СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию 10 класс "Местное самоуправление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок отражает комплексную подготовку к ЕГЭ учащихся

Просмотр содержимого документа
«урок по обществознанию 10 класс "Местное самоуправление"»

Урок обществознания в 10 классе « Местное самоуправление».

Учитель истории и обществознания Калёнкова Ольга Сергеевна

Цели урока:

1. Систематизация и осмысление знаний учащихся о политической системе России, о функциях, структуре и значении органов местного самоуправления;

2. Рассмотреть принципы, основные функции деятельности местного самоуправления, его роль в демократическом обществе.

3. Пробудить у учащихся желание активно участвовать в решении общественно значимых проблем, иметь активную жизненную позицию.

Основные понятия: гражданское общество, местное самоуправление, сельское поселение, глава администрации, органы местного самоуправления, муниципальное образование, местный референдум.

Тип урока: комбинированный

Форма: круглый стол.

Оборудование: Конституция РФ, ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», учебник, дополнительная литература.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Введение. Понятие местного самоуправления.

  3. Структура органов местного самоуправления.

  4. Вопросы местного значения.

  5. Участие населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы и методы:

1. Исследовательский метод.

2. Метод проблемного изучения.

3. Беседа.

4. Формулирование выводов.

5. Игровой момент.

Обсуждаемые проблемы:

1. Что такое местное (муниципальное) самоуправление и на основе каких принципов оно строится?

2. Органы местного самоуправления и порядок их формирования.

3. Основные направления деятельности местного самоуправления.






Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(не более 2 минут)

Добрый день, уважаемые гости, участники «круглого стола»!

Нашими гостем является глава МО Большеключищенское поселение, председатель совета депутатов МО Большеключищенское поселение Каленков Виктор Сергеевич.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Обобщение ранее изученного

(5 минут)

Учитель. Понятие «Гражданское общество», его взаимосвязи с государством и отношениями между людьми мы разобрали на прошлом уроке. Давайте ещё раз вспомним определение «гражданское общество» и каковы его основные признаки.

Для этого я вам предлагаю обратиться к алгоритму написания развернутого плана, одного из заданий ЕГЭ и составить план на тему Гражданское общество в начале XXI века.

Примерный план (один из вариантов)

«Гражданское общество в начале XXI века».



Принцип деятельности, УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Актуализация знаний. Выявление темы.

(3 минуты)






















Планирование деятельности.

Целеполагание.

(2 минуты)

В рамках учебного предмета «Обществознание» мы продолжаем знакомиться с вопросами политической жизни современного общества.

Внимание на экран. Прочитайте отрывок из послания Президента Федеральному собранию и попробуйте сформулировать тему урока.

«Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны, в том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой».

Чем ценна тема урока для вас?





Как вы думаете, каковы цели нашего урока?








Формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока









Нам, как гражданам России, будущим избирателям, необходимо понимать сущность и значение органов местного самоуправления в жизни нашей Родины.

Сегодня мы:

- дадим определение такому виду публичной власти, как местное самоуправление;

- рассмотрим принципы и основные функции деятельности местного самоуправления, его роль в демократическом обществе;

- познакомимся с представителями местного самоуправления Большеключищенского сельского поселения.

Принцип целостности. УУД,: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Создание проблемной ситуации

Формулирование проблемы.

(5 минут)











В гражданском обществе публичную власть на местах осуществляет местное самоуправление.

Вопрос классу. Необходимо ли участие жителей сельского поселения в выборах?

- Определите свою позицию на следующие точки зрения:


Местное самоуправление крайне выгодно обществу.


Местное самоуправление не выгодно обществу.


В начале урока



В конце урока




Вопрос классу. Так что же такое местное самоуправление?



Отвечают на вопросы, делают выводы.

Определяют свою позицию












Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи: создание благоприятной атмосферы

заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания,

УУД: регулятивные (работа с текстом; умение выражать свои мысли)

Физ. минутка (пауза релаксация)







Физкультминутка, для глаз

1. Закрываем глаза и носом “пишем” в воздухе свое имя.

2. Представляем большие настенные часы. Смотрим в центральную точку циферблата, затем быстро переводим взгляд на любую из цифр и возвращаем в центр часов.

3. Посмотреть вверх, сделать глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

4. Зажмуриться на 3–5 с., затем быстро поморгать.

5. Смотрим как можно дальше влево и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим как можно дальше вправо и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим на кончик носа. Смотрим перед собой. Смотрим на межбровье. Смотрим перед собой.

