СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 2 класс В некотором царстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке окружающего мира дети познакомятся с царствами живой природы и их типичными представителями.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 2 класс В некотором царстве»

КОНСПЕКТ УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс

(программа XXI век Н.Ф. Виноградовой)


Тема: В некотором царстве…


Оборудование.

Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.

Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; изображения грибов. «Полянка»: вырезанные рисунки деревьев, травка, пеньки.

Тексты для групповой работы по растениям.

Цели урока:

  • образовательные:

    • познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями.

  • развивающие:

    • расширить знания детей о живой природе Земли и природе Ямала.

    • развитие умения обобщать, сравнивать, наблюдать.

    • развитие умения работать в малых группах.

  • воспитательные:

    • воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы.

    • привитие любви к родному северному краю.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись, и друг другу улыбнулись.

2. Вступительное слово учителя. Приложение. Слайд 1 «Природа»

Учитель. Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н. Рыленкова:

Всё в тающей дымке – Холмы, перелески… Здесь краски не ярки И звуки не резки… Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы.

Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.

3. Повторение пройденного материала.

На доске прикреплен силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

Учитель. Дети, давайте заселим наш дом.

Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты живой и неживой природы в домике.

4. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдем правильный ответ. Слайд 2 с темой урока

Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы. Просмотр слайда 3 «Царства живой природы»

Учитель. Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название. Просмотр слайдов 4,5

Царство «Животные»

Учитель. Рассмотрите внимательно фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как, одним словом можно назвать все перечисленные группы?

Учитель. Все верно, это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. Наш край – Ямал. Назовите животных, фотографии которых вы сейчас рассматривали, населяющих этот суровый край. (Учащиеся выбирают фотографии каждой группы животных, населяющих северные широты)

Царство «Грибы»

Мы идем лесной тропинкой, А куда – не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами!

Учитель. Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов - это не простая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.

Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.

ГРИБЫ

СЪЕДОБНЫЕ

НЕСЪЕДОБНЫЕ

Учитель. Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением гриба и прикрепите его в то место на «полянке», где он «любит» расти.

На доске «полянка». Дети договаривают слово - отгадку хором, «рассаживают» грибы.

1. Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята)

2. Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята,
На пеньке растут… (опята)

3. Я в красной шапочке расту, Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту - Зовусь я… (подосиновик)

4. Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички)

5. Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:

На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной - маслята, около берёзы - подберёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.

Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал? Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб в лесу нашёл. Раз - грибок, Два - грибок, Три – грибок,
Их положим в кузовок.

Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие грибы можно собрать в наших северных лесах? Как правильно собирать грибы? Почему их лучше срезать ножом? Итак, мы побывали в царстве грибов. Слайд 6 «Растения»

Царство «Растения»

Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.

Групповая работа.

Учащиеся 1 группы «Трава» получают задание: рассмотреть первую фотографию, найти в тексте, предложенным учителем, подходящие под описания картинки слова, подчеркнуть их и попытаться дать название этому изображению.

Аналогичная работа во 2 группе «Кустарник» и 3 группе «Дерево».

Учащиеся 4 группы «Аналитики» получают следующее задание: прочитать дополнительную информацию о растениях, выслушать ответы одноклассников, обсудить, правильно ли названа каждая группа растений и ее особенности, сделать обобщение.

Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие растения населяют наш Ямал? Из травянистых растений – это мхи, лишайники, ромашки. Из кустарников – голубика, верба. Деревья – карликовые березы, кедры, пихты, сосны и др.

Учитель. Мы были в царстве растений. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Сейчас внимательно послушайте информацию о нем и попробуйте дать ему название.

Царство «Бактерии»

Учитель. Первыми жителями Земли были бактерии. Много лет они оставались единственными ее обитателями. Со временем, эти мельчайшие на Земле организмы начали вдыхать кислород и поселились внутри крупных организмов, процветая и размножаясь там.

Соединение с некоторыми видами бактерий оказалось выгодно и нам, людям: они помогают перерабатывать пищу, попавшую в кишечник, необходимы в табачном, сырном и винном производстве. Другие же вечно досаждают нам. Туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций – все это дело «рук» различных видов бактерий.

К середине 1990-ых годов ученые разработали новейшее разведывательное средство – лазерный микроскоп. Именно тогда впервые открылась подлинная жизнь бактерий.


Учитель. Ребята, какое же название имеет следующее царство? Слайд 7 «Бактерии»

Учитель. Рассмотрите внимательно изображения бактерий, которые представлены на данном слайде. Они разбиты на три типа. Найдите общие черты каждой группы и попытайтесь определить типы бактерий.

В процессе работы учащиеся выясняют, что существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно – изогнутой формы. Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.

5. Обобщение изученного материала. Слайд 8 «Царства живой природы»

В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.

6. Закрепление нового материала.

Дидактическая игра «Царства природы» Слайд 9, 10


Групповая работа.


Четыре группы получают названия – «грибы», «бактерии», «животные», «растения». Детям предлагаются два слайда, на которых предложены пронумерованные фотографии представителей живой природы. По команде каждая группа должна выписать номера тех фото, на которых изображены представители именно их царства.

Проверка проводится с помощью заранее заготовленной учителем на доске таблице:


Животные

2 3 8 12 13 18

Грибы

1 5 10 15

Растения

6 7 11 17

Бактерии

4 9 14 16




Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились! А сейчас я вам приготовила задание на внимание: посмотрите, в этой же таблице цветным мелом я указала номера только тех фотографий, на которых изображены типичные представители нашего северного края. Проверьте, все ли верно я сделала?

7. Итог.

Учитель. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.


Тема урока: "Грибы"

Цель: познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи урока: 

предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный  интерес учащихся; воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемые результаты: 

  • понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;

  • познакомиться со строением грибов;

  • научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                                                                                      

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер; проектор;  интерактивная доска; учебник «Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с различными разновидностями грибов; бумажные корзиночки для детей; сигнальные карточки (синего, красного и зелёного цвета); сообщения учащихся.





