Тема: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»
Цель: Сформировать понятие у учащихся о словах, которые отвечают на
вопросы кто? что? , дать первоначальное понятие об имени
существительном. Научить дифференцировать одушевлённые и
неодушевлённые существительные. Закрепить навыки правильного,
осознанного, выразительного чтения.
Развивать мышление, внимание, зрительную память, связную
устную речь, через составление предложений по его началу;
активизация словаря учащихся, и мелкой моторики рук.
Воспитывать трудолюбие, чистоплотность, аккуратность,
ответственность.
Оборудование: плакат дома Федоры, 2 портрета Федоры,
зрительный диктант (предложение), игра «четвертый лишний»,
кляксы и слова.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой
Учитель: Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Быть должны у нас в порядке –
Учащиеся: Книжки, ручки и тетрадки
Учитель: А девиз у нас какой?
Учащиеся: Все что надо под рукой!
Работа по новой теме.
- Сегодня на уроке мы вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорено горе»
- Кто является главной героиней этой сказке?
- Какая беда с ней приключилась?
- Почему от Федоры убежала посуда?
- Федора очень плакала, переживала, когда посуда от нее ушла. Посмотрите, какая она была (демонстрация портрета Федоры)
- В течение всего урока мы будем выполнять различные задания по теме «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?» и покажем Федоре, какие вы опрятные, ответственные, грамотные и поможем ей стать такой же.
Задание 1. (работа по плакаты)
- Назовите те предметы, которые вы видите у Федоры в доме.
- Какой вопрос можно поставить к этим словам?
- А сейчас давайте вспомним из сказки, кто встречался на пути у посуды?
- Все слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы. Вокруг нас находится множество предметов, и каждый предмет имеет свое название. Все эти слова составляют часть нашей речи. Эта часть речи называется существительным.
- А почему существительным?
- Да потому, что называя предметы и явления, существительные раскрывают сущность окружающего мира.
Задание 2. (работа в тетрадях)
- А теперь давайте Федоре покажем, как вы красиво и аккуратно пишите в тетрадях.
Ф ф
Федора
Объясняя написания букв с демонстрацией на доске, затем письмо в воздухе.
Развела Федора грязь.
- Что это? (предложение)
- Почему оно является предложением?
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Задание 3. (чтение)
- Для подготовки речевого аппарата, для быстрого и правильного чтения.
- Чтению по кругу и цепочкой по карточкам. (жужжащим)
- Мы подготовились к чтению, приступаем читать отрывок из сказки К.И.Чуковского «Федорено горе».
- Найдите и прочитайте отрывок, какими словами жаловалась посуда животным.
- А сейчас давайте выпишем из текста слова в 2 столбика. В первый столбик слова, предметы, которые отвечают на вопросы что?
- А во второй те слова, отвечают на вопрос кто?
Что? Кто?
сито коза
корыто лягушка
метла курица
топоры тараканы
глаза кот
посуда паук
- Переведите второй столбик на казахский язык.
- Животные, что делают? (живут, питаются, растут…)
- Значит они какие? (живые)
- Да ребята, у тех у кого есть душа и сердце - они называются одушевленные существительные.
- А предметы, которые отвечают на вопросы что? они не живые – называются неодушевленные существительные.
Физминутка
- Давайте покажем Федоре, как нужно выполнять работу по дому.
- Я буду называть действие, а вы вместе со мной его показывайте.
Задание 4.
- А сейчас давайте по играем. Я вам показываю слова, вы их читаете и определяете, что лишнее и бъясняете почему.
1. Кастрюля, кружка, коза, тарелка.
2. Коза, лягушка, курица, самовар.
3. Стол, таракан, кровать, табуретка.
Задание 5.
- А сейчас ребята, давайте вместе с Федорой уберем грязь в ее доме. Для этого вы должны отгадать какие слоги спрятались под кляксами.
КЛЯКСЫ (отгадав слово читайте и задавайте вопросы)
- Вы молодцы убрали грязь, но не всю, для того чтобы вся грязь исчезла, нам надо выполнить фонетический разбор слова ГРЯЗЬ.
(Дети на доске, а я на доске)
- Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Вот мы и помогли Федоре убрать все в доме и вернуть ей посуду, теперь она довольна.(демонстрация портрета Федоры)
Задание 6.
- А сейчас давайте составим предложения с пожеланием для Федоры, а пожелание свое начните так:
Я желаю Вам, чтобы ……. .
Д/З. 3 пожелания запишите в тетрадь дома.
3. Итог.
- Как надо поступать с предметами быта, чтобы такая беда не случилась с вами?
- Что вы на уроке узнали нового?
- На какие вопросы отвечают существительные?
- Какие предметы отвечают на вопросы что?
- Какие предметы отвечают на вопросы кто?