СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по музыке "МУЗЫКА НА ВОЙНЕ, МУЗЫКА О ВОЙНЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить          учащихся         с      ролью        музыки        в      годы       Великой Отечественной войны. Содействие гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке "МУЗЫКА НА ВОЙНЕ, МУЗЫКА О ВОЙНЕ"»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА "МУЗЫКА НА ВОЙНЕ, МУЗЫКА О ВОЙНЕ"
Дата проведения: 24.01.2025 г. Класс: 3 Учебный предмет: музыка Учитель: Онищенко Л. Н.

Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?

После боя сердце просит Музыки вдвойне!


Цели урока:

Ознакомить учащихся с ролью музыки в годы Великой Отечественной войны. Содействие гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и сохранение памяти о Великой Отечественной Войне.

Задачи:

Развивать способность воспринимать музыку как форму художественного выражения, отражающую исторические события.

Формировать уважение и память о подвиге народа в годы войны через музыку.

Образовательные:
•Расширить представления детей о событиях Великой Отечественной войны;
•Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной Войне;
•Обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны посредством песен военных лет.
Развивающие:
•Развить у детей познавательный интерес к музыке и песням военных лет;
•Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
Воспитательные:
•Привить чувство любви к своей Родине, уважения к ее защитникам;
•Воспитывать гордость за свою Родину;
•Воспитывать глубокое уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.

Воспитывать патриотические чувства, уважение к истории России.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научится углубляться в искусство слушания, проникая в суть звуков и мелодий, анализируя и чувствительно исполняя песни Великой Отечественной войны. Они овладеют искусством определять и сравнивать характер и настроение музыкальных произведений, а также средства музыкальной выразительности — мелодию, ритм и темп. В этом процессе они не просто слышат ноты, но ощущают душу музыки, передавая её эмоциональные колебания в своих голосах и пластических движениях. Ученики научатся улавливать нюансы, превращая каждую ноту в выразительное переживание. С каждым аккордом, с каждым ритмическим взрывом они будут передавать глубину чувства и его изменения, сливаясь с духом эпохи и наполняя своё исполнение настоящей жизнью. В таком взаимодействии музыка зазвучит с новой силой, преобразовывая восприятие и укрепляя связь с наследием прошлого.

Метапредметные:

Регулятивные:

• Определяют критерии оценки, тщательно анализируя и с большой тщательностью оценивают результаты своей индивидуальной и коллективной музыкально-творческой деятельности, руководствуясь заданными стандартами;
• Устанавливают ясные цели и формулируют учебные задачи, с азартом осуществляя поиск средств их достижения под мудрым наставничеством преподавателя;
• Планируют, строго контролируют и обдуманно оценивают учебные действия, следуя намеченному пути к исполнению поставленных задач, стремясь к совершенству в каждом шаге.

Рассмотреть музыку, созданную во времена войны.

Исследовать значение музыкальных произведений для морального духа солдат и гражданского населения.

Развить умения анализировать музыкальные произведения с исторической точки зрения.


Познавательные:

• Вникают в суть, тщательно прислушиваясь и формулируя ответы на поставленные вопросы;

• Для извлечения необходимой информации обращаются к дополнительной литературе, углубляя свои знания;

• Сравнивают различные образцы военных песен, исследуя их нюансы и мелодическую палитру;

• Анализируют, вдумчиво делая выводы и строя логические рассуждения;

• Сопоставляют музыкальные произведения по установленным критериям, оттеняя их уникальные черты.

Коммуникативные:

• осваивают диалоговую форму общения;

• размышляют о музыкальных произведениях как о вершине выражения человеческих чувств и мыслей.



Личностные:

Музыкальная культура воспринимается как неотъемлемая часть человеческого существования, отразившая на своих страницах насыщенные события истории. Она служит зеркалом, в котором запечатлены радости и скорби, триумфы и трагедии, создавая уникальный ландшафт нашего времени.


При этом важность результатов этой творческой деятельности не вызывает сомнений. Оценка достижений музыкантов и композиторских гениев позволяет нам глубже понять суть музыкального самовыражения, его влияние на общество и культуру.

Таким образом, музыкальная культура становится не просто искусством, но живым свидетельством человеческой судьбы, переплетая в своих звучаниях прежние эпохи и сплочая поколения в едином танце слухового восприятия. Она призывает нас помнить, оценивать и, в конечном счете, чувствовать, ведь в каждом произведении живет целая вселенная историй, стремлений и надежд.