Сценарий урока

I. Организация начала урока.

– Начинаем наш урок.  Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

Эмоциональный настрой.

Игра-приветствие «Здравствуйте!»

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте (Прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»

II. Сообщение темы и цели урока. 

- Назовите царства живой природы (слайд№1).

- Бактерии, животные, растения, грибы.

- Послушайте загадку и отгадайте:              

Весь Антошка –                        

Шляпка да ножка.                      

Дождь пойдет –                        

Он подрастет.                                                                             (Слайд №2)

- Отгадали загадку? (Ответы детей). Это гриб.

- Какие слова загадки подсказали вам отгадку? (Ответы детей).

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Тема нашего урока «Грибы»).

- Подумайте, что нам нужно знать о грибах?                                  (слайд №3)

(все ли грибы можно собирать, какое строение имеет гриб, какую опасность представляют грибы, научитесь различать съедобный гриб от ядовитого).

Работайте на уроке и запоминайте, а в конце урока расскажите, что нового узнали о грибах.

III. Знакомство с новым материалом.                                      (слайд№4)

В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

-Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы)

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.

- Как вы думаете, к какому царству природы  они относятся? (ответы детей) (особое царство)

(К группам животных и растений они не подходят).

(Слайд №5)

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

(Слайд №6) Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.

Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор.

(Слайд 7) Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наукамикология.

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Чтение статьи (Учебник стр. 24-25)

А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

- Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

- А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.

IV. Постановка и решение учебной проблемы.
Работа с дидактическим материалом. Игра «потерялась этикетка»         (слайд№8)

  • У вас на партах лежат рисунки грибов и их названия. Соедините грибы с их названиями (работа в парах).

Проверка задания в форме отгадывания интерактивного кроссворда (слайд№9).

(Во время отгадывания дети выступают со своими грибами).

(Дети объясняют, почему не взяли эти грибы и как они называются).

  • Представьте, что мы с вами грибники. Соберите грибы в корзинку. (Ребята собирают грибы в корзинки, затем учитель проверяет). 

Почему не собрали мухомор? (ответы детей.) На какие виды делятся грибы? (съедобные и несъедобные).

V. Игра «Съедобные – несъедобные» (слайды №10-18)

Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобные – несъедобные», чтобы проверить знания по грибам. Я буду демонстрировать слайды с грибами. Если гриб – съедобный, то показываем красную зеленую карточку, а если несъедобный – красную карточку. (Дети выполняют  движения: на «красный» - стоят молча, на «зеленый» - шагают).

VI. Решение экологических задач (слайд № 19)

А сейчас, мы поиграем в игру, которая называется «Тихая охота».  Как вы понимаете это выражение? Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Я предлагаю вам сыграть в игру, чтобы проверить знания по правилам поведения в лесу. Я буду демонстрировать слайды с вопросами  и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фишку того цвета, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу.      

  • Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет  ножика. Что нужно сделать? (слайд №20)

  • Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия (слайд №21).

На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.
Ребята, давайте вспомним правила сбора грибов.

Будь внимателен при сборе грибов! (слайд №22, 23)

Ядовитые грибы - обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!  

Отравления - иногда заканчиваются смертельным исходом!

(Показ ядовитых грибов) (слайды № 24-27)

Правила: (слайд №28,29)

Не шумите, не мусорьте, не топчите,

не разрывать мох, 
не нарушать грибницу, 
гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом, 
не собирать незнакомые и старые грибы, 
не трогать ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные.

VII. Закрепление пройденного.

Выполнение задания в тетради. Тетрадь стр.8 №12, 13

VIII. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о грибах, а вы

 заканчиваете предложение (слайд№30).

Грибы – это…..

Части гриба –…

Грибы нужны…

Они бывают…

- Что же вы узнали сегодня о грибах?

А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

IX.  Рефлексия.

Если вы, считаете, что вы работали хорошо, то покажите «красную карточку», если не все получилось – «зеленую», если ничего не получилось – «синим».

Оценивание учащихся.

X. Домашнее задание.

1. Прочитать статьи в учебнике на стр.24-27.

2. Найти интересные сведения о необычных грибах.

Игра «По грибы»

Ваня шел, шел, шел – Подберезовик нашел. Дима шел, шел, шел – И лисичку нашел. Катя шла, шла, шла – Сыроежку нашла. Андрей шел, шел, шел – Боровик нашел. Данил шел, шел, шел – Дождевик нашел.


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Какие животные живут на Земле»

2 класс Школа 21 века



  1. Орг.момент



Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем. 
И мир большой познаем!



Работать мы сегодня будем в группах. Перед началом работы повторите правила: СЛАЙД 1



- уважать позицию товарища;

- не обижать и не обижаться;

- быть внимательным;

- соблюдать тишину;

- слушать и слышать друг друга;

- участвовать всем.



  1. Актуализация знаний. Работа в группах.



У вас на столах лежат конверты №1. Составьте схему – распределите по царствам представителей живой природы СЛАЙД 2







МЕЛЬЧАЙШИЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

ОПЯТА

БЕРЁЗА





МУХОМОР



ОДУВАНЧИК



ПОДОСИ

НОВИК



КРАПИВА







- Каких животных вы отнесли к царству бактерий?

- Грибов?

- Растений?



3.Формулирование темы урока, постановка цели



- Представителей какого царства нет на схеме? (царство животных)

- Как вы думаете, почему? (Сегодня мы будем о нем говорить на уроке)

-Предположите тему нашего урока? (царство животных)

- Не просто царство, а разнообразие животных. СЛАЙД 3

-Как вы думаете, какова же цель урока?

-Узнать, какие животные живут на земле. СЛАЙД 4



  1. Открытие новых знаний.

Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр. 30-31. Рассмотрите таблицу.

- Скажите, на какие классы делятся все животные?

- Что общего у всех животных? (Живут, питаются, растут, размножаются)

- Чем отличаются классы животных друг от друга? (количеством ног, кожным покровом, местом жительства, питанием….)