6. Закрываем глаза. Глубокий вдох, медленный плавный выдох. Представляем цветочную поляну.


Коммуникативные (умение уважать позицию другого)

У УД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ)

Выражение решения, применение нового знания.

ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Прочитайте дополнительную литературу, ответьте на вопрос: что такое местное самоуправление?

Термин «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения. В разных странах и разными авторами он понимается различно. Наиболее полное и широкое толкование было дано ещё в XVII столетии в Англии, откуда он был заимствован в 50-х годах прошлого века Германией и в 60-х годах – Россией. Юридическая и социально-правовая литература насчитывает более 30 определений самоуправления. В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных традиций.

Выделите ключевые понятия.

Сформулируйте определение местное самоуправление.











Обратимся к истории развития местного самоуправления.

Ответьте на вопрос: всегда ли жители нашей страны могли участвовать в жизни государства?

О чем нам говорит реформа 2006 г.

Дополнительная литература


А теперь разберемся, каким образом народ через местное самоуправление осуществляет власть. Для этого обратимся

1-ый ряд - к содержанию учебника, с.44-45, п.2;

2-ой ряд - к Конституции РФ (гл.1, ст. 12)

3-ий ряд – к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» доп. лит-ра

























Руководствуясь определением местного самоуправления и на основании его анализа, назовите основные принципы МСУ.






СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Вопрос классу. Кто может быть избран в органы местного самоуправления?

Работа с дополнительной литературой В соответствии со ст.10, ст.3 (закон о выборах) подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляют территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии. Выбора проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на альтернативной основе. Право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину РФ, достигшему на день голосования 21 года и обладающему правом избирать органы местного самоуправления. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший на день выборов 18 лет. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей.





Вопрос классу. Каков срок полномочий органов местного самоуправления (ст.4 Закона о выборах.)

Работа с дополнительной литературой Срок на который избираются органы местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять более пяти лет.


Вопрос классу. Какие органы местного самоуправления действуют в нашей местности?

На примере МО Ульяновский район разберём структуру местного самоуправления



ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. доп. лит-ра

- Какие вопросы местного значения решает население через органы МСУ?

- С какой целью создаются органы местного самоуправления?







УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А сейчас слово предоставляется главе МО Большеключищенское поселение, председателю совета депутатов МО Большеключищенского поселения Каленкову Виктору Сергеевичу, он нам расскажет каким образом население участвует в осуществлении местного самоуправления и какие функции выполняет МСУ.

Работают с дополнительным текстом.


Выделяют ключевые понятия:

(1) самостоятельная и под свою ответственность деятельность;

2) деятельность населения непосредственно или через органы местного самоуправления;

3) деятельность населения по решению вопросов местного значения.





Местное самоуправлениесистема организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории


Ответы учащихся







Самостоятельная деятельность т.е без вмешательства государства: не входят в систему органов государственной власти, не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органов государственной власти, избираются населением и ему подконтрольны и подотчётны; определяет и изменяет границы территории, на которой осуществляется МСУ, определяет структуру органов власти.

Непосредственно или через органы местного самоуправления - т.е. путём референдума, выборов, других форм волеизъявления (собрание-сход, конференция), выборные органы власти (глава сельского (городского) поселения, территориальное общественное управление, уличные, домовые комитеты, старосты в сёлах, мэры городов, думы, советы, муниципальные комитеты…)


1. Самостоятельность органов местного самоуправления.

2. Активное участие населения в решении местных вопросов.

3. Многообразие форм его осуществления.




1. Право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину РФ, достигшему на день голосования 21 года и обладающему правом избирать органы местного самоуправления.

2. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший на день выборов 18 лет.

3. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей.


Не более пяти лет.







МО Ульяновский район

(сообщение учащегося), запись в тетрадях структуры МСУ.



Открытие новых школ, детсадов, благоустройство и озеленение территорий, охрана общественного порядка, охрана памятников истории и культуры и мн. др.)

Обслуживание повседневных житейских потребностей людей.

Запись в тетрадях.








Принцип деятельности, непрерывности,

вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ).

Закрепление

Первичное закрепление.

Учитель. А теперь маленький тест. Я сейчас по кругу пущу шляпу политика.

1. Определите, какие проблемы будет решать государство, а какие - органы МСУ. Ответ аргументировать.

1.Строительство очистных сооружений в селе; ( м/с)

2.Капитальный ремонт улиц; (м/с)

3.Утверждение Налогового кодекса; ( гос.)

