Урок обучения грамоте в 1 классе Звук и, буквы и, И
Гласный звук [и], буквы и, И.
1 класс
Цель урока:
1. Познакомить с буквами И, и, обозначающими гласный звук [ и ] ;
2. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков;
3. Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память, мышление, закреплять знания о слогообразующей функции гласного звука;
4. Воспитывать любовь к русской литературе, интерес к чтению, русскому языку, развивать кругозор;
5. Развивать умение слушать товарища.
Основные понятия темы: гласный звук, согласный звук, схема слова, слого-звуковой анализ.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: выделять звук [ и ] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему- модель слова, проводить грамотно слого-звуковой анализ слов.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные : узнавать, называть и определять объекты в соответствии с окружающей действительностью.
Познавательные : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные : использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные результаты : Адекватная мотивация: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи : Чтение. ИЗО. Музыка ( умение работать с текстом, развитие моторики руки, развитие фонематического слуха). Математика.
Формы работы : фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование :
1. Азбука В. Г. Горецкого, ч. 1, с. 29-30
2. Тетрадь для печатания ( у детей), счетные палочки.
3. Схемы слов, предложений, предметные картинки, загадки, стихи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
- Сели красиво, подвинули стульчик, кулачок между животом и партой. На парте: Азбука, тетрадь для печатания, пенал, 3 счетных палочки.
2. Повторение, актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? ( из предложений)
- Из чего состоит предложение ? ( из слов)
-А из чего состоят слова? ( из слогов, из звуков)
- На какие группы можно разделить все звуки? Согласные. Гласные.)
-Как отличить гласный звук от согласного?
-Какие звуки мы уже изучили? ( о, а)
На доске картинки: кастрюля, шкаф, чайник, кот, , лимон, и буквы А и О
Задание: по 1 человеку выходить и распределять картинки к той букве, где есть нужный звук.
Молодцы.
3.
- Сегодня мы познакомимся с новыи звуком и новой буквой.
- Наш урок я начну со старинной детской загадки: А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, кто остался на трубе? Отгадали? И.
Тема нашего урока звук [ и ] и буква И
-Как кричит ослик?
-Проанализируйте звук И , какой он? (поется, тянется, произносится с голосом. Он гласный).
5.
Игра «Хлопок- молчок» (хлопнуть, если в слове слышен звук и )
Индюк, кит, аист, ель, яблоко, пила, ива, песня, муравьи, завод, лето, апрель, иголка. Вывод:
( и встречается в начале, середине, конце слова).
6. Физминутка.
- Мы назвали последнее слово « иголка». Посм. в учебнике с. 29 . Под буквой И нарисована иголка. Для чего нужны иголки? (Это вещь для работы, труда. Такие вещи называются инструментами).
А как сказать , если их несколько? Иголки
-Давайте проанализируем слово. Приготовили ладоши, хлопаем. Ск. слогов? Какой 1, 2, 3, какой ударный?
Придвинули тетрадки для печатания. Какое сегодня число?
1 слог — и -гол-ки
-Назовите твердое слияние (ГО),
ки- какое слияние? Как думаете почему?
с. 29 Совушкино правило читаем.
Куда поставим букву И в ленте букв? На 1 этаж
8.
-Звуки мы слышим, а буквы пишем. На письме звук И обозначается буквой И. (вывешиваю плакат ). Письменная буква и печатная.
-На что похожа буква И?
- Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три
А какая буква? И.
-Большая и маленькая И отличаются только размером, -Давайте напечатаем печатную букву и , у вас есть образец, через клеточку И и
И- калитка , 3 доски, вот на что похожа И.
Между 2 прямых досок одна легла наискосок.
9..Физминутка , МЫШКА
-Какие бывают предложения по цели высказывания?
Повествоват.
Восклицательные.
Вопросительные.
-Прочитайте буквы и с разной интонацией.
И. И! И?
С.29 Как называется дерево на картинке?
Давайте прочитаем текст «Ивы»
-Какие слова встретились с буквой и?( красивы, ивы, шепнули, стоим)
10.
- Посм. на рисунок на с. 30 Здесь 3 картинки. Почему они нарисованы вместе ?(многозначное, слово обозначает несколько значений).
-Иголки есть у елки, и у ежа иголки, и у дикобраза торчат все иглы разом.
А людям без иголок нельзя нашить футболок.
-Вот как много есть иголок. А еще они есть у ехидны, морского ежа, кактуса.
11.
И любит соединять слова. Давайте тоже потренируемся.
- Посм. на картинку на с. 30. Что делает мама? Составьте 1 предложение со словами «шарф и шапка»
Мама одевает Мише шарф и шапку. Схему предложения в тетрадке.(ск. слов в предложении?) 6
Как записали начало предложения? Конец? Какое Слово еще написали с большой буквы?
2 –карандаш и ручка,
3- ранец и пенал
-Какую роль играет маленькое слово И? (соединяет слова в предложении)
12. Итог урока. Рефлексия.
- С каким звуком познакомились? Он гласный или согласный?
-Какая буква его обозначает?
-Этот звук и эта буква есть в добрых вежливых словах : спасибо, извините, простите, в любимом детском слове «игрушки», колючем слове «иголка» , и очень важном слове «мир» и во многих др. словах. Она очень любит соединять слова, особенно добрые и хорошие. Спасибо за работу на уроке.