История Нового времени. 7 класс.
Тема урока «Дух предпринимательства преобразует экономику»
Цели урока:
- познакомить учащихся с особенностями развития европейской экономики в XVI - XVII вв., с новыми понятиями т. к. монополия, биржа, мануфактура, капитал, капитализм, углубить знания уже известных понятий и терминов: рынок, банк, предпринимательство;
- продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы, сравнительный анализ.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты обучения: учащиеся узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков, бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что мануфактура является капиталистическим предприятием.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педтехнологий.
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным текстом, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем, метод ассоциаций.
Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям.
Основные понятия и термины: монополия, мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.
План урока:
1 Организационный момент. Приветствует учащихся. Психологическая установка на работу.
2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.
3 Изучение нового материала.
План:
1. «Все продается на рынке…»
2.Развитие мировой торговли.
3.Биржи и банки.
4.Мануфактура – предприятие нового типа.
4 Подведение итогов.
Ход урока:
1 Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Психологически устанавливает на работу.
2 Мотивационная часть урока. Цель и проблема урока.
Прежде чем начать изучение новой темы, давайте вспомним.
Какие слои населения существовали в эпоху средневековья?
Слои населения
Крестьяне Горожане
1. Чем занимались и как жили крестьяне в эпоху Средневековья?
2. Какие слои населения жили в городах? Чем они занимались?
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника на стр. 37
(слайд 3)
Задание: Рассмотреть рисунок, представить себе городской рынок.
Задает вопросы классу:
-Ребята, а когда вы были на рынке?
-Часто ли вы бываете на рынках?
-Что такое рынок?
-Какие ассоциации к слову «рынок» мы можем выделить?
- Уточняет определение термина:
Запишем определение в опорные листы.
(слайд 4)
Рынок – место, где сходятся интересы покупателей и продавцов.
-Ребята, как вы думаете, что повлияло на развитие рынка в Новое время?
-Какие события XV –XVI вв. могли повлиять на развитие экономики? Каким образом?
Все больше становилось людей, охваченных духом предпринимательства. Приток драгоценных металлов и товаров из Нового Света и Индии создал благоприятные условия для развития рыночной экономики.
Т.О. тема сегодняшнего урока «Дух предпринимательства преобразует экономику». (слайд 5)
1. «Все продается на рынке…»
Сообщение учащегося.
(Слайд 6)
«Как и в эпоху Средневековья, торговля способствовала обогащению городов и городские власти покровительствовали торговле, строго наказывая тех, кто вел свои дела нечестным образом.
Власти следили за тем, чтобы монеты не были испорчены, чтобы в таверне порция еды и питья отпускалась по заведенной мере. В каждом торговом городе имелись образцы принятых в нем мер и весов, которые хранились под особым контролем специальных должностных лиц. За определенную плату они разрешали приезжим купцам сверить их меры с теми, что были приняты в их городе. В крупных городах существовали профессиональные мерщики зерна и жидкостей. По мере роста торговли распространилась практика клеймения гирь, а также «приборов» для измерения длины и объема. Какие-либо обманы с мерами и весами у городских ворот могли нанести ущерб городскому правительству, так как пошлины на ввозимый товар были важнейшим источником пополнения городской казны. С торговлей на рынках соперничали лавки, располагавшиеся в первых этажах городских домов. Но изделия в них продавали не сами ремесленники, как в Средние века, а профессиональные торговцы. Современники отмечали, что «лавки завоевывают мир», «пожирают города». Французский посол в Лондоне в 1763 году писал, что его просто «выставили» из снимаемого им дома, так как на этом месте хотели построить лавку, и он жаловался в письме на трудность найти жилье за умеренную плату, потому что многие дома сносились с той же целью.
- Не напоминает ли это вам то, что происходит в жизни наших городов сейчас?
-Кто же торговал на рынках?
-Сегодня, мы с вами окунемся в эпоху нового времени и узнаем, что изменилось в экономике, благодаря ВГО и предпринимательству.
-Разделимся на группы:
- Первая группа у нас будет заниматься мировой торговлей, они расскажут нам все тонкости. Стр. 38-40
- Вторая группа будут у нас банкирами и расскажут нам про биржи и банки. стр. 40-41
- Вам дается 3-4 минуты, чтобы ознакомится с материалом, и начнем работать.
Вопросы 1 группе
1. Какие страны стали центрами мировой торговли?
2. Какой город считался самым крупным по развитию торговли и почему? (слайд 7)
3. Что такое семейное товарищество? И как это повлияло на создание торговой компании?
4. Что такое монополия?
Запишем определение в опорные листы.
(Слайд 8)
Монополия – исключительное право на производство или продажу чего- либо.
5. В каких странах было больше всего монополий?
- И так, ребята, к какому выводу вы можете прийти?
Мировая торговля обеспечивала ее участникам получение высокой прибыли, в их руках накапливались огромные состояния.
Вопросы 2 группе.
1. Что такое биржа? При ответе использовать рисунок
2. Чем на бирже могли, заменятся деньги?
3. Какую функцию стала выполнять биржа для купцов?
Запишем.
(слайд 9)
Биржа - место, для заключения торговых сделок.
-Ребята, вы помните, что такое синквейн из начальных классов.
- Давайте вместе попробуем объяснить синквейн «Биржа».