Тип урока: Урок-исследование с элементами анализа произведений.

Оборудование:

Записи музыкальных произведений. Компьютер, видеопроектор, экран, карточки, ударные инструменты аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен.Часть классной доски оформлена иллюстрациями о песнях Великой Отечественной войны.

Музыкальный материал:

«Священная война»

«У деревни Крюково»

«В землянке»

«Журавли»

«Материалы для учителя:

Презентация о песнях военных лет.

Видеофрагменты с выступлений артистов того времени. Тексты песен для анализа.

Катюша»


Ход урока:
  1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок. Начинается урок. Давайте улыбнемся и споем.

Музыкальное приветствие «Здравствуй утро. Здравствуй солнце!»

Подготовка к уроку: настроить оборудование ,раздать раздаточные материалы.

  1. Введение в тему (10 минут)

Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 80 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Сегодня мы погрузимся в мир музыки, отражающей сложные и глубокие темы войны. На протяжении нашего обучения мы слушали и исполняли множество произведений, которые так или иначе касались этой суровой реальности. Вспомните их, вспомните те мелодии, которые трогали ваши сердца, те звуки, что заставляли нас задуматься о человеческой судьбе, о мужестве и страданиях. Музыка — это не просто ноты и ритмы; она обладает силой передавать эмоции и идеи, которые сложно выразить словами. Давайте откроем наши сердца и умы, чтобы глубже понять, как музыка объявляет войне свои манифесты.

Ребята, тема нашего урока зашифрована. Как вы думаете, для чего придумали шифровки? Где их могли применять?

Действительно, шифры создавали, чтобы скрывать информацию. И в военное время их чаще всего применяли. Попробуем разгадать наш шифр.(Название урока написано свечкой . Нужно красками зарисовать всю плоскость листа и увидим , как проявиться надпись на листе.

Мы с вами можем расшифровать тему нашего урока: «Музыка на войне, музыка о войне».

Ребята, как вы думаете, могут ли эти два понятия — война и музыка — существовать вместе, дополняя друг друга? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос, раскрывая, как музыка вдохновляла, поддерживала и отражала дух людей в самые трудные времена. Ребята , а как вы думаете – нужна ли песня на войне, нужна ли она была бойцам и для чего? (ответы детей) Готовы ли вы погрузиться в этот удивительный мир, где мелодии становятся голосом истории? Давайте начнём!

Песни - лирическая летопись времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло 80 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

III. Основная часть (25 минут) «Музыка на фронте».


Победа далась нашей стране очень дорогой ценой. Музыка помогла русскому народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить. Чтобы выстоять, люди черпали силы в том любимом и дорогом, что их окружало. Все годы войны бойцов на фронте, людей в тылу поддерживала песня. Они стали духовным оружием фронта и тыла. Главная тема песен о войне - защита Родины.


Песня на войне песня обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, напомнить о близком и родном, подвигнуть на подвиги. Песня – лучший пример того, что искусство во время войны не замерло, а, наоборот, быстро перестроилось и посвятило себя главному − служению победе. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой, созданной в годы Великой Отечественной войны. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Наверняка вы знакомы с большинством песен военных лет. Какие песни вы знаете? Ответы детей: «Священная война», «Катюша», «В землянке», «Клен кудрявый» и т.д (5 мин).

На предыдущем уроке мы с вами прослушали некоторые песни. Вы должны были подготовить небольшое сообщение о создание песен. которые мы прослушали с вами или нарисовать рисунок на тему: «Великая Отечественная война».

Кто - то подготовил сообщение о песне "Священная война",

Прослушивание и анализ песни "Священная война", её значения и популярности среди солдат. "Священная война"

Музыка Александра Александрова. Слова Василия Лебедева-Кумача

24 июня 1941 г. газеты "Известия" и "Красная Звезда" опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александру Александрову случайно попала в руки газета, и стихи произвели на него такое сильное впечатление, после чего он сочинил для них музыку. 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале при отправке солдат на фронт песню исполнил Ансамбль красноармейской песни и пляски , она зазвучала как набат, призывающий на борьбу, как оружие против жестоких врагов. Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на фронте, в партизанских отрядах, в тылу. С октября 1941 г. и до конца Великой Отечественной войны песня звучала каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио.

