3. Актуализация знаний. Выявление темы. (3 минуты) Планирование деятельности. Целеполагание. (2 минуты) | В рамках учебного предмета «Обществознание» мы продолжаем знакомиться с вопросами политической жизни современного общества. Внимание на экран. Прочитайте отрывок из послания Президента Федеральному собранию и попробуйте сформулировать тему урока. «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны, в том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни. Местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». Чем ценна тема урока для вас? Как вы думаете, каковы цели нашего урока? | Формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока Нам, как гражданам России, будущим избирателям, необходимо понимать сущность и значение органов местного самоуправления в жизни нашей Родины. Сегодня мы: - дадим определение такому виду публичной власти, как местное самоуправление; - рассмотрим принципы и основные функции деятельности местного самоуправления, его роль в демократическом обществе; - познакомимся с представителями местного самоуправления Большеключищенского сельского поселения. | Принцип целостности. УУД,: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы. (5 минут) | В гражданском обществе публичную власть на местах осуществляет местное самоуправление. Вопрос классу. Необходимо ли участие жителей сельского поселения в выборах? - Определите свою позицию на следующие точки зрения: | Местное самоуправление крайне выгодно обществу. | Местное самоуправление не выгодно обществу. | В начале урока | | | В конце урока | | | Вопрос классу. Так что же такое местное самоуправление? | Отвечают на вопросы, делают выводы. Определяют свою позицию | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи: создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, УУД: регулятивные (работа с текстом; умение выражать свои мысли) |
Физ. минутка (пауза релаксация) | Физкультминутка, для глаз 1. Закрываем глаза и носом “пишем” в воздухе свое имя. 2. Представляем большие настенные часы. Смотрим в центральную точку циферблата, затем быстро переводим взгляд на любую из цифр и возвращаем в центр часов. 3. Посмотреть вверх, сделать глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. 4. Зажмуриться на 3–5 с., затем быстро поморгать. 5. Смотрим как можно дальше влево и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим как можно дальше вправо и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим на кончик носа. Смотрим перед собой. Смотрим на межбровье. Смотрим перед собой. 6. Закрываем глаза. Глубокий вдох, медленный плавный выдох. Представляем цветочную поляну. | | Коммуникативные (умение уважать позицию другого) У УД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ) |
Выражение решения, применение нового знания. | ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Прочитайте дополнительную литературу, ответьте на вопрос: что такое местное самоуправление? Термин «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения. В разных странах и разными авторами он понимается различно. Наиболее полное и широкое толкование было дано ещё в XVII столетии в Англии, откуда он был заимствован в 50-х годах прошлого века Германией и в 60-х годах – Россией. Юридическая и социально-правовая литература насчитывает более 30 определений самоуправления. В Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных традиций. Выделите ключевые понятия. Сформулируйте определение местное самоуправление. Обратимся к истории развития местного самоуправления. Ответьте на вопрос: всегда ли жители нашей страны могли участвовать в жизни государства? О чем нам говорит реформа 2006 г. Дополнительная литература А теперь разберемся, каким образом народ через местное самоуправление осуществляет власть. Для этого обратимся 1-ый ряд - к содержанию учебника, с.44-45, п.2; 2-ой ряд - к Конституции РФ (гл.1, ст. 12) 3-ий ряд – к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» доп. лит-ра Руководствуясь определением местного самоуправления и на основании его анализа, назовите основные принципы МСУ. СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Вопрос классу. Кто может быть избран в органы местного самоуправления? Работа с дополнительной литературой В соответствии со ст.10, ст.3 (закон о выборах) подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления осуществляют территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии. Выбора проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на альтернативной основе. Право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину РФ, достигшему на день голосования 21 года и обладающему правом избирать органы местного самоуправления. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший на день выборов 18 лет. