Музыка
Тема урока:Многообразие жанров народной музыки:колокольные звоны.
Дата:23.11.2021
Цель: Узнать историю происхождения колокола.Раскрыть образное содержание произведений русской музыки и изобразительного искусства.
Знакомство с разными видами колокольного звона
Закрепление знания о колокольных звонах в русской композиторской музыке
Пробуждение интереса к историческому прошлому и культурному наследию.
Формирование уважения и любви к русской народной песне.Развивать творческих способностей учащихся.
Ход урока:
1.Организация начала урока.
2.Актуализация опорных знаний.
История развития нотной грамоты.
В настоящее время можно каждую ноту записать отдельно, пользуясь круглыми «итальянскими» нотами, а в древности мелодии приходилось запоминать просто на слух. Сложные напевы не все певчие могли запомнить. Тогда придумали особые знаки – «знамена» (или второе название - «крюки»), которые ставились над распевными словами молитв и показывали как высоту, так и продолжительность пения. С помощью знамен записывалась целая группа нот (подпевка). Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.
3.Объявление темы урока.
4.Постановка цели и задач.
5.Работа по теме урока.
Как называется этот предмет?
Где видели? Для чего он служит?
Вопрос:
Что вы знаете о колокольном звоне?
В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?
Что бы вы хотели узнать?
Слушаем разные виды колокольных звонов.Перейдите по ссылке.
https://www.youtube.com/watch?v=QGAYmQeF0Ho
Где размещают колокола? (Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».)
Колокольни, или звонницы. Почему звонница?( Зво́нница — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.)
Как называют человека, который звонит в колокол?( Звона́рь — церковная должность в Православии: мастер звонарского дела; занимающее её лицо обязано при богослужениях звонить в храмах в колокола или в била.)
От чего зависит тембр колокола? (Размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко).
Два рода звонов: благовест и собственно звон.
Благовест – одиночные удары в большой колокол.
Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.
Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.
Перебор – по одному удару в каждый колокол от малого к большому.
Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора народа
Погребальный звон
Звучит С.В. Рахманинова «Светлый праздник» из сюиты № 1
https://www.youtube.com/watch?v=mZzPc7k-78o
Какие образы передает композитор в своем произведении?
Какой инструмент изображает колокольный звон?
Подумайте, где мы встречаемся с колокольными звонами в жизни.Как понимаете высказывание С. Смоленского: «… У нас множество колоколен – у нас и простор для такой музыки».
М. Мусоргский «Великий колокольный звон».
https://www.youtube.com/watch?v=wslaNzNlAuc
6.Подведение итогов урока.
Какие виды колокольных звонов запомнили?
Имена каких композиторов и художников запомнили?
Вопрос: В каких видах искусства отражена тема колокольных звонов. Привести примеры.