Приветствие: - Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Юрьевна, сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. - Проверьте готовность к уроку, все ли у вас на парте: дневник, учебник, тетрадь? Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели. На меня все посмотрели. Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке. Тест А1. Когда началась Великая отечественная война? В 1939г. В 1941г. В 1945г. В 1922г. А2. Какая страна напала на нашу страну в 1941г.? Германия Франция Япония Монголия А3. Какой город находился в блокаде 900 дней? Москва Сталинград Курск Ленинград А4. Когда мы празднуем день победы? 22 июня 9 мая 23 февраля 12 июня В1. Кто руководил штурмом Берлина? Маршал Конев Маршал Рокоссовский Маршал Жуков Генерал Панфилов В2. Почему наша армия сначала терпела неудачи? Она была малочисленной по сравнению с фашистской армией. Не было современного оружия и техники. Нападение было внезапным и вероломным. Не было талантливых полководцев. В3. Какое название относится к нашей легендарной военной технике времен войны 1941 – 1945гг.? «МиГ» «Акула» «Буран» «катюша» С1. Какие города получили звание героя? Новороссийск Мурманск Владивосток Смоленск С2. Какие последствия имела Великая Отечественная война? Погибло свыше 27 млн человек, В руинах лежали города и села В Германию были вывезены произведения искусства Наша страна потеряла часть своей территории. Индивидуальный опрос. -Ребята, скажите, а какие города получили звание героя? Перечислите их. - Почему война называется Великой Отечественной? Сегодня на уроке мы продолжим говорить о Великой Отечественной войне и подробнее остановимся на теме «Трудовой фронт России» (10сл) Сегодня на уроке мы поговорим о сохранении культурного наследия в годы войны, о героизме людей, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества. А начнем с прослушивания фрагмента песни и посмотрим на слайде изображения военных вещей. - Какие чувства у вас вызвало увиденное и услышанное? Вводное слово учителя: Весь народ встал на защиту отечества. Воевать шли юноши и взрослые мужчины, девушки и женщины, старики и дети, а что было еще, вы узнаете, открыв учебник на с. 82 Я начинаю читать, вы следите, потом продолжите. Рассмотрите иллюстрации на с. 83 прочитайте задание к ним. Давайте ответим на вопросы: - Кто оставался во время войны в тылу? - Как участники трудового фронта обеспечивали армию всем необходимым? - Кто занял место мужчин на заводах, фабриках и в колхозах? - Какие фотографии на с. 83 иллюстрируют это? - Как дети, женщины, старики помогали ковать победу? Рабочие и руководители предприятий работали в условиях, приближенных к боевым. Как тогда говорили, с них спрашивали по законам военного времени. Если эвакуация была невозможна, так как враг наступал стремительно, заводы минировали и взрывали. - Как вы думаете, почему это было необходимо? - Какой вклад вносили в дела трудового фронта школьники и студенты? Многие школьники работали после школы в госпиталях, а собираясь вечерами у кого – нибудь дома, шили и вязали для бойцов теплые вещи: варежки, носки. Для табака шили кисеты. Все вещи сопровождали письмами, надписями, которые поддерживали солдат на фронте. Бывали случаи, когда кисет от дочери попадал в руки отца. - Как вы думаете, как сказывалось это на состоянии боевого духа солдат? - Обратите внимание на изображение медали на стр. 82. Найдите в учебнике объяснение этой награде. А я, вам хочу рассказать, свою семейную историю. «Когда моей бабушке было 10 лет, она, вместе со своей матерью отправляла теплые вещи на фронт. А ее отец, в тылу, шил валенки и сапоги для солдат». - Может и у вас есть какие - нибудь семейные истории, касающиеся трудового фронта? (Если не знаете, спросите у своих бабушек и дедушек) - Прочитайте статью «Подвиг ленинградцев» на с. 84. - Почему так важно для страны было сохранить произведения искусства? Работники музеев по ночам, во время артобстрелов, дежурили на крышах зданий, обезвреживали зажигательные снаряды, тушили пожары. - Вспомните, что вы говорили о блокадных днях Ленинграда на прошлом уроке. Какой ценой работники музеев охраняли экспонаты? - В каких условиях была проведена эвакуация? - какие планы Гитлера, главы фашистской Германии, были сорваны? - В чем же заключается подвиг ленинградцев? 13.54 – 14.23 – (горожане прятали ценные монументы) - Какой дворец был разграблен и разрушен? - Что немцы вывезли, что до сих пор не могут найти? 16 .16 – 17.16 – (норма хлеба) -Что вы можете сказать о хлебе? Представьте, какой же на вкус был такой хлеб, но кушать было нечего, люди умирали. 19.39 – 20.40 (смерть горожан.) 29.16. – 29.50 (трудовой фронт) - мы с вами просмотрели фрагменты фильма, что вы можете сказать? Поделитесь своими впечатлениями. - Сделайте вывод: почему медаль, которую вручали участникам трудового фронта, называлась «За трудовую доблесть»? - В чем состоит доблестный труд наших соотечественников в тылу? - Лозунгом жизни в тылу во время войны стали слова «Все для фронта, все для победы». Как вы понимаете его смысл? - Закончите предложения. 1. В дни наступлений работники тыла эвакуировали… 2. Из западных областей заводы эвакуировали в … 3. Рабочие места мужчин занимали… 4. Студенты после экзаменов уезжали… 5.Во время войны школьники… 6.В блокадном Ленинграде музейные работники, рискуя жизнью, голодая, под обстрелами… 7.Произведения искусства из Эрмитажа были отправлены… 8. Гитлер хотел стереть город с лица земли и уничтожить его… 9. Участники трудового фронта за трудовой подвиг удостаивались… После выполнения задания проводится взаимопроверка: один ученик читает ответы, остальные учащиеся вносят коррективы, дополняют ответы, проверяют друг друга. - Прочитайте статью «Сделаем вывод» на с. 85. - Какой вклад внесли участники трудового фронта в победу страны? - В каких условиях сохраняли культурное наследие страны работники музеев? - Кто работал в тылу на заводах, фабриках, в колхозах? Домашнее задание Учебник: ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 85 Дополнительное задание: рассказать о членах своей семьи – участниках своего фронта. Можно написать сочинение. |