СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был проведен при изучении темы заповедникки.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру»

Тема урока: Заповедники

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Цели: Образовательные: познакомить учащихся с заповедниками, причинами их создания; показать значимость заповедников в жизни человека; 

Формировать УУД: Личностные УУД: начальный опыт применения экологических знаний в повседневной ситуации.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать качество работы.

Коммуникативные УУД: умение анализировать учебный текст, вычленять основные факты, грамотно выражать свои мысли, строить диалогическую и монологическую речь.

Познавательные УУД: обсуждать проблемные вопросы, приводить примеры в качестве доказательства, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

Планируемые результаты

Предметные: сформировать у детей представление о заповедниках.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группах, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Основные понятия: заповедник.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, технология.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, групповая работа, работа с дополнительными источниками информации, самооценивание.

Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); учебник Окружающий мир 3 класс ч.1 авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С., М: «Вентана-Граф», 2013;

















Ход урока

I.Самоопределение. (2 мин.)

-Дорогие, ребята, я очень рада нашей сегодняшней необычной встрече и мне не терпится с вами познакомиться. Меня зовут Надежда Владимировна.. Я – учитель начальных классов и сегодня проведу у вас урок окружающего мира.. Мне очень хочется услышать и ваши имена. Произнесите каждый своё имя, но только тихо, я услышу. Спасибо большое мне очень приятно.

-Собираясь к вам на урок, я поставила перед собой задачу провести урок так, чтобы он был полезен для вас и помог вам приподняться ещё на одну ступеньку по лестнице знаний.

- А, что вы ждёте от урока?

- Я очень рада, что наши желания совпадают. И вместе мы сможем многого добиться.

II. Разъяснение смысла деятельности. Постановка проблемного вопроса

- Свой урок я хочу начать словами стихотворения Валентина. Берестова

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (слайд2)

- О чем говорится в этом стихотворении? (Что нужно охранять природу)

-А почему нельзя уничтожать животных и растения?(Не будет жизни на земле)

- А естьли животные , которые были раньше и исчезли сейчас?

-_Правильно есть это- странствующий голубь, морская корова, индийский гепард, и другие., которые были уничтожены человеком.(слайд 3)

- И сегодня существует угроза уничтожения таких животных и птиц как тур, лошадь Приживальского, тарпан, дрофа. Дрофа обитает в Саратовсой области и занесена в Красную книгу. (слайд 4)

- А кто виноват в том , что животные и птицы исчезают? ( человек)

- А что он делает не так? (ответы детей)

-Посмотрите на слайд вот есть еще какие причины гибели животных.( слайд5)

III. Актуализация мотивационных состояний.

Причины уничтожения животных.

1. Человек стал использовать огонь. Это привело к уменьшению лесов – места обитания животных.(слайд 5 щелчок)

2. Возникло земледелие, которое требовало площади под посевы и посадки, что приводило к уничтожению привычных мест обитания животных, а значит исчезновения ряда млекопитающих и птиц.

3. Строительство новых городов тоже приводит к исчезновению животных, которые сторонятся человеческого жилья и городского шума.

4. Неразумная охота, рыбалка, истребление тех животных, которых человек считает «вредными».

IV. Совместная с учащимися постановка темы и целей урока

- А, мы с вами можем сделать так чтобы животный и растительный мир сохранился? Как вы думаете о чем будем говорить сегодня на уроке?

- А сейчас посмотрите на экран и отгадав ребус вы узнаете, что еще создают люди сейчас.

(на экране появляется ребус, открывается надпись «Заповедник»)

- Так о чем мы будем с вами говорить на уроке? Назовите тему урока: «Заповедники»

-Да это тема нашего урока

Что мы должны узнать сегодня на уроке?

1. Что такое заповедник?

2. Какие бывают заповедники

3. Для чего они создаются?

.- Скажите а может кто- то может сказать что такое заповедник?(Ответы детей)

- Да это все правильно , но давайте с вами обратимся к точному определению слова «Заповедник».

- Где мы можем найти значения слова? ( в словарях)

- Прочтем какое определение этому слову дается в толковом словаре учебника. Заповедникэто участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
(толковый словарик учебника)

- А еще можно узнать что такое заповедник в словаре Ожег Заповедникэто заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.
(толковый словарь С.И.Ожегова)
ова.

- Ребята , повторим еще раз что такое заповедник.( Охраняемая природная территория)









V. История создания заповедников (рассказывает учитель)

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников.


VI.Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).











VII.Составление сообщения о заповедниках.



А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени и попадем в начало XX века. Мы участники экспедиции. Цель нашей экспедиции – обследовать местность, изучить растительный и животный мир этих мест, узнать, каким животным и растениям требуется помощь. Работать будем по группам. У каждой группы на столах лежат два листа. На одном из них сведения о заповеднике, а на втором задания , которые вы будете выполнять опираясь на данный текст. Ваша задача внимательно прочитать задания и ответить на следущие вопросы .