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Вопрос классу. Каков срок полномочий органов местного самоуправления (ст.4 Закона о выборах.) Работа с дополнительной литературой Срок на который избираются органы местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять более пяти лет. Вопрос классу. Какие органы местного самоуправления действуют в нашей местности? На примере МО Ульяновский район разберём структуру местного самоуправления ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. доп. лит-ра - Какие вопросы местного значения решает население через органы МСУ? - С какой целью создаются органы местного самоуправления? УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ А сейчас слово предоставляется главе МО Большеключищенское поселение, председателю совета депутатов МО Большеключищенского поселения Каленкову Виктору Сергеевичу, он нам расскажет каким образом население участвует в осуществлении местного самоуправления и какие функции выполняет МСУ. | Работают с дополнительным текстом. Выделяют ключевые понятия: (1) самостоятельная и под свою ответственность деятельность; 2) деятельность населения непосредственно или через органы местного самоуправления; 3) деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправлениесистема организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории Ответы учащихся Самостоятельная деятельность – т.е без вмешательства государства: не входят в систему органов государственной власти, не могут назначаться государством, не находятся в подчинении органов государственной власти, избираются населением и ему подконтрольны и подотчётны; определяет и изменяет границы территории, на которой осуществляется МСУ, определяет структуру органов власти. Непосредственно или через органы местного самоуправления - т.е. путём референдума, выборов, других форм волеизъявления (собрание-сход, конференция), выборные органы власти (глава сельского (городского) поселения, территориальное общественное управление, уличные, домовые комитеты, старосты в сёлах, мэры городов, думы, советы, муниципальные комитеты…) 1. Самостоятельность органов местного самоуправления. 2. Активное участие населения в решении местных вопросов. 3. Многообразие форм его осуществления. 1. Право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину РФ, достигшему на день голосования 21 года и обладающему правом избирать органы местного самоуправления. 2. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин, достигший на день выборов 18 лет. 3. Избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей. Не более пяти лет. МО Ульяновский район (сообщение учащегося), запись в тетрадях структуры МСУ. Открытие новых школ, детсадов, благоустройство и озеленение территорий, охрана общественного порядка, охрана памятников истории и культуры и мн. др.) Обслуживание повседневных житейских потребностей людей. Запись в тетрадях. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ). |
Закрепление | Первичное закрепление. Учитель. А теперь маленький тест. Я сейчас по кругу пущу шляпу политика. 1. Определите, какие проблемы будет решать государство, а какие - органы МСУ. Ответ аргументировать. 1.Строительство очистных сооружений в селе; ( м/с) 2.Капитальный ремонт улиц; (м/с) 3.Утверждение Налогового кодекса; ( гос.) 4.Строительство новой школы; (м/с) 5.Выплата пенсий; (гос.) 6. Заключение союзного договора России и Белоруссии; ( гос.) 7. Мероприятия по реформированию армии; (гос.) 2. Определить, какие проблемы будет решать Совет депутатов, а какие администрация села: Контроль за использованием муниципальной собственности; (адм). Улучшение жилищных условий для гражданина А.; (адм). Ремонт школьного здания; (адм.) Местное законодательство; (совет) Помощь беженцу, которому негде жить и работать; (адм.) Утверждение плана социально-экономического развития села; (совет) 7. Утверждение поселенческого бюджета. (совет) Игра закончена. Кто-то в чём-то ошибался, но в основном все с заданием справились. Молодцы. Вывод: руководство страны решает вопросы, которые касаются всех граждан, вопросы поселения – в компетенции поселковых властей, они глубже знают проблемы на местах. Подведение итогов. Учитель. А теперь давайте сформулируем вместе в чём значение местного самоуправления. Слово предоставляется каждому участнику встречи по очереди. В чём польза местного самоуправления для общества? | Выводы учащихся: 1. Совершенствование местного самоуправления обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии. 2. Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности. 3. Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям. 4. Местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя. 5. Местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные. 6. Местное самоуправление является серьёзной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан. 7. Развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества. | |