- Сегодня более подробно мы познакомимся только с некоторыми классами животных.

Работа в группах



На столах лежит задание №2. В нем указано, с каким классом животных нас должна будет познакомить каждая группа. Составить рассказ вам помогут вопросы и энциклопедия (энциклопедии лежат на столах)



Рыбы

-Как называется тип животных?

- Назовите животных, которые являются представителями этого типа

- Чем покрыто тело?

- Что есть у рыб вместо ног?

- Где живут?

- Чем питаются?

- Какие интересные сведения можете рассказать о рыбах?




Насекомые

- Как называется тип животных?

- Как вы думаете, почему их так назвали?(Насечки- полоски на тельце)

- Назовите животных, которые являются представителями этого типа

- Сколько у них лап?

- Где живут?

- Какие интересные сведения можете рассказать о земноводных?



Птицы

-Как называется тип животных?

- Назовите животных, которые являются представителями этого типа

- Чем покрыто тело?

- Сколько у них ног? Крыльев?

- Где строят гнёзда?

- Как выводят потомство?

- Какие интересные сведения можете рассказать о птицах?



Млекопитающие

- Как называется тип животных?

- Как вы думаете, почему их так назвали?(Чем млекопитающие выкармливают потомство?)

- Назовите животных, которые являются представителями этого типа

- Чем покрыто тело?

- Сколько у них ног?

- Какие интересные сведения можете рассказать о птицах?



Выступления групп СЛАЙДЫ 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12

1-млекопитающие

2- насекомые

3- рыбы

4- птицы



Оценивание –



-Используя шкалу, оцените:

- насколько интересным показалось вам выступление группы

- всё ли было понятно из рассказа?

- Сложилось ли у вас представление о классе рыб, млекопитающих, птиц, насекомых

(взаимооценка по вертикальной шкале –числа 1 2. 3)



ФИЗМИНУТКА



Игра называется «Утро в зоопарке». Я буду вам рассказывать, как просыпаются в зоопарке маленькие детёныши животных, а вы покажите, как они это делают.



Рано утром в зоопарке просыпаются зверята:



-открывают глазки барсучки;



-трут щёчки хомячки;



-умываются бельчата;



-потягиваются лисята;



-зевают тигрята;



-бегают страусята;



-хлопают крыльями индюшата;



-подпрыгивают тигрята;



-машут гривой жеребята;



-крутятся влево-вправо неугомонные мартышки;



-кряхтят и переваливаются с боку на бок маленькие мишки.



А теперь выберите детёныша, который вам больше всего сейчас понравился. По моей команде покажите, как он просыпается. Приготовились?

- Зверята просыпаются!



  1. Дополнительный материал



- Всем известно – в сказках многие животные разговаривают. Три поросенка весело распевают песенку, курочка Ряба утешает старика и старуху. Даже золотая рыбка и та в сказке разговаривает.

А в жизни, какие звуки издают животные? Как они оповещают друг друга о приближении добычи или об опасности?

Посмотрите на экран. ВИДЕО – звуки, издаваемые животными слайд 14



  1. Закрепление и самоконтроль. СЛАЙД 15



- Ребята, сегодня мы с вами узнали очень много нового. А насколько вы были внимательными, мы узнаем в игре «Крестики-нолики»

- Я говорю утверждение. Если вы с ним согласны, то ставите крестик, если не согласны – нолик.



А) Тело насекомых покрыто перьями.

Б) Пингвин – это птица

В) У млекопитающих вместо ног плавники.

Г) Птицы откладывают яйца

Д) Рыбы питаются водорослями

Е) Млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком



Проверьте себя (самопроверка по эталону)



0 Х 0 Х Х Х СЛАЙД 10





Самооценка СЛАЙД 11



- А теперь оцените себя цветным квадратиком



кр Знаю, умею, уверен,

получилось.

 

зел Получилось, но не всё,

что задумал.

син Пока многое не получается.

Нужна помощь.



-Как вы оценили свою работу?



Ребята наш урок подошел к концу.

Сегодня вы были очень внимательны, работали дружно, слаженно. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями, которые остались у вас от урока?

Пользуйтесь памяткой. СЛАЙД 12

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

А теперь домашнее задание:

Но сначала я покажу вам несколько интересных фактов из жизни животных

СЛАЙД 13

Д.З. – самостоятельно найдите в различных источниках информации – книгах, энциклопедиях, интернете удивительные факты из жизни животных и приготовьте. Работу можно оформить на альбомном листе, в форме презентации , т.е. так, насколько у вас хватит фантазии.



-Урок окончен!!!!!!

Технологическая карта урока


Предмет: Окружающий мир класс 2
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление

УМК Начальная школа 21 века

Личностные УУД: формирование основ экологической культуры.

 Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно; выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

 Коммуникативные УУД: выполнять различные роли в группе: лидера и исполнителя; сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; постановка вопроса с целью проверки уровня усвоенного материала.

Основные понятия

 Царства живой природы, бактерии, грибы, животные, растения, водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения,

Ресурсы:



 Н. Ф. Виноградова, Окружающий мир: 2 класс, Н. Ф. Виноградова, Рабочая тетрадь: 2 класс. Интерактивная доска. ПК

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология

 Использование ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающая технология.



Организационный момент: целеполагание и мотивация.



(1 мин)





















 -Здравствуйте, девочки и мальчики. Мы продолжаем путешествия по царствам…













  • А по каким же?











(Диалог с учителем)

Ученица (с короной на голове):

- В некотором царстве. В некотором государстве…



Ученик: Простите, мы путешествуем не по сказочным царствам!





Ученица: (Снимает корону) Я пошутила, все знают, что мы путешествуем по…



Дети: По царствам живой природы.

Личностные УУД: Оценивать важность исполнения роли «хорошего ученика»












Актуализация знаний.

