СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по музыке:Многообразие жанров народной музыки:колокольные звоны.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Узнать историю происхождения колокола.Раскрыть образное содержание произведений русской музыки и изобразительного искусства.

Знакомство с разными видами колокольного звона

Закрепление знания о колокольных звонах в русской композиторской музыке

Пробуждение интереса к историческому прошлому и культурному наследию.

Формирование уважения и любви к русской народной песне.Развивать творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке:Многообразие жанров народной музыки:колокольные звоны.»

Музыка

Тема урока:Многообразие жанров народной музыки:колокольные звоны.

Дата:23.11.2021

Цель: Узнать историю происхождения колокола.Раскрыть образное содержание произведений русской музыки и изобразительного искусства.

Знакомство с разными видами колокольного звона

Закрепление знания о колокольных звонах в русской композиторской музыке

Пробуждение интереса к историческому прошлому и культурному наследию.

Формирование уважения и любви к русской народной песне.Развивать творческих способностей учащихся.

Ход урока:

1.Организация начала урока.

2.Актуализация опорных знаний.

История развития нотной грамоты.

В настоящее время можно каждую ноту записать отдельно, пользуясь круглыми «итальянскими» нотами, а в древности мелодии приходилось  запоминать просто на слух. Сложные напевы не все певчие могли запомнить. Тогда придумали особые знаки – «знамена» (или второе название - «крюки»), которые ставились над распевными словами молитв и показывали как высоту, так и продолжительность пения. С помощью знамен записывалась целая группа нот (подпевка). Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.

3.Объявление темы урока.

4.Постановка цели и задач.

5.Работа по теме урока.

Как называется этот предмет?

Где видели? Для чего он служит?

Вопрос:

Что вы знаете о колокольном звоне?

В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?

Что бы вы хотели узнать?

Слушаем разные виды колокольных звонов.Перейдите по ссылке.

https://www.youtube.com/watch?v=QGAYmQeF0Ho


Где размещают колокола? (Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».)

Колокольни, или звонницы. Почему звонница?( Зво́нница  — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви.)

Как называют человека, который звонит в колокол?( Звона́рь — церковная должность в Православии: мастер звонарского дела; занимающее её лицо обязано при богослужениях звонить в храмах в колокола или в била.)

От чего зависит тембр колокола? (Размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко).


Два рода звонов: благовест и собственно звон.


Благовест – одиночные удары в большой колокол.


Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.


Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.


Перебор – по одному удару в каждый колокол от малого к большому.


Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора народа


Погребальный звон

Звучит С.В. Рахманинова «Светлый праздник» из сюиты № 1

https://www.youtube.com/watch?v=mZzPc7k-78o


Какие образы передает композитор в своем произведении?

Какой инструмент изображает колокольный звон?

Подумайте, где мы встречаемся с колокольными звонами в жизни.Как понимаете высказывание С. Смоленского: «… У нас множество колоколен – у нас и простор для такой музыки».

М. Мусоргский «Великий колокольный звон».

https://www.youtube.com/watch?v=wslaNzNlAuc


6.Подведение итогов урока.

  • Какие виды колокольных звонов запомнили?

  • Имена каких композиторов и художников запомнили?

Вопрос: В каких видах искусства отражена тема колокольных звонов. Привести примеры.