Тема урока: Заповедники
Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.
Цели: Образовательные: познакомить учащихся с заповедниками, причинами их создания; показать значимость заповедников в жизни человека;
Формировать УУД: Личностные УУД: начальный опыт применения экологических знаний в повседневной ситуации.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать качество работы.
Коммуникативные УУД: умение анализировать учебный текст, вычленять основные факты, грамотно выражать свои мысли, строить диалогическую и монологическую речь.
Познавательные УУД: обсуждать проблемные вопросы, приводить примеры в качестве доказательства, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.
Планируемые результаты
Предметные: сформировать у детей представление о заповедниках.
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группах, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Основные понятия: заповедник.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, технология.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, групповая работа, работа с дополнительными источниками информации, самооценивание.
Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); учебник Окружающий мир 3 класс ч.1 авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С., М: «Вентана-Граф», 2013;
Ход урока
I.Самоопределение. (2 мин.)
-Дорогие, ребята, я очень рада нашей сегодняшней необычной встрече и мне не терпится с вами познакомиться. Меня зовут Надежда Владимировна.. Я – учитель начальных классов и сегодня проведу у вас урок окружающего мира.. Мне очень хочется услышать и ваши имена. Произнесите каждый своё имя, но только тихо, я услышу. Спасибо большое мне очень приятно.
-Собираясь к вам на урок, я поставила перед собой задачу провести урок так, чтобы он был полезен для вас и помог вам приподняться ещё на одну ступеньку по лестнице знаний.
- А, что вы ждёте от урока?
- Я очень рада, что наши желания совпадают. И вместе мы сможем многого добиться.
II. Разъяснение смысла деятельности. Постановка проблемного вопроса
- Свой урок я хочу начать словами стихотворения Валентина. Берестова
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (слайд2)
- О чем говорится в этом стихотворении? (Что нужно охранять природу)
-А почему нельзя уничтожать животных и растения?(Не будет жизни на земле)
- А естьли животные , которые были раньше и исчезли сейчас?
-_Правильно есть это- странствующий голубь, морская корова, индийский гепард, и другие., которые были уничтожены человеком.(слайд 3)
- И сегодня существует угроза уничтожения таких животных и птиц как тур, лошадь Приживальского, тарпан, дрофа. Дрофа обитает в Саратовсой области и занесена в Красную книгу. (слайд 4)
- А кто виноват в том , что животные и птицы исчезают? ( человек)
- А что он делает не так? (ответы детей)
-Посмотрите на слайд вот есть еще какие причины гибели животных.( слайд5)
III. Актуализация мотивационных состояний.
Причины уничтожения животных.
1. Человек стал использовать огонь. Это привело к уменьшению лесов – места обитания животных.(слайд 5 щелчок)
2. Возникло земледелие, которое требовало площади под посевы и посадки, что приводило к уничтожению привычных мест обитания животных, а значит исчезновения ряда млекопитающих и птиц.
3. Строительство новых городов тоже приводит к исчезновению животных, которые сторонятся человеческого жилья и городского шума.
4. Неразумная охота, рыбалка, истребление тех животных, которых человек считает «вредными».
IV. Совместная с учащимися постановка темы и целей урока
- А, мы с вами можем сделать так чтобы животный и растительный мир сохранился? Как вы думаете о чем будем говорить сегодня на уроке?
- А сейчас посмотрите на экран и отгадав ребус вы узнаете, что еще создают люди сейчас.
(на экране появляется ребус, открывается надпись «Заповедник»)

- Так о чем мы будем с вами говорить на уроке? Назовите тему урока: «Заповедники»
-Да это тема нашего урока
Что мы должны узнать сегодня на уроке?
1. Что такое заповедник?
2. Какие бывают заповедники
3. Для чего они создаются?
.- Скажите а может кто- то может сказать что такое заповедник?(Ответы детей)
- Да это все правильно , но давайте с вами обратимся к точному определению слова «Заповедник».