(10 мин)

- Верно. И с тремя из них мы уже познакомились. Давайте вспомним названия этих царств. (По одному представителю каждой группы называют царства, выкладываются карточки на доске с их названиями — строится схема «Царства живой природы»).

- Теперь пусть каждая группа найдет несколько представителей своего царства, а их товарищи из других групп подготовят по одному по вопросу на знание материала.

Проверка: Назовите представителей и ответьте на вопросы товарищей.







Дети: бактерии, грибы, животные.
















(Во время ответов дети реагируют сигнальными карточками: согласны с ответом или нет и аргументируют свою позицию.)

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: участие в диалоге, умение оформлять мысль в устной форме.



Подготовка к восприятию нового материала.

(3 мин)















































- Как вы думаете, какое царство мы посетим сегодня.

  • Наша схема приобрела законченный вид. Но все ли нам известно об этом царстве? Откуда мы на уроках главным образом черпаем информацию?

  • Вот он и поможет нам поставить дальнейшие задачи урока. Откройте его на стр.33. Рассмотрите рисунок схему. Что вы увидели? Перечислите группы.

  • На какой главный вопрос мы должны будем сегодня ответить?

  • Мы сегодня будим учеными-исследователями и найдем ответ на этот вопрос. Исследовательский материал — растения различных групп. А нужные сведения о них вы будете заносить в таблички.

  • Сначала вспомним какие части есть у растений ?

  • Как можно в таблице отмечать сведения об определенных группах? (Плюсом и минусом)













Физкультминутка (2 мин)

Итак, вперед в исследовательскую экспедицию!

Царство растений.

(На доску вывешивается карточка)







  • Из учебника.







  • Что растения разделены на группы.










  • По какому признаку ученые разделили растения на группы.










Дети рассматривают гербарии и дают ответы на вопросы учителя)

1. Какая часть растения служит для укрепления его в почве и всасывания воды и минеральных веществ?(Корень)

Вписывают это название в ячейку под номером 1.

2. У дерева он один, а у кустарника - много. (Стебель)

3. Растет - зеленеет, увядает - желтеет, упадет - почернеет. (Лист)

4. Яркий и ароматный... (Цветок).

5. Появляется на месте цветка. (Плод)

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно; выделение и осознание того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.



















































Познавательные УУД: находить ответ на вопрос используя учебник, свой жизненный опыт.

Изучение нового материала (15 мин)

А начнем мы наше путешествие со дна морского. Вокруг нас заросли необыкновенных растений - это - водоросли.




Дополнение учителя: Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.

Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Морская капуста - это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.

-Сделали отметки в таблице и продолжаем путешествие. А теперь мы летим над тайгой. В иллюминаторе хорошо видны хвойные деревья. Какие они бывают? Чем отличаются от других растений? Вновь слово экскурсоводу.

Дополнение учителя Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.

Ученик: Водоросли — растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие шелковистые зеленые нити. Некоторые водоросли похожи на многометровые бурые ленты. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей, корней. Все необходимое для жизни (воздух,воду, минеральные вещества) они поглощают всей поверхностью своего тела.






















Ученик: Хвойные растения — растения, у которых игловидные листья — хвоинки. У хвойных не бывает цветов и плодов. Их семена созревают в шишках.

Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к. запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.

























































Познавательные УУД: находить ответ на вопрос используя услышанный материал.






А если зайти подальше в чащу леса... Крупные листья, похожие на павлиний хвост. Что же это за растения?

Дополнение учителя: Гигантские древовидные папоротники росли на Земле более 300 млн. лет назад. Они широки распространились на планете, достигали в высоту 30 метров с толщиной ствола в диаметре до одного метра. Погибая в каменноугольный период становления Земли, растения образовали залежи каменного угля, который люди добывают в настоящее время. И сейчас во влажных тропических лесах на островах сохранились колонии древовидных папоротников до 70 и более метров в высоту, с огромными толстыми стволами и мощными перистыми листьями.

Занесем данные о папоротнике в таблицу и продолжим.

-А теперь пройдем поближе к болотам, там где больше влаги.

Дополнение Мхи - низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре - 14 градусов. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф - это и удобрение, и горючее вещество.. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне.

Ученик: Зайдешь в глубь леса и обнаружишь папоротник. Его легко отличить по ажурным листьям. Существует огромное количество видов папоротников, даже у нас в классе есть комнатный папоротник. А ведь это удивительное растение появилось на Земле еще во времена динозавров. От других растений папоротник отличается тем, что размножается не семенами, а спорами, которые расположены с внутренней стороны листа, а когда созревают - выстреливают.



У папоротников нет цветков, но есть листья,стебли и корни. Стебли их обычно не видны,













Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах . Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.





А теперь мы в Африке, в пустыне. Здесь живут растения не похожие ни на какие другие.




Дополнение учителя. Есть крошки высотой в один сантиметр, а есть двадцати пяти метровые великаны. В Европу кактусы попали после первого путешествия Колумба в Америку, как чудо Нового Света. В Россию кактусы привез Петр первый.

К какой же группе отнесли ученые эти необычные растения? Ответить мы сможем, услышав последнего экскурсовода, который расскажет о цветковых растениях.










Игра «Доскажи словечко».

Желуди растут на ?..(дубе).

Яблоки - ?.....(на яблоне).

Грозди растут на.....(рябине).

Шишки растут на ...(ели и сосне).

Крылатки- (на клене)

Ягоды — (на вишне)

- Вы закончили заполнять таблицу. Посовещайтесь в своих группах и решите, как же ответить на главный вопрос урока: по каким признакам делят растения на группы?









Ученик: Кактусы родом из Мексики. Эти цветы замечательно приспособлены к засушливому климату. Влага в стволах кактусов удерживается в самую засушливую погоду, благодаря иголкам-листьям, покрывающим весь ствол растения. Одни похожи на ежа, другие - на тыкву, третьи - на подсвечник. Стебли некоторых кактусов пекут и жарят, из плодов земляничного кактуса готовят мармелад, пьют сок плодов. Есть кактусы, которые идут на корм скота, а есть такие из древесины которых строят жилища, делают мебель




Группа цветковых растений - самая многочисленная группа. Все растения, которые цветут и плодоносят относятся к этой группе. Все плодовые, ягодные и зерновые растения относятся к цветковым. Растения, у которых есть корень, побег, цветы и плоды с семенами.

