Предмет Музыка 2 класс
Тема «Средства музыкальной выразительности», первое полугодие
Урок № 14 «Тембр – окраска музыкальных голосов»
Цели: Изучение понятия «тембр», знакомство с различными вариантами вокального и инструментального исполнения музыки, роль тембра в создании художественного образа музыкального произведения.
Задачи:
1. Знакомить с понятием «тембр».
2. Формировать музыкальный слух через развитие тембрового слуха.
3. Продолжить знакомство с нотной грамотой, развивать музыкальные способности учащихся.
Учебно-методическое обеспечение:
Этапы урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга (музыкальное приветствие).
-Внимание на экран! (фрагмент песенки до слов: «Веселым ноткам в поход пора!») https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=0aXkBWGTfpo
Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся.
-Музыкальные нотки приглашают нас в новое путешествие! Путешествие в страну Госпожи Музыки и ее помощников! С какими помощниками мы уже знакомы? (дети перечисляют, подсказки на слайдах) Правильно! Это – мелодия, она умеет бежать и вверх, и вниз. Это – темп, он бывает быстрый и… медленный, лад – мажорный и… минорный, ритм состоит из длительностей и… пауз, регистр – высокий и… низкий, динамические оттенки бывают громкие и… тихие (дети помогают). А чем все эти помощники являются? (Средствами музыкальной выразительности)
Сегодня мы с вами поговорим о новом помощнике Госпожи Музыки – о тембре. Цель нашего урока узнать, что такое тембр, как он влияет на характер музыки, на окраску ее звучания.
Изучение новой темы.
-Слово «тембр» в переводе с французского обозначает «окраска», в музыке это окраска звука.
Для того, чтобы вам стало понятней, что такое «тембр», мы послушаем известный музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» композитора Николая Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Помните, как в сказке А.С. Пушкина:
-Ну, теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся.
Будь здоров, Гвидон, лети,
Только долго не гости! (Слайд)
-В учебниках на стр. 58 изображены разные инструменты и певцы хора, эти же картинки лежат у вас на партах. Сейчас мы послушаем несколько фрагментов исполнения «Полета шмеля». Попробуйте определить, какое музыкальное исполнение соответствует какой картинке, и поднимите ее (ксилофон, фортепиано, труба, хор, баян) ссылка на google диск: https://drive.google.com/open?id=1NCh0ZQMT8e3y4riIhu1k8sTzXFqVGkiO (проведение музыкальной игры). Скажите, как исполнение произведения влияет на его характер и тембровую окраску звука? (ответы детей, рассуждение на тему)
-Давайте откроем свою рабочую тетрадь по музыке на стр. 30 и впишем новое понятие «тембр» в «Мой музыкальный словарик». Тембр – это музыкальная окраска звучания произведения (Музыка. 2 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся/М.Б. Горбунова. –Минск: Аверсэв, 2018. – 32с.:ил.).
Интересный факт. «Полет шмеля» настолько быстрое произведение, что музыканты иногда соревнуются между собой в скорости его исполнения. Сейчас мы увидим рекорд Дэвида Гарретта для Книги рекордов Гиннеса.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=euJG0Qqwi5g
-Вам понравилось? (ответы детей)
-Музыкальные нотки не сидят без дела, они складываются в мелодии, и получаются песни. Сегодня мы разучим новую песенку «Музыканты» (муз. Е. Ремизовской, сл. Э. Огнецвет). А перед пением необходимо настроить наш голосовой аппарат, как музыкальный инструмент. Для этого мы сядем ровно, выпрямим спинки, глубоко вдохнем и выдохнем (3 раза). А теперь распоемся (Упр. 1: «Му-зы-ка, музыка моя!», упр. 2: «Ма-мэ-ми-мо-му» (слоги поются на одной нотке)).
Первое прослушивание песни в исполнении учителя, далее разучивание мелодии с детьми, вокально-интонационная и ритмическая работа, показ движений имитации игры на инструментах в припевах (Слайд).
-На каких музыкальных инструментах мы играли? Как менялось наше исполнение в зависимости от инструмента, о котором шла речь в песне? (Ответы детей). Молодцы! А сейчас подвигаемся!
Физкультминутка «Мы пойдем налево» (с ускорением) https://www.youtube.com/watch?v=jAd4pYDM1T8
-Семь подружек, семь сестер
О музыке ведут свой разговор.
О чем речь? Правильно, о нотах! Давайте повторим ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля и … Си. Звучит она так (проигрывание ноты на фортепиано).
Откройте свои рабочие тетради на ст. 15 и выполните задание №2 на этой странице. Обведите нотку Си, пропишите ее до конца нотного стана. Оцените свою работу сами и дайте оценить ее своему соседу по парте (выполняют). Молодцы!
Закрепление изученного. Контроль знаний и умений.
-Сейчас перед вами музыкальная задача – на доске на нотном стане написаны фрагменты мелодий изученных нами песен, все ноты необходимо переписать в рабочую тетрадь и подписать (3 фрагмента) (индивидуальная работа на доске и в рабочих тетрадях по музыке на ст. 28). Ребята, которые вызываются к доске, получают еще одно задание: они должны узнать песню по проигрыванию мелодии учителем на фортепиано («Веселые путешественники», «Саўка ды Грышка», «Перапёлачка»).
Информация о домашнем задании (по желанию учащихся).
-Наше путешествие в страну Госпожи Музыки подошло к концу. Я прошу вас выполнить творческое задание дома: нарисовать иллюстрации к прослушанному нами «Полету шмеля». На следующем уроке мы сделаем небольшую выставку ваших работ, которая обязательно порадует Госпожу Музыку.
Подведение итогов.
-Сегодня на уроке мы узнали, что музыка имеет свою окраску, характер звучания. Это – тембр. Он позволяет музыке стать еще более красивой. Тембр музыки меняется в зависимости от инструментов, которые исполняют мелодию.
Мы выучили все семь нот, из которых состоит музыкальная мелодия.
Рефлексия.
-На столах у вас лежат две нотки: одна – веселая, улыбается, а другая грустная. Поднимите, пожалуйста, нотку веселую, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, интересное (дети поднимают нотки, объясняют свой выбор).
А теперь грустную нотку поднимут те ребята, кому было грустно и урок показался сложным. Почему? (дети отвечают)
Вы были очень внимательны и выполнили правильно все мои задания!
Спасибо за работу на уроке! До новых путешествий!
3