WO VERSTECKT SICH DAS SALZ?
Цель: Учащиеся планируют ход эксперимента, располагая заданные шаги в правильной последовательности.
Что нужно приготовить для занятия? Приготовить для каждой группы солонку или баночку с небольшим количеством соли (2-3 чайные ложки).
Оборудование: стаканы, поваренная соль, ёмкости с водой, палочки или чайные ложки для перемешивания, маркеры на водной основе, стеклянные шарики или горошины, платок, канцелярская липучка или магниты для магнитной доски.
Рекомендуемая расстановка мебели: вариант №1. В центре – демонстрационный стол для учителя, два стола для обучающихся для проведения эксперимента в группе, оставить свободное пространство в середине для двигательной активности и подвижных игр.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Seid ihr alle hier?
Dann beginnen wir.
Введение с тему эксперимента. На столе у учителя стоит ёмкость с водой, а под платком спрятана пачка соли или солонка с солью. Учитель: «Wir experimentieren heute mit Wasser (показать на воду) und … womit noch? Es ist hier unter diesem Tuch (указательный жест). Unter dem Tuch habe ich auch einen Text darüber. Lest den Text und ratet, was es ist?»
Was ist das? _____ ist das weiße Gold. Ohne _____ können die Menschen nicht leben. Das Essen ohne ______ schmeckt nicht. Früher kostete _____ viel Geld. Im Meerwasser gibt es viel ______. In 1 Liter Blut von Mensch und Tier sind 4-5 Gramm ______. |
Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез. Учитель: «Wir experimentieren mit Wasser und Salz (показать соответствующие вещества)». Далее учитель выполняет действия, сопровождая их комментариями: «Ich gieße Wasser ins Glas. Ich markiere den Wasserstand mit einem Stift. Ich nehme Salz. Was passiert, wenn ich das Salz ins Wasser streue? Учитель делает жест, как будто собирается насыпать соль в стакан с водой, но не делает этого, а просит учащихся высказать свои предположения.
Учитель показывает жестом, что собирается насыпать соль в воду и показывает две картинки: «Was passiert? Steigt das Wasser (показать поднимающийся уровень воды на картинке) oder steigt das Wasser nicht (картинка)? Wie lauten eure Hypothesen?» Учитель просит двоих учеников подержать картинки, а остальных выразить свои предположения, подойдя к одной из картинок.
Das Wasser steigt nicht.
Das Wasser steigt.
Проведение эксперимента. Учитель делит учащихся на группы по три человека: «Jetzt machen wir das Experiment. Jede Gruppe nimmt ein Glas Wasser, einen Stift und Salz. Verteilt die Aufgaben in der Gruppe!» Учитель предлагает обучающимся в каждой группе распределить обязанности при помощи жребия (один отмечает уровень воды, другой сыпет соль, третий размешивает, четвёртый наблюдает, что происходит). Затем учитель выполняет эксперимент, комментируя свои действия, учащиеся проделывают эксперимент в группах вместе с учителем: «Ich markiere den Wasserstand mit einem Stift. Ich nehme Salz. Ich streue das Salz ins Wasser. Ich rühre um. Was passiert? Was beobachtet ihr? Wo ist das Salz? Das Salz verschwindet. Steigt das Wasser (картинка) oder steigt es nicht (картинка)?» После ответов учащихся учитель предлагает им зафиксировать свои наблюдения в рабочей тетради: «Wir dokumentieren (сигнальная карта «dokumentieren») unsere Beobachtungen im Forscherbuch Aufgabe 1. Was beobachtet ihr? Kreuzt bitte an!»
5. Реконструкция шагов эксперимента. Работа с текстом. Учитель: «Wir haben ein Experiment gemacht. Was haben wir gemacht? In der Aufgabe 2 im Forscherbuch findet ihr Etappen unseres Experiments. Ordnet sie!» (сигнальная карта «Ordnet zu»). Учащиеся работают индивидуально с рабочим листом. При правильном выполнении задания в клетках образуется контрольное слово «Salz». После выполнения задания учащиеся могут проверить себя.