Кактус относится к цветковым.










По наличию или отсутствию частей (органов) растения.






















Регулятивные УУД: высказывать свое предположение.

Закрепление

(работа в учебнике)

(3 мин)

1. На стр. 34 найдите рубрику «А здесь ты просто улыбнешься». Какой значок ее найти?

Прочтем по ролям.



  1. Выполним первое задание на стр. 34.

А к каким еще группам мы можем отнести эти растения — и тогда они все будут в разных группах?





«Смайлик»









Работа в парах





Травы, кустарники и деревья.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД: Совместно находить правильный ответ.

Работа в тетрадях

(4 мин)

В рабочей тетради на с. 17 есть свободное место вклейте на это место вашу табличку.

Задание выполните в Рабочей тетради на стр. 14

А еще постарайтесь узнать растения, которым принадлежат эти листья, подпишите их названия.

Ученик читает вслух задание, объясняет, как его нужно выполнять: На рисунке изображена только левая часть листьев. Нужно внимательно ее рассмотреть и нарисовать с правой стороны похожую.

Познавательные УУД: сравнивать свой рисунок с образцом.

Домашнее задание

(2 мин)

А понаблюдать за развитием растения, мы сможем, вырастив самостоятельно растение из семени. Работа в рабочей тетради, стр. 14 в рубрике «Домашняя работа» вам предстоит заполнить таблицу, проставляя дату, когда происходили у растения изменения.



Вносят первую дату 12.02.13



Рефлексия
(1 мин.)

Наш урок подошел к концу.

Давайте оценим нашу работу.

Сегодня на уроке я…

На доске — слова-помощники узнал, удивился, научился,
отлично работал, усвоил материал, хорошо работал, но ещё имеются небольшие проблемы, было сложно, урок мне не понравился



 Регулятивные УУД: оценивать свою работу.

Личностные УУД: объяснять самому себе, что мне нравится, а что нет и почему.

 Урок окружающего мира по теме "Условия развития растения". 2-й класс



Цель: выявить необходимые условия для прорастания семян и развития растения.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания о строении растений; выявить необходимые условия для прорастания семян и успешного развития растения;

  • развивающие: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, сравнивать, обобщать; формирование навыков коммуникативного общения;

  • воспитательные: осуществлять: экологическое воспитание (бережное отношение к растениям – это «легкие» Земли ), эстетическое воспитание (растения – зеленая одежда Земли, растения делают нашу планету удивительно красивой), трудовое воспитание ; вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Комбинированный урок с практической работой.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Структура:

  1. Актуализация знаний

  2. Основное содержание (Выявление условий роста зародыша и развития проростка)

  3. Закрепление.

  4. Итог.

Оборудование: для учителя: мультимедийный проектор, экран, мультимедийное пособие «Мир природы», пророщенные семена фасоли, карточки (свет, тепло, воздух, вода, питание), книги Х.К.Андерсена. для учащихся: палитра «Спектра», стаканчики с семенами фасоли, горшки с почвой, лейки, карточки – этапы практической работы, карточка – этапы жизни растения, карточки с отрывками произведения Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Ход урока.

I. Организационный момент:

Учитель: У всех хорошее настроение, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Начинаем урок окружающего мира. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.

II. Сообщение темы и цели урока (исследования)

Учитель: Послушайте загадку, она поможет вам понять какова тема нашего урока.

Загадка: Посадили зернышко – вырастили солнышко (подсолнух).

Учитель: Кто догадался, какова тема нашего исследования? Назовите.

Дети: ... растения, их развитие.

Учитель: Сегодня на уроке мы выясним, какие условия необходимы для прорастания семени и дальнейшего развития растений.

III. Активизация уже имеющихся знаний (повторение материала).

Учитель: Посмотрите на экран, на примере травянистого растения – земляники назовите, какие части есть у большинства цветковых растений. (м/м пособие «Мир природы», раздел «Проверь себя», игра «Назови правильно»)

Обратите внимание на плод - в мякоть вдавлены многочисленные семена. У большинства растений семена находятся где?

Дети: …внутри плода.

Учитель: Какова функция плода, для чего он служит?

Дети: …служит для защиты и распространения семян.

VI. Изучение нового материала

Учитель: Возьмите палитру (палитра «Спектра»). Рассмотрите по окружности карточки ветки с разнообразными плодами. Внутри круга вы видите что?

Дети: …изображения деревьев и их названия.

Учитель: Соотнесите плод с названием растения. Цветной круг, изображенный рядом с деревом, показывает, какую фишку надо положить возле соответствующей ветки с плодом.

(после завершения работы)

Проверьте. Переверните карточку, правильно закрепите ее на палитре. Фишка и цветной полукруг должны совпасть.

В большинстве плодов, которые вы рассмотрели, заключены несколько семян. В семени есть зародыш, из него появляется новое растение. Рассмотрите открытое проросшее семя фасоли (на парте лежат проросшие семена).

Чтобы выяснить при каких условиях зародыши начинают развиваться, проведем опыты (м/м пособие «Мир природы», этап урока «Условия прорастания семян» 9-10-11) .

Учитель: Какие же условия необходимы?

Дети: тепло вода воздух свет

Учитель: Почему в плоде несколько семян?

Дети: Не все семена выживают, не все семена попадают в благоприятные условия.

Учитель: Рассмотрите проросшее семя: у него появился корешок, образовался проросток. Что необходимо сделать для дальнейшего развития растения.

Дети: Посадить, чтобы растение получало всё ценное для роста: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания.

Практическая работа.

