СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Виды предложений по интонации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

.........................................................

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Виды предложений по интонации"»

Открытый урок


3класс Русский язык


Тема «Виды предложений по интонации»


Цели: повторить материал о видах предложений по интона­ции; развивать умение интонационно правильно произносить предложения.


Задачи: Формировать УУД:

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык», тетрадь на печатной основе, карточки с заданиями, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают свои рассказы.)

— Чьи рассказы вам больше всего понравились? Почему?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Прочитайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Телефон».


А потом позвонили зайчатки:

-Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста, книжки.


— Выпишите предложения, в которых содержится вопрос.

— Прочитайте отрывок из сказки о Красной Шапочке, кото­рую написали братья Гримм.


Жила-была маленькая девочка. Все её очень любили. Но больше всех её любила бабушка. Однажды бабушка подарила ей шапочку из красного бархата. С тех пор девочку стали звать Красная Шапочка.


— Составьте и запишите три вопроса к этому тексту, исполь­зуя слова какой? что ?

2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)

Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, хороший товарищ, группа учеников, листья берёзы.


— Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограммы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают по одному словосо­четанию, называют ударный слог в каждом слове, орфограммы.)

— Составьте предложение с любым словосочетанием: вари­ант 1 — вопросительное, вариант 2 — повествовательное.


IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте выразительно отрывок из произведения.

-Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови-ка ты лучше

Ворону! К. Чуковский

— Из какого произведения эти строки? Кто его автор? (« Теле­фон», К. И. Чуковский.)

— Какой знак стоит в конце предложений? С какой интона­цией мы произносим эти предложения?

— Сформулируйте тему урока.


V. Работа по теме урока


1. Беседа о предложениях

— Какие предложения называются повествовательными? (Предложения, в которых о чём-либо сообщают.)

— Какие предложения называют вопросительными? (Предло­жения, в которых о чём-то спрашивают.)

— Какие предложения называются побудительными? (Пред­ложения, в которых советуют что-либо сделать.)

— Прочитайте текст.

Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?» Однажды, увидев отца, она ра­достно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал».

— Какое предложение повторяется в тексте несколько раз? (Папа приехал.)

— Что вы заметили? (Это предложение мы каждый раз произ­носим по-разному.)

— Почему по-разному? (Первое предложение содержит вопрос, второе выражает сильное чувство, радость, третье спо­койное сообщение.)


2. Грамматическая сказка

— Послушайте сказку о нашем госте.


Восклицание

Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.

— У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляешь положение: Ноль, и без палочки?

— Ах! — воскликнул Восклицательный знак. — Это ужасно!

— Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умствен­ная работа... При моём научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

— Ох! — воскликнул Восклицательный знак. — Это чудесно!

— Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, а у вас чувство. Что может быть лучше?

— Эх! — ещё больше обрадовался Восклицательный знак. — Это дей­ствительно чудесно!

И стали они работать вместе. Получилась удивительная пара. И те­перь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обя­зательно воскликнет: «О!» А больше ничего не скажет. Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.


— Вы уже догадались, что в гостях у нас восклицательный знак?

— Когда в конце предложения ставится восклицательный знак? (Если предложение содержит сильное чувство, ра­дость.)


3. Работа по учебнику

Упр. 27(с. 20).

— Прочитайте.

— Как произносятся предложения с восклицательным знаком?

— Прочитайте сведения о языке на с. 21.

— Какое предложение называется восклицательным? (Пред­ложение, которое произносится с сильным чувством.)

— Какой знак ставится в конце восклицательного предложе­ния? (Восклицательный знак.)

— Какое предложение называется невосклицательным? (Предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства.)


Упр. 28 (с. 21).

— Прочитайте. Назовите автора стихотворения.

— Что хотел передать автор этими строками? С какой инто­нацией нужно их читать?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 29 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте стихотворение выразительно. Назовите виды предложений по интонации.

— Прочитайте слова с орфограммами. Объясните их написание.

Упр. 30 (с. 22).

(Работа по вопросам и заданиям упражнения.)


VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите таблицу на с. 22.

— Назовите виды предложений по цели высказывания.

— Какие предложения называются повествовательными?

— Приведите примеры.

— Какой знак ставится в конце повествовательного предло­жения?

— Какие предложения называются вопросительными?

— Приведите примеры.

— Какой знак ставится в конце вопросительного предложения?

— Какие предложения называются побудительными?

— Приведите примеры.

— Какой знак ставится в конце побудительного предложения?

— Назовите виды предложений по интонации.

— Приведите примеры.

— Какие предложения называются невосклицательными?

— Какие знаки ставятся в конце невосклицательного предло­жения?

— Приведите примеры.

— Какие предложения называются восклицательными?

— Какие знаки ставятся в конце восклицательного предложения?

— Приведите примеры.

Упр. 32 (с. 23).

— Прочитайте стихотворение.

— Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.

— Выполните письменное задание к упражнению.


VIII. Рефлексия

— Закончите высказывание.

Предложения бывают...

Сейчас, когда приду домой,

Произнесёт их мама:

«Ты дрался, да?..

Ты что — немой?..

Ну что молчишь упрямо?»

(вопросительные, невосклицательные);

Повествовать придётся мне,

И я скажу: «Не дрался, не...

Свалился с дерева, и вот...»

(повествовательные, невосклицательные);

Тут папа в комнату войдёт.

Войдёт и скажет:

«Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!»

(повествовательные, восклицательные).

— Оцените свою работу на уроке.


IX. Подведение итогов урока

— Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?

— Какое задание на уроке сегодня было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 33 (с. 23). 36