1. Название заповедника

1.Где расположен заповедник?

2. Когда создан?

3. Какие животные обитают в данном заповеднике?

Какие птицы обитают в заповедниках?

4. Какие растения произрастают здесь? - Но давайте не будем забывать соблюдать правила работы в группе. (Повторить их: не отвлекаться, не разговаривать без дела, каждый участник в группе занят …)

I группа – Алтайский заповедник

II группа – Муромский заказник

III группа – Хвалынский природный парк

IV группа- Памятник природы «Кривой осинник»



Алтайский заповедник.

Алтайский заповедник расположен в Сибири, на северо-востоке Алтая.

Образован: 7 октября 1967 года . Это потрясающе красивое место: в заповеднике 1190 озёр, множество рек, водопадов, горных хребтов. Территория заповедника богата разнообразной флорой, поэтому здесь можно увидеть ельники, сосновые леса, кустарниковые зоны, альпийские луга, пихты и кедрачи. Склоны гор покрыты такими плодовыми кустарниками как малина, сморода, шиповник, калина, облепиха. В тайге цветёт черёмуха.

Из млекопитающих в заповеднике 11 видов насекомоядных, 7 рукокрылых, 3 зайцеобразных, 13 грызунов, 16 видов хищных (медведь, рысь, выдра, росомаха, соболь, колонок и белка) и 8 видов парнокопытных (лось, марал, горный баран, сибирская косуля, сибирский козерог, северный олень и кабарга). Крайне редок в заповеднике снежный барс — ирбис. Этот зверь занесён в Красную книгу России. Обитает преимущественно высоко в горах, выше границы леса.
Зарегистрировано пребывание 323 вида птиц. Здесь обитают белая куропатка, глухарь, перепел, рябчик, кулик и другие. Серая цапля, чёрный аист, лебедь-кликун, малая чайка, розовый скворец, алтайский улар, орлан-белохвост, беркут, сапсан и скопа занесены в Красную книгу.
Встречаются также пресмыкающиеся: гадюка, полозы, ящерицы и другие.









Муромский заказник.

Муромский заказник расположен на территории Гороховецкого и Муромского районов Владимирской области по левому берегу реки Оки.

Заказник «Муромский» создан 25 сентября 1964 года.

В центральной и северной части заказника «Муромский» в основном сосновый бор.

На пологих склонах и ровных участках, в том числе на плоских вершинах, сосновые боры имеют хорошо развитый моховой покров с плантациями черники и брусники.

Помимо лесов значительную часть занимают луга, на которых в значительной мере преобладают злаки, а на увлажнённых участках осоки.

На территории заповедника учтено несколько сотен пар выхухолей и несколько десятков бобровых поселений.

Есть большая вероятность встретить хоря чёрногобелкукабанаондатрузайца-русакалисицувыдрузубра и лося.

Так же здесь обитают хорь белыйноркакуницаласкагорностайзайцы-белякиенотовидная собака и барсук.

Из птиц часто можно встретить глухарятетереваястреба-тетеревятникаперепелаболотного лунясерого журавляутокуток-крякв и, конечно, обычных серых ворон и гусей.











Национальный парк «Хвалынский»

Национальный парк «Хвалынский» расположен на северо-востоке Саратовской области, на самых высоких в этом регионе горах. Он был создан в 1994 году.

Национальный парк «Хвалынский» имеет на своей территории 21 вид растений, которые являются реликтами и эндемиками. Все они, занесены в Красную книгу РФ. Это солянковидная полынь, душистый левкой, тонколистный пион, волжская лапчатка, несколько видов ковыля, венерин башмачок.

Особое место занимает меловая сосна –памятник природы района .

На заповедной территории можно увидеть бобра, зайца-русака, лисицу, барсука, волка, лесного и степного хорька и других животных. Необходимо отметить высокую плотность популяции сурка.

Особенно богат Национальный парк «Хвалынский» пернатыми. На этой заповедной территории в разное время пребывают до 165 видов птиц.. На всей территории можно встретить канюка обыкновенного, пустельгу .На лесных участках проживают перепелятник и тетеревятник.
















Памятник природы культюк « Кривой осинник»

Расположен  в 3 км к юго-востоку от с. Александров Гай. Охватывает участок пойменной террасы Большого Узеня между селами Александров Гай и Приузенский .

Был признан памятником природы в 1991 году.

Под пологом деревьев распространены кустарники: жимолость татарская, терн, крушина слабительная, шиповник собачий, роза иглистая, таволга городчатая, миндаль низкий, ежевика сизая.

В травянистом ярусе встречаются пырей ползучий, ковыль , житняк гребенчатый, мятлик узколистный, пижма обыкновенная.