Учитель: Возьмите планшет. Расположите картинки по порядку выполнения действий (планшет с карточкой – этапы практической работы). Приложение 1

Пододвиньте ящик. Следуя инструкции, посадите фасоль в горшочки. Какие условия соблюдены для дальнейшего развития проростка?

Дети:

  • воздух

  • вода

  • почва (питание)

Учитель: Какие условия еще необходимы?

Дети: тепло, свет

Учитель: Соблюдая два первых условия, изменим два последних: один горшок вы поставите в светлое место, другой – в темное место, а третий – в прохладное место. Наблюдайте за ростом растений. Свои наблюдения записывайте в таблицу (карточка – этапы жизни растения).Сделайте вывод, какие условия необходимы для нормального развития растения. Приложение 2

Рассмотрим правильное развитие растения (м/м пособие «Мир природы», этап урока «Развитие растения из семени»12) .

IХ. Закрепление

Учитель: Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Сказка переносит нас в удивительный мир.

Послушайте отрывок из сказки, догадайтесь, семена, какого растения стали ее героинями.

«В стручке сидело пятеро: они были зеленые, и стручок зеленый, - вот они и решили, что весь мир тоже зеленый…»

Дети: Горошины.

Учитель: Кто знает название этой сказки и ее автора?

Дети: Сказка Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Учитель: Проследим судьбу одной из героинь. Горошина проросла.

Прочитайте отрывки и определите, какие были условия, чтобы из проростка выросло прекрасное растение.

Дети:

1 группа.

«Горошинка взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой влажной земле рос мох».

2 группа.

«Настала весна. Однажды утром, когда солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь окошко, девочка посмотрела на него и воскликнула:

- Что это такое зеленое виднеется за стеклом?

Мать подошла к окошку и сказала:

- Да здесь какое-то растеньице выросло».

3 группа (Раскрыть, в чем еще нуждаются некоторые растения).

«Мать подставила палочку к зеленому ростку, чтобы его не сломал ветер. Крепко привязав веревку к подоконнику, она другой конец прикрепила к самому верху оконной рамы, чтобы стебелек гороха мог держаться и, подрастая, виться вокруг веревки».

Любовь, забота. (Беседа о бережном отношении к окружающим нас растениям – экологическое и эстетическое воспитание).

Учитель: Вы спросите, почему это сказка и что стало с другими горошинками? Да у каждой героини был свой характер, свой путь, своя судьба. Прочитайте сказку и вы совершите еще открытия.

X. Итог урока

  • Знал:

  • Узнал:

  • Умел:

  • Умею:

Вывод делают дети.

Учитель: Вот и подошло к концу наш урок. Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Или в ближайшем будущем, может у вас появится каштановая аллея возле школы?...

Домашнее задание на выбор:

  1. Прочитайте и выполните рисунок к рассказу «Жизнь старого дерева». Приложение 3

  2. Составь по рисункам рассказ.

  3. Сочини сказку «Приключение желудя».

Не забывайте о растениях, которые нуждаются в вашей заботе. Наблюдения записывайте в карточку. Приложение 4

Творческих вам успехов!









Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Среда обитания животных

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с различными средами обитания животных.

Планируемые результаты:

- закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

- уметь классифицировать животных по их среде обитания;

- научиться выстраивать пищевые цепи.

Метапредметные:

Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; профилактика здоровья.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Задачи:

- сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания животных и их приспособленности к жизни в этих средах;

- учить систематизировать , выделять главное и существенное, устанавливать причинно — следственные связи, развивать воображение учащихся;

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому животному на Земле.



Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»

; методическое обеспечение; дидактический материал; ТСО; раздаточный материал.





Этапы урока, содержание (задания)

Время

Деятельность учителя

( описание, прямая речь)

Деятельность учащихся

(описание, предполагаемые ответы)

Формы, методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Орг. момент

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

Урок мы свой начнем о том,

Что вся Земля — наш общий дом.

Наш добрый дом- просторный дом

Мы все с рождения в нем живём.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Словесный


Целеполагание.

3 мин.

- Тема сегодняшнего урока : Среда обитания животных. Мы узнаем , что такое среда обитания животных , познакомимся с отличительными особенностями разных сред обитания , найдем отличия между условиями жизни в разных средах обитания.














Словесный (беседа)


Личностные: самоопределение,

Регулятивные: целеполагание;Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

1 мин.

Послушайте сказку. Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…

Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел?



Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье…

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

- Почему же все животные разные? Почему отличаются друг от друга? Почему живут в разных условиях?
Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

Слушают учителя.























дыхание

размножение,

питание

рост и развитие


Словесный (рассказ учителя)















Словесный (беседа)

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: слушать и понимать других;






Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.


Открытие нового знания.

1 мин.








Откройте ваши учебники на странице 38 и рассмотрите данный здесь рисунок.
- Кто изображен на нем? Обитатели какой среды? Какие условия жизни объединяют этих животных?
- Правильно ли высказывание, «Что каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания?»

- Почему?



А чем различаются эти животные?

- А как вы думаете, почему изображенные на рисунке водные обитатели все имеют разные размеры, формы, цвета, строение?

- Давайте попробуем с вами разобраться, что же такое «Местообитания». В этом нам поможет текст на странице 39. Кто прочитает?

- Теперь скажите своими словами, что же такое место обитания?

- Что такое природное сообщество?





- Какие природные сообщества бывают?

- Ребята, вы сказали, что в сообществе обитают животные, связанные друг с другом. Каким образом они могут быть связаны?
- Верно. Рассмотрим водное сообщество. Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем, какие животные?

- Теперь рассмотрим обитателей леса. Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем, какие животные?

- Посмотрите на следующий слайд. Какое сообщество представлено здесь? Кто его представители?

- Теперь рассмотрим сообщество поле. Кто его обитатели?
- Хорошо. Вернемся к учебнику. На странице 39 внизу страницы изображена пищевая цепь. Как вы думаете, что это такое?
- Пищевая цепь – это взаимоотношения между организмами, растениями, животными, насекомыми и тд.