- Где мы можем найти значения слова? ( в словарях)
- Прочтем какое определение этому слову дается в толковом словаре учебника. Заповедник – это участок земли (либо водной поверхности), на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека.
(толковый словарик учебника)
- А еще можно узнать что такое заповедник в словаре Ожег Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.
(толковый словарь С.И.Ожегова)ова.
- Ребята , повторим еще раз что такое заповедник.( Охраняемая природная территория)
V. История создания заповедников (рассказывает учитель)
Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.
Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. Сейчас в России насчитывается около 100 государственных заповедников.
VI.Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
VII.Составление сообщения о заповедниках.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на машине времени и попадем в начало XX века. Мы участники экспедиции. Цель нашей экспедиции – обследовать местность, изучить растительный и животный мир этих мест, узнать, каким животным и растениям требуется помощь. Работать будем по группам. У каждой группы на столах лежат два листа. На одном из них сведения о заповеднике, а на втором задания , которые вы будете выполнять опираясь на данный текст. Ваша задача внимательно прочитать задания и ответить на следущие вопросы .
1. Название заповедника
1.Где расположен заповедник?
2. Когда создан?
3. Какие животные обитают в данном заповеднике?
Какие птицы обитают в заповедниках?
4. Какие растения произрастают здесь? - Но давайте не будем забывать соблюдать правила работы в группе. (Повторить их: не отвлекаться, не разговаривать без дела, каждый участник в группе занят …)
I группа – Алтайский заповедник
II группа – Муромский заказник
III группа – Хвалынский природный парк
IV группа- Памятник природы «Кривой осинник»
Алтайский заповедник.
Алтайский заповедник расположен в Сибири, на северо-востоке Алтая.
Образован: 7 октября 1967 года . Это потрясающе красивое место: в заповеднике 1190 озёр, множество рек, водопадов, горных хребтов. Территория заповедника богата разнообразной флорой, поэтому здесь можно увидеть ельники, сосновые леса, кустарниковые зоны, альпийские луга, пихты и кедрачи. Склоны гор покрыты такими плодовыми кустарниками как малина, сморода, шиповник, калина, облепиха. В тайге цветёт черёмуха.
Из млекопитающих в заповеднике 11 видов насекомоядных, 7 рукокрылых, 3 зайцеобразных, 13 грызунов, 16 видов хищных (медведь, рысь, выдра, росомаха, соболь, колонок и белка) и 8 видов парнокопытных (лось, марал, горный баран, сибирская косуля, сибирский козерог, северный олень и кабарга). Крайне редок в заповеднике снежный барс — ирбис. Этот зверь занесён в Красную книгу России. Обитает преимущественно высоко в горах, выше границы леса.
Зарегистрировано пребывание 323 вида птиц. Здесь обитают белая куропатка, глухарь, перепел, рябчик, кулик и другие. Серая цапля, чёрный аист, лебедь-кликун, малая чайка, розовый скворец, алтайский улар, орлан-белохвост, беркут, сапсан и скопа занесены в Красную книгу.
Встречаются также пресмыкающиеся: гадюка, полозы, ящерицы и другие.
Муромский заказник.
Муромский заказник расположен на территории Гороховецкого и Муромского районов Владимирской области по левому берегу реки Оки.
Заказник «Муромский» создан 25 сентября 1964 года.
В центральной и северной части заказника «Муромский» в основном сосновый бор.
На пологих склонах и ровных участках, в том числе на плоских вершинах, сосновые боры имеют хорошо развитый моховой покров с плантациями черники и брусники.
Помимо лесов значительную часть занимают луга, на которых в значительной мере преобладают злаки, а на увлажнённых участках осоки.
На территории заповедника учтено несколько сотен пар выхухолей и несколько десятков бобровых поселений.
Есть большая вероятность встретить хоря чёрного, белку, кабана, ондатру, зайца-русака, лисицу, выдру, зубра и лося.