Из млекопитающих здесь встречаются: волк, корсак, куницы каменная и лесная, ласка, кот степной, норка американская, заяц-русак, , ондатра, полевка водяная, кабан и другие виды. Здесь можно встретить и следующих птиц: черношейная поганка, большая выпь, серая цапля, лебедь-шипун, луговой лунь, кобчик, обыкновенная пустельга, камышница, лысуха, озерная чайка, белощекая крачка, ушастая сова, обыкновенный зимородок, золотистая щурка, пестрый дятел, обыкновенная иволга, болотная, индийская, тростниковая и дроздовидная камышевки, камышевка-барсучок, соловьиный сверчок, обыкновенный соловей, варакушка, большая синица, тростниковая овсянка, усатая синица и другие виды.













- Вы правильно нашли ответы на все вопрсы, а теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос нашего урока. Какие бывают заповедники?

- Да существуют разные виды заповедников.

  1. Заповедники

  2. Заказники

  3. Национальные парки

  4. Памятники природы.

-А кто знает заповедные места, которые есть в нашем районе ?

- Это тюльпанная степь.? И главным объектом охраны здесь тюльпан Шренка. Они занесены в Красную книгу и срывать их нельзя!!!

-А для чего создаются все эти заповедники?

-Люди создают заповедники там растения и животные живут в привычной природной среде

- Учёные ведут наблюдения за флорой и фауной

- Запрещены рубка деревьев, сбор ягод и грибов


-Запрещены отдых и туризм

-Запрещены охота и рыбалка

-Все это сейчас вы видите на слайде.













VII. Рефлексия. Оценивание действий, процесса и результата обучения. 

- Пришло время подводить итоги. Как вы считаете, все ли задачи поставленные в началее урока мы выполнили?

Рефлексия

Сегодня я на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Меня удивило…

Мне было трудно…

Где можно применитьзнания полученные на уроке

- Для чего вам понадобятся полученные знания? Как вы сможете их применить?

Домашнее задание.

Выполняется по выбору:

- Составить небольшой рассказ об одном из животных изученного заповедника.

- Изучить самостоятельно заповедники, которые представлены в учебнике стр.146-152 .

-Выставление отметок за урок.





И закончить наш урок я хочу словами стихотворения Е.Евтушенко

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!



-Спасибо за урок.

























































Воронежский заповедник

Сначала мы совершим путешествие в первый из них, который находится в соседней с нами Воронежской области, в 40 километрах к северу от города Воронежа. Все готовы? Внимание на экран!

Воронежский государственный биосферный заповедник был основан почти сто лет назад, в 1923 году на севере Воронежской области в местности по берегам рек Воронеж, Усмань и Ивница.

Его площадь составляет чуть более 31 тысячи гектаров.

Наша научно-исследовательская группа получила официальное приглашение посетить Центрально-Черноземный заповедник имени В.В. Алехина весной для детального изучения природы Курской области. Этому путешествию будет посвящен отдельный проект, на презентацию которого мы приглашаем всех желающих.

Заповедник находится в лесостепной зоне, поэтому в нем обитают звери как лесов (белка, лесной хорек, дятел, лось, кабан), так и степей (степной хорек, большой тушканчик). В заповедных лесах обитают также норка, горностай, ласка. Из крупных хищников в заповеднике обитает волк (зимой их количество доходит до 20)

Самым многочисленным видом хищников является обыкновенная лисица. Большинство ее нор, используемых для вывода потомства, располагаются недалеко от лесных опушек.

В Красную книгу России из обитающих в заповеднике занесены выхухоль, змееяд, орёл-могильник, беркут, орлан-белохвост и другие.

Богат и растительный мир заповедника – на его территории отмечено 1007 видов высших растений. Леса заповедника преимущественно сосновые с примесью дуба, но встречаются также и чистые дубравы. Здесь также можно полакомиться брусникой и черникой и даже обнаружить исчезающий вид папоротника – страусник обыкновенный.

Однако главным объектом охраны являются бобры. В заповеднике был создан первый в мире экспериментальный бобровый питомник для размножения и изучения бобра. В настоящий момент ученые заповедника изучают особенности жизни бобров, а также вывозят их для разведения в другие районы России.





















































Уссурийский заповедник»



На востоке нашей страны, в Приморском крае, находится один из старейших заповедников Дальнего Востока – Уссурийский.

Его территория невелика, удалена от моря; здесь нет высоких гор, стремительных рек, водопадов. Однако, занимая такое “укромное” местоположение, он вносит весомый вклад в дело охраны природы, поскольку обладает своим, только ему присущим богатством.

Это богатство – уникальный крупный массив лиановых хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, почти не сохранившихся на территории Дальнего Востока.



Основную часть территории заповедника покрывают леса.