- Как вы думаете, можно ли считать пищевую цепь условием жизни животных в природном сообществе? Почему?

Открывают учебники и рассматривают.

- Водной.



- да





- потому что каждому животному нужны необходимые условия для жизни.

- Формой, размером и тд. Предположения детей



Открывают страницу 39 и читают. Остальные следят.







- отвечают своими словами.



- это место, в котором обитают разные живые существа, связанные друг с другом.

- лес, водоём, луг, поле и др.



- Это могут быть животные помогающие друг другу, а так же хищники и травоядные. 
Рассматривают слайд.

- жук-плавунец, карась, щука, лягушка, прудовик и тд.

- Лось, сова, ель, дрозд, осина, лесная мышь, ласка и тд.

- Луг. Обитатели: луговые растения(клевер и тд), крот, землеройка, кузнечик и тд.

- птицы, грызуны, злаковые растения и тд.

Рассматривают пищевую цепь. 
Предполагают. 










- Да, так как без этого представители не смогут существовать.


Словесный (беседа)





Практический (работа с учебником)















Словесный (беседа)















Словесный (чтение по цепочке)









Наглядный (презентация)





Словесный (беседа)





Наглядный (иллюстрация в учебнике)

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;





Познавательные: умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.









Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;



Познавательные: умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.




Самостоятельная работа

1 мин.

- Теперь поработаем в парах. Сейчас я вам раздам карточки. Ваша задача дополнить пищевую цепь и вписать недостающее звено. 
Раздает карточки с заданием
- А теперь проверим. 
Организует самопроверку по слайду

Работают в парах, выполняют задания.









Выполняют самопроверку.

Словесный (разъяснение)



Практический (работа в парах)




Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: самопроверка и коррекция.

Домашнее задание.

1 мин.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: составить 2 пищевые цепи из 4 звеньев. Цепи вы составите на листочке. Можете написать от руки либо напечатать.


Записывают домашнее задание.

Словесный


Подведение итога урока

2 мин.

  •  С какими важными в истории России событиями мы познакомились?

- О чем мы говорили на уроке?

- Что такое местообитания?



- Что такое природные сообщества?





- О каких природных сообщества мы говорили?
- Что такое пищевая цепь?

- среде обитания и природных сообществах.

- адрес животного, где оно растёт, рождается, развивается и тд.

- То место, где обитают разные живые существа, связанные между собой.

- водное, лес, луг, поле.

- это взаимоотношение между животными хищник – жертва

Словесный (беседа)

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Рефлексия

1 мин.

- Поднимите правую руку те, кто считает, что он отлично поработал на уроке. Левую руку те, кто хорошо. И обе руки те, кто считает, что мог работать лучше.

Оценивают свою работу на уроке.

Словесный (беседа).

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка



Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка



Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица





З ерно Кошка





Тр ава Антилопа





Г усеница - капустница Синица




















Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы.

Задачи урока: 

Образовательные

  • Раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества

  • Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;

  • Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу

Развивающие

  • Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся

  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения

  • Развивать логическое мышление.

  • Развивать навык работы на компьютере

  • Развивать у детей чувство уверенности в своих возможностях.

Воспитательные

  • Воспитать детей бережному отношению к лесу

  • Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы

Ход урока I. Организационный момент.

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

– Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)

– Учитель:

Много на нашей земле разных чудес:
И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!
Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь!
Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит
Сколько же здесь всяких тайн!
«Лес его обитатели» (слайд 1)

Учитель:

Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны! (слайд 2)

– Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!

II. Актуализация знаний

Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.

Операторов попрошу занять места за компьютерами, создайте таблицу из трёх колонок и 8 строк

(слайды: дети записывают названия лесных обитателей в таблицу, а операторы печатают в таблицу на компьютерах)

Физкультминутка для глаз

(слайд 19)

III. Работа над новым материалом

Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20) – лесные цепочки.

Американский учёный сформулировал один из законов экологии .

Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка. (слайд 21) (приложение 1)

IV. Проектная работа в группах «Лесное сообщество»

1, 2, 3 группы
Перед вами листы (конверты с картинками)
наклейте их на листы и составьте цепочку

Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.

После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом

V. Физкультминутка

Учитель: Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!

(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) – МОЛОДЦЫ!

VI. Что дает нам лес?

Учитель: Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов – ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.

(просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) (cлайды 22-30)

Учитель: Возьми-ка скорей карандаш и тетрадь – тоже сделанные из дерева! – и запиши всё,чем тебя одаривал лес.

VII. Работа в рабочих тетрадях VIII. Составление правил поведения в лесу

Ситуации.

  1. Ребята отдыхали в лесу. Кто-то заметил «ТИХО» , очень даже птицы, не поют. Скучно. Давайте включим музыку.

  2. Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который остался у них после отдыха

  3. На земле валялась бумага, мятые пакеты. Всё это сожгли на костре.

Учитель:

– Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.

– Так ли это?

– Кто может уничтожить лес?

– Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).

– Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)

VIII. Подведение итогов

Много разных авторов писали о природе.

Чтение стихотворений о временах года (приложение 2) (слайды 37-40)

Выводы:

– Что запомнили?

– Что узнали нового?

– Что было самым интересным?

Песня «Мир не прост» (приложение 3) (слайды под музыку 41-50)

Поде

Урок по окружающему миру во 2 классе

Тема урока: «Деревья леса»

Тип урока: урок первичного освоения новых знаний.

Цели:

Образовательные:

продолжить знакомство детей с деревьями леса, познакомить обучающихся с ролью деревьев в жизни человека;

Развивающие:

развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать устную связную речь, мышление, умение работать в группе;

Воспитательные:

содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Деревья леса», карточки.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

- различать и сравнивать деревья леса,

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и природы.

Метапредметные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

познавательные- находить в учебниках, дополнительной литературе достоверную информацию;

- сравнивать объекты по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные - определять цель учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели;

- оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки;

коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его;

- организовывать работу в группе;

- использовать ИКТ для достижения своей цели;

личностные - осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах;

- осознавать целостность мира на примере темы урока;

- учиться осмысливать свое поведение.