4.Строительство новой школы; (м/с)

5.Выплата пенсий; (гос.)

6. Заключение союзного договора России и Белоруссии; ( гос.)

7. Мероприятия по реформированию армии; (гос.)


2. Определить, какие проблемы будет решать Совет депутатов, а какие администрация села:

  1. Контроль за использованием муниципальной собственности; (адм).

  2. Улучшение жилищных условий для гражданина А.; (адм).

  3. Ремонт школьного здания; (адм.)

  4. Местное законодательство; (совет)

  5. Помощь беженцу, которому негде жить и работать; (адм.)

  6. Утверждение плана социально-экономического развития села; (совет)

7. Утверждение поселенческого бюджета. (совет)


Игра закончена. Кто-то в чём-то ошибался, но в основном все с заданием справились. Молодцы.

Вывод: руководство страны решает вопросы, которые касаются всех граждан, вопросы поселения – в компетенции поселковых властей, они глубже знают проблемы на местах.

Подведение итогов.

Учитель. А теперь давайте сформулируем вместе в чём значение местного самоуправления. Слово предоставляется каждому участнику встречи по очереди.

В чём польза местного самоуправления для общества?





































Выводы учащихся:

1. Совершенствование местного самоуправления обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии.

2. Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности.

3. Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям.

4. Местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.

5. Местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные.

6. Местное самоуправление является серьёзной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан.

7. Развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.



Рефлексия деятельности

Рефлексия.

- Определите свою позицию на следующие точки зрения:

1. Местное самоуправление крайне выгодно обществу.

2. Местное самоуправление не выгодно обществу.


Местное самоуправление крайне выгодно обществу.


Местное самоуправление не выгодно обществу.

В начале урока



В конце урока




Отвечают на вопросы.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, оценить себя.


- сегодня я узнал.

- было интересно:

- меня удивило;

- теперь я могу

Молодцы; ребята, благодарю вас за активную работу на уроке

Выставление оценок.



Домашнее задание.


П.5, п.2-3,вопросы 7-10, эссе на тему «Легко ли представителем местного самоуправления?»

Запись учащимися задания в дневники.



























Самоанализ урока по теме « Местное самоуправление».

Цели урока:

1. Систематизация и осмысление знаний учащихся о политической системе России, о функциях, структуре и значении органов местного самоуправления;

2. Рассмотреть принципы, основные функции деятельности местного самоуправления, его роль в демократическом обществе.

3. Пробудить у учащихся желание активно участвовать в решении общественно значимых проблем, иметь активную жизненную позицию.

Основные понятия: гражданское общество, местное самоуправление, сельское поселение, глава администрации, органы местного самоуправления, муниципальное образование, местный референдум.

Тип урока: комбинированный

Форма: круглый стол.

Оборудование: Конституция РФ, ФЗ-№131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», учебник, дополнительная литература.

План:

1. Организационный момент.

2. Введение. Понятие местного самоуправления.

3. Структура органов местного самоуправления.

4. Вопросы местного значения.

5. Участие населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы и методы:

1. Исследовательский метод.

2. Метод проблемного изучения.

3. Беседа.

4. Формулирование выводов.

5. Игровой момент.

Обсуждаемые проблемы:

1. Что такое местное (муниципальное) самоуправление и на основе каких принципов

оно строится?

2. Органы местного самоуправления и порядок их формирования.

3. Основные направления деятельности местного самоуправления.


Урок проводился в 10А классе 26 февраля 2016 г. В классе обучается 13 человек.Учащиеся различаются по уровню подготовки. На уроке задействованы все ученики. Некоторые из них (Мартынова Анна и Дашкина Юля) получили предварительное задание: составить историческую справку о развитии местного самоуправления в России, исследовать структуру МСУ территории, на которой мы проживаем. Таким образом, был использован исследовательский метод. Урок построен на применении метода проблемного изучения. Перед учащимися ставилась определённая задача – проблемный вопрос, ребята изучали документы, работали с учебниками, определением и формулировали выводы. Урок прошёл в непринуждённой атмосфере. Ребята справились с заданиями, уверенно и аргументировано отвечали на вопросы в конце урока. На этапе рефлексии, когда требовалось определить свою позицию по поводу того, что местное самоуправление крайне выгодно или не выгодно обществу, все до единого учащегося согласились с первой точкой зрения и смогли в доказательство привести примеры из реальной жизни. Таким образом цели урока достигнуты. Основной материал по теме усвоен ребятами на уроке. Выставлены только положительные отметки.