Так же здесь обитают хорь белый, норка, куница, ласка, горностай, зайцы-беляки, енотовидная собака и барсук.
Из птиц часто можно встретить глухаря, тетерева, ястреба-тетеревятника, перепела, болотного луня, серого журавля, уток, уток-крякв и, конечно, обычных серых ворон и гусей.
Национальный парк «Хвалынский»
Национальный парк «Хвалынский» расположен на северо-востоке Саратовской области, на самых высоких в этом регионе горах. Он был создан в 1994 году.
Национальный парк «Хвалынский» имеет на своей территории 21 вид растений, которые являются реликтами и эндемиками. Все они, занесены в Красную книгу РФ. Это солянковидная полынь, душистый левкой, тонколистный пион, волжская лапчатка, несколько видов ковыля, венерин башмачок.
Особое место занимает меловая сосна –памятник природы района .
На заповедной территории можно увидеть бобра, зайца-русака, лисицу, барсука, волка, лесного и степного хорька и других животных. Необходимо отметить высокую плотность популяции сурка.
Особенно богат Национальный парк «Хвалынский» пернатыми. На этой заповедной территории в разное время пребывают до 165 видов птиц.. На всей территории можно встретить канюка обыкновенного, пустельгу .На лесных участках проживают перепелятник и тетеревятник.
Памятник природы культюк « Кривой осинник»
Расположен в 3 км к юго-востоку от с. Александров Гай. Охватывает участок пойменной террасы Большого Узеня между селами Александров Гай и Приузенский .
Был признан памятником природы в 1991 году.
Под пологом деревьев распространены кустарники: жимолость татарская, терн, крушина слабительная, шиповник собачий, роза иглистая, таволга городчатая, миндаль низкий, ежевика сизая.
В травянистом ярусе встречаются пырей ползучий, ковыль , житняк гребенчатый, мятлик узколистный, пижма обыкновенная.
Из млекопитающих здесь встречаются: волк, корсак, куницы каменная и лесная, ласка, кот степной, норка американская, заяц-русак, , ондатра, полевка водяная, кабан и другие виды. Здесь можно встретить и следующих птиц: черношейная поганка, большая выпь, серая цапля, лебедь-шипун, луговой лунь, кобчик, обыкновенная пустельга, камышница, лысуха, озерная чайка, белощекая крачка, ушастая сова, обыкновенный зимородок, золотистая щурка, пестрый дятел, обыкновенная иволга, болотная, индийская, тростниковая и дроздовидная камышевки, камышевка-барсучок, соловьиный сверчок, обыкновенный соловей, варакушка, большая синица, тростниковая овсянка, усатая синица и другие виды.
- Вы правильно нашли ответы на все вопрсы, а теперь давайте подумаем и ответим на второй вопрос нашего урока. Какие бывают заповедники?
- Да существуют разные виды заповедников.
Заповедники
Заказники
Национальные парки
Памятники природы.
-А кто знает заповедные места, которые есть в нашем районе ?
- Это тюльпанная степь.? И главным объектом охраны здесь тюльпан Шренка. Они занесены в Красную книгу и срывать их нельзя!!!
-А для чего создаются все эти заповедники?
-Люди создают заповедники там растения и животные живут в привычной природной среде
- Учёные ведут наблюдения за флорой и фауной
- Запрещены рубка деревьев, сбор ягод и грибов
-Запрещены отдых и туризм
-Запрещены охота и рыбалка
-Все это сейчас вы видите на слайде.
VII. Рефлексия. Оценивание действий, процесса и результата обучения.
- Пришло время подводить итоги. Как вы считаете, все ли задачи поставленные в началее урока мы выполнили?
Рефлексия
Сегодня я на уроке я узнал…
Мне было интересно…
Меня удивило…
Мне было трудно…
Где можно применитьзнания полученные на уроке
- Для чего вам понадобятся полученные знания? Как вы сможете их применить?