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

- осознать красоту и пользу деревьев России.



Ход урока:

Этап урока.

Содержание этапа.

1.

Организационный момент.

Цель: подготовить детей к мыслительной деятельности, создать психологическую обстановку.

Метод: словесный.


- Ребята, поприветствуем, молча наших гостей! Подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

- Все расселись по местам, тишина и тут и там, прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!

- Урок окружающего мира.

-Тот, кто хочет много знать, должен сам всё постигать

- Какими нам нужно быть для этого? (умными, наблюдательными, активными, внимательными)

2.

Актуализация знаний.

Цели: вспомнить о том, какие деревья видели дети во время экскурсии,

Их отличительные особенности.

Метод: словесный,

наглядный (презентация).


Посмотрите на экран!

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан.

Плещутся в этом зелёном океане белоствольные берёзы, тёмные ельники, светлые сосновые боры. Этот океан - замечательное богатство, которым наделена наша страна. А называется он - лес.


Чем является лес для человека? (местом отдыха, прогулок, сбора грибов и ягод, вдохновения, аптекой)


Николай Иванович Сладков говорил: «В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту. А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под ногами, по сторонам. А можно и так ходить - ни зачем. И тогда - только тогда! - откроется тебе настоящая красота леса. Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И голова, чтобы всё понять».


Заглянем в лес, что мы увидим, что услышим?

( видеофрагмент)


- Можно ли сказать , что «Лес - это дом?» Докажите.

(В лесу живут звери и птицы, растения, грибы).

Лес можно сравнить с многоэтажным домом? Почему?

(Верхний ярус - деревья, средний ярус - кустарники, нижний - травянистые растения.)


Расселим растения по этажам

травы

кустарники

деревья

ландыш

шиповник

дуб

подорожник

калина

берёза



лиственница



сосна


Проверяем! У кого были ошибки? Кто не смог справиться?


3.


Постановка учебной задачи.

Цель: проблемная ситуация, дать установку на работу, которую дети будут выполнять на уроке.

Метод: словесный, наглядный (презентация),

практический.

- Мы заглянем на самый верхний этаж леса. Как вы уже догадались, там живут - … деревья.


Итак, тема нашего урока - Деревья леса

- Что мы знаем о деревьях? (хвойные, лиственные, имеют один главный жёсткий стебель. Как называется лес, в котором растут лиственные деревья? (лиственный) Хвойные?(хвойный) А если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья? (смешанный)

Ребята, скажите, а все ли мы знаем о деревьях?

А что вы хотите узнать о них?

Какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать и рассказать о жизни деревьев и их значении для человека).

4.

Изучение нового материала.

Цели: продолжить знакомство с деревьями, которые растут в лесу, узнать, какова роль деревьев в жизни человека, развивать мышление, умение работать в парах, развивать эстетический вкус.

Методы: проектная деятельность, словесный, наглядный, практический.


Поработаем в исследовательских группах. Что значит исследовать? (заглянем в словарик - осмотреть для выяснения, изучения чего- нибудь).

- Значит нужно - осмотреть, выяснить, изучить.


- Результат исследования - паспорт дерева.


- Паспорт есть у каждого взрослого человека в нашей стране.

- Что мы можем узнать, открыв паспорт: Ф.И.О., год рождения, место прописки, фотографию.


- А, что вы будете записывать в паспорт дерева, прочитайте:

1. Название растения

2. Адрес его проживания

3.Характеристика:

- какой ствол у дерева

- форма листьев, плодов, семян

4. Особые приметы

Как мы будем проводить исследование?

Помогут нам учебник, дополнительная литература, толковый словарик, гербарий.

Оформить и представить нужно на листе бумаги.

Если готовы, группа даёт сигнал. (Руки вверх)


- Приглашаю руководителей исследовательских групп.

- Паспорт, какого дерева вы будете составлять, отгадайте

( руководители групп)

1. Разбежались на опушке в белых платьицах подружки.


2.Есть у родственницы ёлки неколючие иголки, но в отличие от ёлки, опадают те иголки.


3. У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. Если я на опушке, ветви - только на макушке.


4. Я из крошки - бочки вылез, корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и бело - ничего, что плод мой мелок.


5.

Физминутка.

Цели: снять физическое напряжение, создать эмоциональный настрой,

развивать внимание.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Дети встали на носочки

И присели, как грибочки.

Встали - сели, встали - сели

И на место тихо сели.

(Слайды 9,10)


6.

Продолжение изучения нового материала.

Цели: расширение кругозора


- Представляем свою работу.

- Какие вопросы появились?

-Молодцы, хорошо потрудились.

Как точно определить возраст дерева?


Кто знает, как это сделать? На спиле дерева можно увидеть годичные кольца. Каждое кольцо образуется за 1 год. Сколько колец - столько лет дереву.


Все деревья, о которых вы рассказывали, растут в нашем крае.

Чему вы удивились?

Попробую и я вас удивить!


Минутка для любознательных

На нашей планете много удивительных деревьев.

Долгожители среди деревьев.


А есть ли сырное, конфетное, хлебное дерево. Узнайте и расскажите к следующему уроку. Где вы это можете узнать?

7.

Итог урока. Рефлексия.

Цель: формировать умение оценивать собственную деятельность и деятельность других детей на уроке.

Метод: словесный.

Проведём самопроверку и самооценку того, как мы работали!


Какую цель мы перед собой ставили? Справились?

Что мы для этого провели? Чем пользовались?


Оцените свою работу.

1. Быстро, правильно и самостоятельно.

2. Правильно, но медленно.

3. Правильно, но с помощью других.

4. Возникали трудности, было много ошибок.


Кого бы вы хотели поблагодарить за работу в группе? Почему?

Будь здоров, зелёный лес

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради,

Ты нам дал зелёный лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зелёный лес.

- Всем нам доброго здоровья!