или меньше? - Больше. И вот вы притянули к себе точку, на что она у вас похожа? 5. Закрепление - А мне кажется, что наша точка похожа на приближающихся дельфинов, смотрите у них на спинах уравнения, похожие, на те, что мы помогли решить жителям острова, давайте их решим. (Слайд) 81:Х=27 29*Х=58 Х:6=16 - Ребята, пока мы решали уравнения, не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задание. (Слайд.) «Ребята, помогите! На острове обезьяны с горя объелись бананами, т. к. не могли решить задачу. Помогите решить задачу и обезьяны поправятся. (Слайд.) «Одна обезьяна съела за день 20 бананов, а другая – 21 банан. Сколько бананов съедят обе обезьяны за два дня?» - Прочитайте задачу. - О ком говорится в задаче? - Что известно в задаче? - Что нужно узнать? - Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? - Что узнаем сначала? - Потом? - Что вы можете сказать о решении задачи? (После этого дети должны заметить, что задачу можно решить двумя разными способами). I способ: 1) 23 + 21 = 44 (б.) – 2 обезьяны за 1 день 2) 44 · 2 = 88 (б.) II способ: 1) 23 · 2 = 46 (б.) – 1-я обезьяна за 2 дня 2) 21 · 2 = 42 (б.) – 2-я обезьяна за 2 дня 3) 46 + 42 = 88 (б.) О т в е т: всего 88 бананов за 2 дня. - С задачей мы справились, помогли обезьянам и можем отправляться дальше. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - День клонится к вечеру, и наше путешествие подходит к концу, (слайд) наконец – то мы подплываем к острову сокровищ. (Слайд.) Ныряем под воду. (Слайд.) Ого! Вот и он, сундук с сокровищами. Но сундук закрыт. Чтобы его открыть нужно найти значение выражений и решить задачу на нахождения периметра. (работа по вариантам В-1 СТР. 45 №5 В-2 СТР.45-46 №6
- Выполняем это задание самостоятельно - Итак, наше путешествие подошло к концу. Можно забирать сокровища. - А как вы думаете, какое главное ваше сокровище? (Конечно, это ваши знания и умения, которые помогали вам на уроке И ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ВАМ СПРАВИТЬСЯ С КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТОЙ.). «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” 7. Рефлексия деятельности. Закончите фразы: (слайд) На уроке я научился(ась)… Больше всего мне понравилось на уроке… Самым трудным для меня было... Дома: страница 84 № 12, № 17. (слайд) - Ребята, на партах у вас лежат мордашки, когда вы будете уходить возьмите с собой ту мордашку, которая соответствует вашему настроению: (Слайд.) Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно. Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался. Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. Урок окончен. Спасибо. (Слайд.) |