Домашнее задание.
Выполняется по выбору:
- Составить небольшой рассказ об одном из животных изученного заповедника.
- Изучить самостоятельно заповедники, которые представлены в учебнике стр.146-152 .
-Выставление отметок за урок.
И закончить наш урок я хочу словами стихотворения Е.Евтушенко
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
-Спасибо за урок.
Воронежский заповедник
Сначала мы совершим путешествие в первый из них, который находится в соседней с нами Воронежской области, в 40 километрах к северу от города Воронежа. Все готовы? Внимание на экран!
Воронежский государственный биосферный заповедник был основан почти сто лет назад, в 1923 году на севере Воронежской области в местности по берегам рек Воронеж, Усмань и Ивница.
Его площадь составляет чуть более 31 тысячи гектаров.
Наша научно-исследовательская группа получила официальное приглашение посетить Центрально-Черноземный заповедник имени В.В. Алехина весной для детального изучения природы Курской области. Этому путешествию будет посвящен отдельный проект, на презентацию которого мы приглашаем всех желающих.
Заповедник находится в лесостепной зоне, поэтому в нем обитают звери как лесов (белка, лесной хорек, дятел, лось, кабан), так и степей (степной хорек, большой тушканчик). В заповедных лесах обитают также норка, горностай, ласка. Из крупных хищников в заповеднике обитает волк (зимой их количество доходит до 20)
Самым многочисленным видом хищников является обыкновенная лисица. Большинство ее нор, используемых для вывода потомства, располагаются недалеко от лесных опушек.
В Красную книгу России из обитающих в заповеднике занесены выхухоль, змееяд, орёл-могильник, беркут, орлан-белохвост и другие.
Богат и растительный мир заповедника – на его территории отмечено 1007 видов высших растений. Леса заповедника преимущественно сосновые с примесью дуба, но встречаются также и чистые дубравы. Здесь также можно полакомиться брусникой и черникой и даже обнаружить исчезающий вид папоротника – страусник обыкновенный.
Однако главным объектом охраны являются бобры. В заповеднике был создан первый в мире экспериментальный бобровый питомник для размножения и изучения бобра. В настоящий момент ученые заповедника изучают особенности жизни бобров, а также вывозят их для разведения в другие районы России.
Уссурийский заповедник»
На востоке нашей страны, в Приморском крае, находится один из старейших заповедников Дальнего Востока – Уссурийский.
Его территория невелика, удалена от моря; здесь нет высоких гор, стремительных рек, водопадов. Однако, занимая такое “укромное” местоположение, он вносит весомый вклад в дело охраны природы, поскольку обладает своим, только ему присущим богатством.
Это богатство – уникальный крупный массив лиановых хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, почти не сохранившихся на территории Дальнего Востока.
Основную часть территории заповедника покрывают леса.
Наиболее характерные породы деревьев — сосна кедровая корейская (кедр корейский), пихты цельнолистная и белокорая, береза жёлтая, липа амурская. В лесах можно встретить редкие виды растений, занесенные в «Красную книгу России», например женьшень.
В уссурийской тайге в больших количествах обитают такие животные, как кабан, изюбр, благородный олень, барсук, колонок, белка. К особо охраняемым животным относятся белогрудый медведь, дальневосточный лесной кот.
Амурский тигр – настоящий хозяин уссурийской тайги. Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает почти четырех метров, самки меньше. Высота в холке до 115 см, масса в отдельных случаях до 300 кг. Обычный взрослый самец в природе весит в пределах 180‒— 220 кг, в среднем около 200 кг. Самый крупный амурский тигр, при весе в 384 кг, имел длину тела 317 см, хвоста 114 см. Уши Амурского тигра очень короткие, так как он обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.
Приокско – террасный заповедник
Совершим небольшое путешествие на юг Московской области. Здесь на левобережье реки Оки находится Приокско-террасный заповедник, который был создан в июне 1945 года, сразу после окончания войны.