Биржа
Шумная Антверпенская
Заключала влияла способствовала
«На пользу купцов всех наций и языков»
Место
ВЫВОД: Биржи были местом, где встречались для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики разных стран, говорившие на разных языках, и поэтому она казалась «малым миром, в котором соединялись все части большого». Биржи способствовали росту торговли, но они были и тем местом, где можно было «купить и продать ветер».
-Из истории Средневековья вы знаете о роли банков. После ВГО и с увеличением притока золота и серебра в Европу, с развитием мировой торговли – богатеют банки.
Вспомним, что такое банк.
Запишем.
(слайд 10)
Банк - учреждение, собирающее и накапливающее деньги, предоставляющее деньги в долг, с уплатой процентов.
4. В связи с чем, расширяется деятельность государственных банков?
5. Какие создаются банки?
6. Чем занимались банки?
- Создание торговых компаний, банков и бирж стало признаком развития рыночного хозяйства. Осталось узнать о том, как изменилось производство.
Развитие в XVI-XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банк, бирж свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства.
-А, сейчас, прежде, чем продолжить наш урок, немного отдохнем.
Физминутка.
4)Мануфактура – предприятия нового типа
- С развитием торговли, ростом населения в Европе и колониях увеличивается спрос на изделия ремесел. Того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Почему?
- Вспомним, что собой представляло ремесленное производство в средние века.
–Ребята у вас было опережающее задание: заполнить графы таблицы, в которых указаны основные черты ремесленной мастерской.
Ученики называют признаки ремесленной мастерской по первой колонке таблицы.
(слайд 11)
ВЫВОД: ремесленное производство было мелким и не позволяло выпускать достаточное количество изделий.
-Поэтому появляется новый тип предприятия – мануфактура.
-Ребята, сейчас вам необходимо заполнить вторую половину таблицы. Откройте учебник на странице 43 абзацы 2-3.Заполните вторую часть вашей таблицы.
-Давайте проверим вашу работу.
(слайд 12)
-Что же является главным отличием мануфактуры от ремесленной мастерской?
- Почему мануфактура является предприятием нового типа?
- Что же такое мануфактура?
(слайд 13)
ВЫВОД: Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда.
Само слово мануфактура — в переводе с латинского языка означает «сделанное руками».
Запишем данное понятие.
Мануфактура
1. Крупное капиталистическое предприятие
2. Применяется ручной труд
3. Существование разделения труда.
Прочитать на с. 43 1-ый абзац, назвать на какие виды подразделяется мануфактура.
-На какие два вида делились мануфактуры?
-В чём заключалась разница между этими предприятиями?
-Мануфактура делится:
- рассеянную
- централизованную
(слайд 14)
Появление этих предприятий стало возможно благодаря тому, что богатые предприимчивые купцы, разбогатевшие на торговле, стали вкладывать свои деньги в производство изделий, пользующихся спросом.
Средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли, - это капитал.
(слайд 15)
Запишем.
(слайд 16)
КАПИТАЛ -- средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли.
Значит, производство, в которое вкладывается капитал, называется капиталистическим. Таким типом предприятия и является мануфактура. Владелец такого производства – капиталист.
Запишем.
Произведенные товары поступают на рынок, продаются, а полученные средства вновь вкладываются в производство, т.е. превращаются в капитал. Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве. Запишем.
Капитализм - общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве.
Первичное повторение и закрепление изученного.
Взаимопроверка.
Задание «Соотнесите понятия и определения»
1. монополия а) место, где сходятся интересы покупателей и продавцов
2. биржа б) учреждение, собирающее и накапливающее деньги
3. мануфактура в) деятельность, направленная на получение прибыли
4. капитал г) исключительное право на производство или продажу чего-либо
5. капитализм д) предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда
6. рынок е) место, для заключения торговых сделок
7. банк ж) средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли
8. предпринимательство з) общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве
Давайте проверим
(слайд 17)
– г.
– е
– д
– ж
– з
– а
– б
–в
Подведение итогов.
Что узнали на уроке?
– Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?
– С какими новыми терминами вы познакомились? Высказывают свое мнение.
Таким образом, мы сегодня с вами узнали, что такое биржа и мануфактура, и то что развитие мануфактуры является признаком рождения капитализма.
Домашнее задание.
Домашнее задание п. 4. Выучить определения, найти пословицы и поговорки связанные с торговлей и с рынком
Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской.
Вопросы | Ремесленная мастерская | Мануфактура |
Каков размер предприятия? | мелкие | Крупные |
Кто работал на предприятии? | Мастер-ремесленник, его сын , 1-2 ученика | Наемные рабочие |
Количество работников? | 4-5 чел. | Десятки, сотни человек |
Какой труд применялся? | ручной | Ручной |
Существовало ли разделение труда? | нет | да |
Карточка № 2. Задание «Соотнесите понятия и определения» 1. монополия а) место, где сходятся интересы покупателей и продавцов 2. биржа б) учреждение, собирающее и накапливающее деньги 3. мануфактура в) деятельность, направленная на получение прибыли 4. капитал г) исключительное право на производство или продажу чего- либо 5. капитализм д) предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда 6. рынок е) место, для заключения торговых сделок 7. банк ж) средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли 8. предпринимательство з) общество, основанное на частной собственности и рыночном хозяйстве |