Наиболее характерные породы деревьев — сосна кедровая корейская (кедр корейский), пихты цельнолистная и белокорая, береза жёлтая, липа амурская. В лесах можно встретить редкие виды растений, занесенные в «Красную книгу России», например женьшень.

В уссурийской тайге в больших количествах обитают такие животные, как кабан, изюбр, благородный олень, барсук, колонок, белка. К особо охраняемым животным относятся белогрудый медведь, дальневосточный лесной кот.



Амурский тигр – настоящий хозяин уссурийской тайги. Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает почти четырех метров, самки меньше. Высота в холке до 115 см, масса в отдельных случаях до 300 кг. Обычный взрослый самец в природе весит в пределах 180‒— 220 кг, в среднем около 200 кг. Самый крупный амурский тигр, при весе в 384 кг, имел длину тела 317 см, хвоста 114 см. Уши Амурского тигра очень короткие, так как он обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.











Приокско – террасный заповедник

Совершим небольшое путешествие на юг Московской области. Здесь на левобережье реки Оки находится Приокско-террасный заповедник, который был создан в июне 1945 года, сразу после окончания войны.

Среди более тысячи видов растений, которые растут в заповеднике, есть редкие, занесённые в Красную книгу. Например, венерин башмачок, рябчик русский. Особо охраняемыми участками являются островки степной растительности в окружении сосновых боров. Такую растительность называют «окская флора» Она уникальна для Подмосковья, так как подобные растения обычно встречаются южнее.

Основными видами деревьев являются: сосна, ель, липа, дуб, берёза, осина.

На болотах растут клюква, голубика, росянка, сабельник.

Фауна Приокско-Террасного заповедника в целом типична для центра Русской равнины. Тут отмечено 54 вида диких млекопитающих ,140 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и 8 видов рыб.

Особенно разнообразна в заповеднике фауна птиц. Кого тут только нет: зяблик, большая синица, лесной конек, горихвостка, пеночка-трещотка, поползень, дрозд, сойка, мухоловка-пеструшка и многие другие.

Леса заповедника отличаются обилием и разнообразием копытных животных. Здесь живут лоси и кабаны.

В 1964 году на территорию заповедника проникли из соседних охотничьих хозяйств пятнистые олени .

Разнообразна фауна и ночных обитателей – летучих мышей.

Самый многочисленный из относительно крупных хищников – лисица. Также в заповеднике представлены обычные обитатели лесов – куница, ласка, горностай.

С 2006 года по настоящее время постоянно обитает рысь. В речки заповедника регулярно заходит со стороны Оки выдра в поисках рыбы и лягушек.

И, конечно же, гордостью заповедника является зубр. В зубровом питомнике звери живут в условиях, приближенных к естественным.

В 1947 году на территории заповедника создан Центральный зубровый питомник

Хвалынский национальный парк

Национальный парк «Хвалынский» расположен на северо-востоке Саратовской области, на самых высоких в этом регионе горах. Он был создан в 1994 году. Этому предшествовал упорный труд российских ученых на протяжении двух веков. Эти места всегда влекли исследователей своей уникальностью. В 2011 году к парку был присоединен заказник «Саратовский». Здесь удивительно все - от живописных ландшафтов до фиолетовых пчел. Площадь парка - 25 514 га. Она разделена на три зоны – рекреакционную, площадью 3,5 тысячи гектаров, заповедную (1,5 тыс. га) и зону хозяйственного пользования. Она занимает 20 514 гектаров.

В этом районе климат резко континентальный со значительными годовыми и суточными колебаниями температуры воздуха. В январе средняя температура воздуха - минус 13 градусов, в июле - плюс 21. -

Эта территория отличается огромным разнообразием растительности. Национальный парк «Хвалынский» (Саратовская область) характеризуется наличием сосновых лесов на выходах мела, на третичных песках, и дубрав на серых почвах. Характерная особенность лесов парка заключается в существовании «меловых» боров. Меловая сосна – это реликт, эндемик и памятник природы района одновременно -

Национальный парк «Хвалынский» имеет на своей территории 21 вид растений, которые являются реликтами и эндемиками. Все они, занесены в Красную книгу РФ. Это солянковидная полынь, душистый левкой, тонколистный пион, волжская лапчатка, несколько видов ковыля

К реликтовым растениям относят хвощи (зимующий и полевой), папоротники. Здесь произрастают его редчайшие виды. Встречается ланцетно-гребенчатый шиповник и женский кочедыжник. К реликтам так же относят хвойник двуколосковый хвойник и сосну обыкновенную. В международную Красную книгу внесен венерин башмачок.

В эту группу включены 15 видов рептилий и амфибий, которые относятся к 12 родам и 10 семействам. Это 68.2% от герпетофауны всей Саратовской области. Рептилии представлены гадюкой Никольского, которая занесена в Красную книгу РФ, ломкой веретеницей, обыкновенной медянкой и степная гадюкой. -