Среди более тысячи видов растений, которые растут в заповеднике, есть редкие, занесённые в Красную книгу. Например, венерин башмачок, рябчик русский. Особо охраняемыми участками являются островки степной растительности в окружении сосновых боров. Такую растительность называют «окская флора» Она уникальна для Подмосковья, так как подобные растения обычно встречаются южнее.
Основными видами деревьев являются: сосна, ель, липа, дуб, берёза, осина.
На болотах растут клюква, голубика, росянка, сабельник.
Фауна Приокско-Террасного заповедника в целом типична для центра Русской равнины. Тут отмечено 54 вида диких млекопитающих ,140 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и 8 видов рыб.
Особенно разнообразна в заповеднике фауна птиц. Кого тут только нет: зяблик, большая синица, лесной конек, горихвостка, пеночка-трещотка, поползень, дрозд, сойка, мухоловка-пеструшка и многие другие.
Леса заповедника отличаются обилием и разнообразием копытных животных. Здесь живут лоси и кабаны.
В 1964 году на территорию заповедника проникли из соседних охотничьих хозяйств пятнистые олени .
Разнообразна фауна и ночных обитателей – летучих мышей.
Самый многочисленный из относительно крупных хищников – лисица. Также в заповеднике представлены обычные обитатели лесов – куница, ласка, горностай.
С 2006 года по настоящее время постоянно обитает рысь. В речки заповедника регулярно заходит со стороны Оки выдра в поисках рыбы и лягушек.
И, конечно же, гордостью заповедника является зубр. В зубровом питомнике звери живут в условиях, приближенных к естественным.
В 1947 году на территории заповедника создан Центральный зубровый питомник
Хвалынский национальный парк
Национальный парк «Хвалынский» расположен на северо-востоке Саратовской области, на самых высоких в этом регионе горах. Он был создан в 1994 году. Этому предшествовал упорный труд российских ученых на протяжении двух веков. Эти места всегда влекли исследователей своей уникальностью. В 2011 году к парку был присоединен заказник «Саратовский». Здесь удивительно все - от живописных ландшафтов до фиолетовых пчел. Площадь парка - 25 514 га. Она разделена на три зоны – рекреакционную, площадью 3,5 тысячи гектаров, заповедную (1,5 тыс. га) и зону хозяйственного пользования. Она занимает 20 514 гектаров.
В этом районе климат резко континентальный со значительными годовыми и суточными колебаниями температуры воздуха. В январе средняя температура воздуха - минус 13 градусов, в июле - плюс 21. -
Эта территория отличается огромным разнообразием растительности. Национальный парк «Хвалынский» (Саратовская область) характеризуется наличием сосновых лесов на выходах мела, на третичных песках, и дубрав на серых почвах. Характерная особенность лесов парка заключается в существовании «меловых» боров. Меловая сосна – это реликт, эндемик и памятник природы района одновременно -
Национальный парк «Хвалынский» имеет на своей территории 21 вид растений, которые являются реликтами и эндемиками. Все они, занесены в Красную книгу РФ. Это солянковидная полынь, душистый левкой, тонколистный пион, волжская лапчатка, несколько видов ковыля
К реликтовым растениям относят хвощи (зимующий и полевой), папоротники. Здесь произрастают его редчайшие виды. Встречается ланцетно-гребенчатый шиповник и женский кочедыжник. К реликтам так же относят хвойник двуколосковый хвойник и сосну обыкновенную. В международную Красную книгу внесен венерин башмачок.
В эту группу включены 15 видов рептилий и амфибий, которые относятся к 12 родам и 10 семействам. Это 68.2% от герпетофауны всей Саратовской области. Рептилии представлены гадюкой Никольского, которая занесена в Красную книгу РФ, ломкой веретеницей, обыкновенной медянкой и степная гадюкой. -