(Фрагмент песни «Священная война» музыка А. Александрова , слова В. Лебедева-Кумача – слушание)на парте каждого ученика карта с вопросами и ответами . Обсуждение: Какие чувства вызывает эта песня? Почему она стала символом войны?) У: Вслушайтесь в эту мелодию, что она напоминает?



Д. (марш)

У: К чему призывает песня?

Д: (поднимает народ на борьбу с врагами)

У: Как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам?

Д: (мужественное, храброе)

У: Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему?

Д: (потому что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)

У: Правильно.


Про песню «В землянке» кто-то подготовил сообщение ?


Когда поэт писал стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь», он не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору - корреспонденту фронтовой газеты - пришлось вместе со штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.

Написанные строки Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!».

Листов поехал в типографию «Гудок», где в то время размещалась редакция фронтовой газеты «Красноармейская правда». Стихи Суркова захватили его своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. «Землянка» Пользовалась любовью на всех фронтах, и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

Надо сказать, что поначалу песня вызывала и критические замечания. Некоторым казалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»- упаднические, разоружающие. Высказывались даже пожелания, чтобы эти слова были заменены другими. Но Сурков категорически отказался от переделок ! Поэт получил от шести гвардейцев-танкистов письмо со следующей просьбой: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти».

Прослушивание песни «Землянка»

Анализ текста песни: какие слова и образы используются для передачи эмоций победы, утраты и радости?

У. Скажите, а похожа ли эта песня на предыдущую?

Д. Нет. Эта пеня лирическая и темп у нее медленный.

У. Для чего нужны были лирические песни во время войны?

Д. Бойцы вспоминали о доме и это согревало им душу.

Песню «У деревни Крюкова послушайте в исполнении ученика 7 класса Богданова Николая. Слова написал к этой песне Сергей Островой, а музыку - Марк Фрадкин.


В 1971 году советский поэт Сергей Островой написал стихотворение «Баллада о верности». Через три года для него была сочинена музыка, и так родилась песня «У деревни Крюково». Композитору Марку Фрадкину удалось переложить довольно жесткий темп стихотворения на лирическую мелодию. Получилась песня, полная гармонии — в ней мелодичность сочеталась с воспоминаниями о страшных днях войны. Фрадкин считал, что «любая песня должна заставлять слушателей думать, чувствовать».

Строчка из песни «Их осталось только семеро», не является документальным фактом. Автор строк «У деревни Крюково» Сергей Григорьевич Островой (1911-2005) говорил, что деревня, упомянутая в песне, — это собирательный образ.


IV.Разогрев голосового аппарата.

А сейчас мы подготовим к работе артикуляционный аппарат (учитель проводит распевку). Свою работу с детьми я начинаю с упражнения над правильным дыханием: «Шарик», элементы подражательных звуков: «Ку-ку», «Вой ветра», «Гудение шмеля», «Тушение свечи».


"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте. Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.


Пение гамы вверх и вниз.

Распевка :

До-ре-ми-фа-соль-ля-си - Села кошка на такси.

Заплатила пять рублей и поехала в музей.


Разминка на ритм: https://yandex.ru/video/preview/5750841853571680914


На войне в окопах не всегда были музыкальные инструменты, ритм выбивали на любом находящемся рядом предмете. Мы с вами попробуем простучать ритм помощью обыкновенного листа бумаги. Сейчас прозвучит песня «Смуглянка» из кинофильма «В бой идут одни старики». Эта песня была написана в 1940 году перед войной, но была вычеркнута из репертуара ансамбля Киевского особого военного округа. И великолепная "Смуглянка" опять благополучно «легла на полку» вплоть до 1944 года. Постепенно освобождались наши города. За плечами советского народа были уже победы под Сталинградом, Курском. К тому времени враг был уже отброшен к западным границам нашей Родины. И вот перед очередным праздничным концертом 7 ноября 1944 г. в Концертном зале имени П. И. Чайковского А. Александров вспомнил о песне, которая до той поры не получила признания. На концерте "Смуглянку" встретили очень шумно, два раза публика вызывала дирижера на "бис". И казалось, что вот уже судьба благосклонно "улыбнулась" песне! В 1975 году, в канун 30-летия Победы, вышел замечательный фильм талантливого режиссера и актера Леонида Быкова "В бой идут одни старики", где была исполнена "Смуглянка", которую в молодости Л. Быков случайно услышал в поезде от двух военных, ехавших в Молдавию на могилы своих погибших друзей. После выхода на экраны этого фильма, который очень любил сам Л. Быков, "Смуглянку", что называется, запела вся страна.

