Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Беседа. | Встанем и поприветствуем друг друга. Я желаю вам всем хорошо потрудиться на уроке, приложить все усилия к новым знаниям. Проверьте порядок на своем рабочем месте и сядьте правильно! - Прочитайте и решите логические задачи. 1. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Слайд) 2.Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле? | Проверяют готовность. Владимир Николаевич Дешевле карандаш | Ф | Презентация | Фронтальный | - | К-Вносить и отстаивать свои предложения по совместной работы по обсуждаемому вопросу. | Понимание необходимости расширения знаний, положительное отношение к обучению математике. |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия и выявления места и причины затруднения. | Организация подготовки к выполнению изученных способов устных вычислений в пределах 1000, достаточных для представления о приемах устных вычислений нового вида – разными способами вычисления. Выявление у учащихся места и причины затруднения. Постановка цели урока. | Наглядный, беседа Игровой прием. | Запишите число, классная работа. У каждого из вас на партах лежат два смайлика (зеленые и красные) они будут вам помогать в течении урока. -Решите примеры устно и запишите ответ в строчку через клетку. 30+20, 12-5, 45+3, 38+2, 47+8, 56-9 -Прочитайте, что записали. (СЛАЙД 1) -Прочитайте данные выражения. - Решите данные примеры устно с объяснением. 300+200= 120-50= 450+30= 380+20= 470+80= 560-90= - Есть ли примеры, которые вызвало у вас затруднение? -По приему вычисления, какие примеры отличаются от всех остальных? - Как вы думаете, какая тема у нас сегодня? - Сформулируйте цель. | 50, 7, 48, 40, 55, 65 300+200=500 3сот. +2сот. =5сот., 5сот. =500 120-50=80 12дес. -5дес. =8дес. 8дес. =80 450+30=480 45дес. +3дес. =48дес. 48дес. =480 380+20=400 38дес. +2дес. =40дес. 40дес. =400 -Мы не рассматривали последний случай приемов устных вычислений 470+80=? 560-90=? Приемы устных вычислений Познакомится с устными вычислениями. | Ф И | презентация | Фронтальный | | П-умение учащихся применять знания устного счета, делать вывод на основе анализа материала. К-Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию Р-Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы. | Умение использовать освоенные математические способы познания для решения несложных учебных задач. |
3.Этап построения проекта выхода из затруднения | Обсуждение различных приемов устных вычислений в пределах 1000. | План, беседа. Наглядный, практический. | -Предлагаю составить план нашего урока. 1) С чем мы должны познакомится на нашем уроке? 2) Чему мы должны научиться на нашем уроке? 3) Что нам нужно сделать чтобы не забыть новый материал? На карточке. 1.Познакомиться с новыми случаями вычисления; 2.Научится решать примеры нового случая вычисления; 3.Закрепить новые знания. -Мы с вами составили план нашего урока, которого будем придерживаться на протяжении всего урока. Рассмотрим первый пункт плана. Запишите в тетрадь первый пример нового случая. (учитель на доске, уч.в тетр.) -Сколько единиц нужно дополнить до круглой сотки в числе 470? -80 это 30 и сколько? - Второе слагаемое разложим на сумму удобных слагаемых 30 и 50. -К 470 прибавить 30 и сколько еще останется прибавить к данной сумме. 470+30 сколько будет? 500+50 сколько получим? - Рассмотрим другой способ сложения: - Опираясь на десятичный состав числа как можно представить слагаемые? - Сколько десятков получим? - 55 дес. это сколько единиц? -При вычислении каждого способа, не будем прописывать промежуточную запись. -Рассмотрим второй пример. Запишите его в тетрадь. 560-90= - Какое число нужно вычесть из 560 чтобы получить круглое число? - 90 это 60 и сколько? - Второе слагаемое разложим на сумму удобных слагаемых 60 и 30. - Из 560 вычесть 60 сколько останется? Сколько еще осталось вычесть из данной разности? 500-30 сколько будет? - Рассмотрим другой способ вычитания. - Опираясь на десятичный состав числа как можно представить 560 и 90? - Сколько десятков получим? - 47 дес. это сколько единиц? | Составляют план урока. 1.Познакомиться с новыми случаями вычисления; 2.Научится решать примеры нового случая вычисления; 3. Закрепить новые знания. 30 50 500 550 47 дес. +8 дес. 55 дес. 550 60 30 500 30 470 56 дес. - 9 дес. 47 дес. 470 | Ф И | Презентация. Учебник. | Фронтальный | Вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия | К - Формирование умения строить свой ответ. Р- Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и задачи. | Правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности Элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности |
