Урок математики в 4-Б классе "Нахождение неизвестного слагаемого"
Учитель: Язепова Н.Н.
Цели:
Обучающие:
Учить детей находить неизвестное слагаемого в усложнённых уравнениях.
Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Развивающие:
Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Формировать умения выполнять задания творческого характера.
Развивать математическую речь.
Совершенствовать умения использовать математическую терминологию.
Развивать умения выполнять проверочные работы на компьютерах.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к предмету.
Формировать контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
учебник математики: 4класс (1 часть) – М.И. Моро,
тетрадь на печатной основе,
карточки-задания.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать, что такое «уравнение», что значит « решить уравнение», знать способ решения уравнений;
уметь решать задачи с помощью уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
оценивать правильность выполнения действия;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
уметь высказывать свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
Коммуникативные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания, находить ответы на вопросы.
Ход урока
Презентация
1. Организационный момент.
Вот и начался урок
Он ребятам пойдёт впрок,
На уроке не зеваем,
Чётко, внятно отвечаем!
2.Устный счёт
Индивидуальная работа:
(2 ребят работают по карточкам)
а) Сравни:
35165 кг … 35 т 2 ц
600 мин … 10 ч
3 в. … 287 лет
12 м … 120 дм
1 т … 11 ц
б) Заполни пропуски так, чтобы равенства были верными:
5 в = … лет
3 ц 50 кг = … кг
8 км 207 м = … м
2 ч 45 мин = … мин
5 м = … дм
- Для начала мы немножко посчитаем
- уменьшить в 100 раз число 17000;
- увеличить 560 в 10 раз;
1 мин 10 с = … с
48 ч = … суток
- расположите римские цифры по порядку; (XIX, XXI, XX)
- в каком веке мы живём?
- Уменьшить 49 на 7.
- К числу 24 прибавь произведение чисел 3 и 2.
- Неизвестное число уменьшили в 6 раз и получили 60. Найди неизвестное число.
Государственный природный заповедник «Ростовский» на территории Орловского района среди сухих степей и полупустынь организован в 1995 году. Какой это век? Запишите. ( К.К.)
- Вычислите площадь квадрата со стороной 6 см.
- Периметр квадрата 24 дм. Чему равна сторона квадрата?
3. Введение в тему урока.
Постановка проблемы урока.
- Я вам раздала карточки с таблицами. Подумайте и заполните в таблицах недостающее значение в паре.
слагаемое | 62 | 24 | 680 | 450 |
слагаемое | | | | |
сумма | 82 | 76 | 700 | 1000 |
2
слагаемое | | | | |
слагаемое | 29 | 58 | 25 | 550 |
сумма | 82 | 76 | 700 | 1000 |
- Ребята, что вам нужно было найти? (слагаемое)
- Это компонент какого действия? (сложения)
- Давайте назовём все компоненты сложения (слагаемое, слагаемое, сумма)
- И как же вы находили неизвестное слагаемое? (Из суммы вычитали известное слагаемое)
- Ребята, кто из ходя из нашей работы сможет назвать тему урока? (Нахождение неизвестного слагаемого)
.Выведение темы урока на экран.
- Что можете сказать о теме урока?
( Находить неизвестное слагаемое научились ещё в 1 классе.) (□+ 3=5)
- Затем на месте пустого квадратика появилось значение х или другая латинская буква, и называются они….(уравнения х+3=5)
4. Открытие новых знаний.
- Посмотрите на данные уравнения и скажите, какие из них мы будем использовать по теме урока. (На нахождение неизвестного слагаемого)
- Назовите номера ( 1,2,3,6)
1) х + 75 = 98 2) 14 + х = 12 х 6 3) х + 83 = 1000 : 10
4) х - 12= 72 5) 56 × х = 560 6) х + 49 = 200
- А теперь подумайте, как мы их сможем сгруппировать?
( 1 и 6 простые уравнения, а 2 и 3 усложнённые)
5. Работа по учебнику №277 (1 уравнение) (1 ученик решает у доски)
- Как обычные уравнения решать мы уже знаем, а как усложнённые нет, значит какая главная задача нашего урока?
(Научиться решать усложнённые уравнения)
- Кто может объяснить решение таких уравнений?
(Нужно упростить правую часть и получить простое уравнение. Решать его умеем).
- Давайте составим алгоритм решения сложных уравнений, используя знания по решению простых уравнений. ( пронумеровать на листочках)
Сделать проверку. (6)
Записать полученное простое уравнение. (2)
Вспомнить правило. (4)
Назвать неизвестный компонент. (3)
Найти значение в правой части уравнения. (1)
Найти значение х. (5)
- При объяснении воспользуемся планом действий. Слайд № 16
№ 277 (2 уравнение) (Объясняет учитель у доски или аудиоприложение диск )
Х + 78 = 97+3
X+78=100
X=100-78
X= 22
22+78=97+3
100=100
6.Физкультминутка.
- Я буду вам зачитывать высказывания. Если они верны – хлопаете в ладоши, если нет - приседаете)
- знак вычитания в математике - минус;
- знак сложения это плюс;
- компоненты сложения: слагаемое, слагаемое, сумма;
- в часе 600 минут;
- в 1 км 1000 метров;
- 999 увеличить на 1, будет 1000;
- 20 000 прибавить 800, будет 20 800;
- мм, см, дм, м, км - единицы массы
- можно слепить снеговика из снега?
7. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа.
1 вариант – 1,3 примеры
2 вариант - 2,4 примеры
№ 279 (1 в - 215 237, 780 415; 2 в - 737 468, , 1 080322)
( 2 уч. работает за доской)
Решение задачи № 280 .
- Найдите выражение, которое отвечает на вопрос «сколько км дороги осталось уложить?». (Заслушиваются объяснения детей (100-(30+36))
- Запишите самостоятельно решение задачи.
8.Домашнее задание Слайд №17
№ 281,под? (учебник) стр. 62
Выставление мотивированных отметок (Самооценка. Прикрепляют ладошки к тому высказыванию, которое выбирают дети для оценивания)
Урок полезен, всё понятно.
Я всё усвоил на уроке.
Да, трудно всё - таки учиться.
Ещё придется потрудиться.
Выставление отметок учителем.
Резерв
Решение задачи(№ 278)
Решите задачу, составив уравнение (составляем вместе, а решают учащиеся самостоятельно)
- Как записать сумму неизвестного числа и числа 390?
- Как записать произведение чисел 70 и 6?
- Что мы получили? (усложненное уравнение)
- Давайте вспомним алгоритм решения.
Х +390 = 70 х 6
Х +390 = 420
Х = 420 – 390
Х = 30
30 +390 = 70 х 6
420 = 420