Урок обществознания в 7 а классе.
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя не важно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют, не слуга, а служат.
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Какое слово вышло тут?
Тема урока:
«Деньги, их функции.»
Домашнее задание:
Параграф 13, ,вопросы и задания,
выучить термины
План работы на уроке:
- Как деньги стали деньгами.
- Функции денег.
- Деньги меняют обличье.
Деньги… Одни утверждают, что деньги – зло,
потому что из-за них в жизни происходит немало
бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это
всё! Тот, у кого они есть, может все на свете.
А как вы думаете, что такое деньги?
Какие чувства, ассоциации у вас вызывают
слово деньги?
Как
деньги
стали
деньгами?
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы”. У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Составить кластер «Что было деньгами»
Скот
Колёса
Ракушки каури
Деньги
Мех
Зерна риса
Соль
Зерна какао
Игра «Ярмарка»
Купцы: им надо: зерно, мех.
Ремесленники: им надо: зерно, ткани, продукты, соль;
Охотники: им надо: соль, зерно, оружие, растительное масло;
Крестьяне: им надо : соль, серп, плуг, ткани.
История появления денег
Товар-посредник – эквивалент
(нечто равноценное):
Бартер – натуральный обмен (товар на товар)
=
Запишем…
Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
- Более высокая стоимость
- Долговечность
- Легко делятся
(медь, бронза,
серебро, золото)
Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делиться на равные части
Что же значит термин «деньги?»
Запишем…
Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость других товаров
Физминутка
Мера стоимости
При помощи денег сравниваются между собой разные товары, определяется их стоимость. У товаров появляется цена – стоимость товара выраженная в деньгах.
20 руб.
60 руб.
Средство обращения .
Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. При совершении акта купли – продажи деньги покупателем передаются из рук в руки продавцу.
Средство накопления
Функцию средства накопления выполняют деньги, непосредственно не участвующие в обороте.
Средство платежа
Как средство платежа деньги используются при выплате зарплаты, при продаже товаров в кредит, при оплате штрафов и тд.
Функция мировых денег
Деньги как всеобщее платёжное средство между странами. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы, в первую очередь золото. В наши дни эту роль выполняют некоторые национальные валюты - доллар США, фунт стерлингов, евро.
Функции денег
Мировые деньги
Мера стоимости
Средство накопления
Средство платежа
Средство обращения
Выполните задание: Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях .
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку () .
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей () какому-то мальчишке.
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. () .
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку. «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево ().
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль ().
Разновидности денег
Электронные деньги
Безналичные деньги
Наличные деньги
чеки
банкноты
кредитные карточки
купюры
ассигнации
банковские билеты
монеты
Запишем…
Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Легенда – надписи на монете
Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства .
Гурт – боковая поверхность монеты
Уголовный кодекс за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка РФ (статья 186 УК РФ) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет
Составить синквейн
Деньги
Бумажные, металлические,
Обменивают, покупают, торгуют, Средством товарного обмена является
Торговля
Рефлексия
Своей работой на уроке я доволен…
Сегодня на уроке…
Я оцениваю себя …
Вывод
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами
Не в деньгах счастье!
Френсис Бэкон
«Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга»
Всем спасибо за урок!