4.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи | Усвоение учащимися нового способа действия сложения и вычитания с переходом через разряд. | Работа в парах. | - Выполните 1 номер на странице 68. Работаем в паре по первой строчки. Первая пара выполняет первый пример, вторая- второй и третий- третья. Обсуждая, рассмотрите оба способа вычисления и запишите решение в тетрадь. - Первая пара выходит к доске записывает и объясняет устно два способа решения первого примера. Остальные записывают в тетрадь. (Слайд) - Просигнальте, кто согласен с данными решениями. - Выходит вторая пара. - Просигнальте, кто согласен с данными решениями. - Третья пара выходит к доске. - Просигнальте, кто согласен с данными решениями. | 380+60=(380+20)+40= =440 38 дес. + 6 дес. = 44 дес. 44 дес. =440 Поднимают смайлики. 260-70= (260-60)-10= =190 26дес. -7 дес. =19 дес. 19 дес. = 190 570-80= (570-70)-10= =490 57 дес. – 8 дес. =49 дес. 49 дес. =490 | Ф П | Учебник, презентация. | Фронтальный. | | П- Проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения | Умения самостоятельно выполнять определённые учителями вид работы (деятельности), понимания личную ответственность за результат. |
5. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Включение нового случая устного вычисления в систему знаний. | Работа по учебнику. | - Выполните вычисления в тетради 1 номер 2 сточку. Выполняем все 3 примера. Не забываем, начинаем писать с рабочей строки (клетка вниз, клетка вправо). - Прочитай, то, как ты решила первый пример. (спрашиваю одного из учащихся) - Просигнальте зеленым смайликом те, кто сделал так же, красным- если решили по-другому. - Прочитай как решил второй пример - Просигнальте у кого так же. - Прочитай как решил третий пример. - Просигнальте у кого так же. | 790+80= (790+10)+70=870 180-90= (180-80)-10=90 620-40= (620-20)-20= 580 | Ф | Учебник. | Фронтальный | Совершенствовать умения решать примеры нового случая устного вычисления | Р- Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Умения самостоятельно выполнять определённые учителями вид работы (деятельности), понимания личную ответственность за результат |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Самопроверка умения применять новое знания вычисления новых случаев в типовых условиях. | Тест | - На парте у вас лежит карточка с тестом. Вам необходимо выполнить вычисления и выбрать правильный ответ. Работа в парах. - Проверьте всё ли вы выполнили правильно. (Слайд) - Оцените себя по данным критериям. 5 ставится тем, у кого нет ни одной ошибки, 4- одна ошибка, 3- две ошибки. (Слайд) -Поднимите руку, у кого – 5 - Поднимите руку у кого – 4 - Поднимите руку у кого - 3 | Слушают учителя. 1. А 420+50=400+(20+50)== 470 2. В 720-50= (720-20)- 30= = 670 3. А 380-90= (380-80)-10 = = 290 4. В 850+80=(850+50)+30== 930 5. В 140-70= (140-40)-30= = 70 | П | Раздаточный материал, презентация | Фронтальный | | К- Принимать активное участие в работе в паре и группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства. | Восприятия критерий оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешность учебной деятельности |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового случая вычисления. | Беседа, наглядный. | - Посмотрите на доску. Коля и Оля решили один и тот же пример. Посмотрите внимательно, кто из них решил правильно. Почему? - Наше занятие подходит к концу. - Какую цель ставили? -Достигли ли мы ее? - Все ли пункты плана мы с вами выполнили? - Оцените свою работу на уроке, смайликом. (Слайд) - Спасибо за урок. До свидания. | Они оба решили правильно. Коля и Оля решали разными способами. -Познакомится с устными вычислениями. Оценивают свою работу на уроке. До свидания. | Ф И | Презентация. Смайлики. | Фронтальный. | | К - Формирование умения строить свой ответ. Р-контроль и оценка своей деятельности за урок. | Навыки и проведения самоконтроля, и самооценка своих результатов деятельности; |