Эпиграф нашего урока взят именно с фильма «В бой идут одни старики»

На экране фрагмент фильма «В бой идут одни старики», где бойцы исполняют песню «Смуглянка». Дети на листе А4 отбивают ритм песни, а потом - на шумовых инструментах.

Мы говорили на том уроке о песне "Журавли" – эта песня на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий. Впервые белые журавли появились на гражданской панихиде в память о жертвах теракта у стен «Крокус Сити Холла» 24 марта. Тогда, во время минуты молчания, звуки метронома сменила запись песни «Журавли» в исполнении великого советского певца Муслима Магомаева. В качестве видеоряда организаторы церемонии при помощи проектора вывели на фасад концертного зала клин белых журавлей, что произвело на всех присутствующих сильное впечатление.

Дети исполняют песню «Журавли».


V. Музыка на фронте и в тылу.

«Катюша» — популярная советская песня.

Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский.

Песня «Катюша» стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, уже с первых дней войны стало слышно, что рядом скованными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие слова лирических песен. Одна из самых любимых песен военных лет – «Катюша».

Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен сочинил четверостишие:


Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.


А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. Летом того года творцы снова встретились, и стало известно, что написана музыка для «Катюши», осталось лишь домыслить слова. Сам автор слов выделил для себя один вариант, который приглянулся и композитору. На нём и сошлись.

У. Скажите ребята похожа ли эта песня на военную?

Д. Нет, она лирическая.

У. Как вы думаете, почему же мы ее относим к ВОВ, если год создания песни «Катюша» -1938.

У. Оказывается, эту песню в период войны нередко переделывали и появлялись, например, такие куплеты:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поёт:

Из врагов вытряхивает души,

А своим - отвагу придаёт!


Переделки, приспособленные к местным условиям, распевались почти повсеместно. В этих переделках «Катюша» изображалась не только девушкой, которая любит и ждет своего возлюбленного, но и такой, которая сама борется с врагами, находясь в партизанском отряде; она же и на фронте: "С автоматом девушка простая", она – и медицинская сестра: "Раны Катя крепко перевяжет, на руках из боя унесет". Профессор И. Н. Розанов собрал около 100 переделок. Отгремела война, а песню все поют на разных языках.

Учитель раздает слова ученикам текстом песни «Катюша» весь класс разучивает, а потом исполняет песню.


VI.Заключение (10 минут)

Подведение итогов:

Какую роль сыграла музыка в годы войны?

Какие эмоции она вызывает у нас сегодня?

Обсуждение важности сохранения памяти о войне через музыкальные произведения.

- Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все!

Наш урок подходит к концу и я вам хочу прочесть такие строки:

А песня ходит на войну,

А песня рушит доты,

Я тоже песню знал одну,

Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,

Когда трясет планету,

Она приходит - и уже

Ни зла, ни страха нету.


Какие песни запомнились больше всего?

Какие чувства они у вас вызвали?

(Ответы детей)


VII. Итог урока и рефлексия (5 минут)

Рефлексия. Ребята, у вас на парте лежит символ Дня Победы — Георгиевская ленточка.

Если урок вам понравился, если вы всё запомнили и прочувствовали — прикрепите ленточку на грудь.

Если урок вызвал затруднения, если что-то осталось непонятным — оставьте её в руке.

Если урок не тронул ваше сердце, если вы не ощутили глубину смысла этих песен — оставьте ленточку на столе.


Оценивание участия учеников, ответы на вопросы.



VIII.Домашнее задание:

Нарисовать рисунок к песне «Катюша». Какой вы представляете девушку Катюшу.

Нарисовать рисунок к песне «Катюша» — значит воплотить образ юной девушки, чья душа полна нежности и силы. Она стоит на берегу реки, её лёгкое платье колышется на ветру, а в руках она держит букет полевых цветов. Её взгляд устремлён вдаль, туда, где горизонт сливается с небом, словно она ждёт кого-то дорогого. В её глазах — надежда и любовь, а в улыбке — отблеск безмятежной радости. Позади неё — бескрайние просторы родной земли.



10