Учитель предлагает на доске соотнести начала и концы предложений ученику, быстро справившемуся с выполнением задания
6. Моделирование ситуации. Вывод. Учитель показывает сигнальную карту «Unsere Vermutung» и задаёт вопрос: «Wo ist das Salz? Warum steigt das Wasser nicht?» Учащиеся высказывают свои предположения по-русски, после чего учитель предлагает им: «Wir machen ein Modell.» Для моделирования необходим стакан, стеклянные шарики или горох, соль. Учитель показывает каплю воды под микроскопом (картинка), чтобы проиллюстрировать слово Wassermolekül. Учитель кладёт стеклянные шарики или горох в стакан: «Das sind Wassermoleküle. Nun streue ich Salz ins Wasser. Was passiert?» Учитель насыпает соль в стакан с шариками (горохом). Соль заполняет пространство между шариками (горошинами). Учащиеся высказывают свои догадки. Учитель помогает наводящими вопросами: «Sind Wassermoleküle groß (жест) oder klein (жест)? Sind Salzteilchen groß (жест) oder klein (жест)? Was ist kleiner? Salzteilchen oder Wassermoleküle? Wo sind die Salzteilchen? Stimmt, zwischen den Wassermolekülen gibt es Platz. Die kleinen Salzteilchen sind zwischen den großen Wassermolekülen.»
7. Запись открытия. Запись открытия происходит поэтапно.
а) Учитель: «Nun dokumentieren wir unsere Entdeckung. (сигнальная карта «Unsere Entdeckung») Nehmt das Forscherbuch und öffnet Aufgabe3! Schaut euch das Bild an! Wo sind Wassermoleküle? Wo sind Salzteilchen? Verbindet! Учитель прикрепляет на доску схематичное изображение стакана с раствором соли и слова Salzteilchen и Wassermolekül и предлагает одному из учащихся соединить слова стрелками с изображениями.
b) С помощью картинки учащиеся сравнивают размеры молекул воды и частиц соли (Forscherbuch, Aufgabe 3). Учитель предлагает одному из учащихся, быстрее всех справившемуся с заданием, составить на доске предложение.
с) Учащиеся составляют слова из предложенных букв (Forscherbuch, Aufgabe 3) и читают получившийся вывод. Учитель предлагает одному из учащихся, быстрее всех выполнившему задание, составить на листке пропущенные слова из предложенных букв и вывесить решение на доску, чтобы все остальные учащиеся могли сверить свой вариант с образцом на доске.
8. Подвижная игра «Buchstaben-Staffel». Учащиеся делятся на две равные группы. Команды выстраиваются в две колонны у стены напротив доски. На столе рядом с доской разложены для каждой группы по 12 карточек (для каждой команды карточки своего цвета) с буквами (надписями вниз). На карточках написаны буквы, составляющие слова Salzteilchen, Wassermolekül и verschwinden. На доске приготовлены для каждой группы 12 магнитов или 12 кусочков офисной липучки. На доске нужно написать для каждой команды слово-образец мелом, поскольку слова сложные, и все ученики, и сильные, и слабые, должны иметь во время игры одинаковые шансы. По сигналу учителя к столу бегут первые игроки из каждой команды и переворачивают по одной карточке (каждый из своего набора). Если это не первая буква их слова, то карточку нужно положить на место буквой вниз. Игрок №1 возвращается и встаёт в конец своей колонны, а в игру вступает игрок №2. Он подбегает и переворачивает одну карточку из набора своей команды. Если найдена правильная буква, игрок вешает карточку с буквой на доску и возвращается к команде. В игру вступает следующий игрок. Эстафета продолжается до тех пор, пока на доске не будут собраны слова. Побеждает та команда, которой быстрее всех удалось найти все буквы своего слова.
9. Завершение занятия: Учитель смотрит на часы и произносит: Die Stunde ist aus. Wir kriegen Applaus (аплодируют себе) und gehen nach Haus.
10. Подведение итогов: Работа с книгой достижений. Активные учащиеся получают наклейки за работу.