ОТКРЫТЫЙ УРОК
по окружающему миру
1 класс УМК «Школа России»
учитель начальных классов
первой квалификационной категории Фидря М.В.
Тема: КАК ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?
Цель: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц.
Оборудование: таблица «Зимующие птицы», школьный словарь «Птицы России», шапочки для сценки;
у обучающихся – пакеты из-под молока (один на парту), ножницы, линейка, карандаш, веревка, цветные карандаши
Предварительная подготовка: сценка.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Тест:
1.Чем питается лиса?
а) насекомыми г) зернами
б) травой д) орехами
в) мышами е) лягушками
2. Чем питается белка?
а) насекомыми в) мышами
б) травой г) орехами, грибами
3. Чем питается заяц?
а) насекомыми г) зернами
б) травой, корой, ветками д) орехами
в) мышами е) лягушками
4. Чем питается лягушка?
а) комарами г) зернами
б) травой д) орехами
в) мышами
5. Докажите, что животные – живые существа
а) они двигаются
б) они рождаются, растут, питаются, приносят потомство, умирают
в) они очень милые
г) они относятся к живой природе
6. Что необходимо животным для жизни?
а) хорошее отношение
б) солнце, воздух, вода, пища
в) леса и поля
г) вкусная еда
- О жизни каких животных вы уже знаете?
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки Муравьишки.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полям шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
- Где вы видели этих птиц? (В городе, рядом с человеком)
- Сейчас зима. Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет)
- А можем мы им помочь и как? (Ответы детей)
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Е. Благинина
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
- Прочитайте тему урока на с.74 учебника.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
IV. Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику
- Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях?
- Рассмотрите птиц на с.74. Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы.
Свиристель – птица с хохолком на голове.
Снегирь – птица с красной грудкой. Ее так и называют – красногрудая птица. Прилетает с первым снегом.
Красный фрак на птичке этой,
И зимой она приметна,
Как рябина на снегу.
Я ей кормом помогу.
Воробей – маленькая серенькая птичка.
Синица имеет желтую грудку.
Поползень – птица-акробат, лазает по деревьям.
- Муравьишка что-то прячет у себя за спиной. Угадайте, что это?
Здесь и гам, и птичье пение,
Здесь есть даже угощение:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, что это? (Кормушка)
- Вот какую кормушку смастерил Муравьишка. Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц. (Дети рассматривают нижний рисунок на с.74 и обсуждают).
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с.52).
- Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.
№ 2 (с.52).
- Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке?
- Выполните задание.
V. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
3.Практическая работа в парах
- Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой?
- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы делали кормушку? Какие птицы к вам прилетают?
Сегодня на уроке мы сами изготовим кормушку из бумажного пакета.
(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради с.53 №3. Затем учитель организует выставку кормушек)
- Кормушку мы сделали, теперь нужно правильно выбрать корм для птиц. Рассмотрите рисунок. Чем можно подкармливать птиц?
- Выполните задание.
4.Сценка
(Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц)
- Ребята, вот какой разговор подслушал наш Муравьишка.
Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобу пишут, привередничают и капризничают!
Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера зернышки раскапывал. Хоть бы навес сделали.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Ворона: Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто-то сделал кормушку без бортиков. Ветер у него в голове!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, арбузные и дынные семечки?
Учитель: Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.
- Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, смогут ли ваш корм есть птицы.
- Какой корм им нужен?
(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит)
Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синий, поползней, воробьев.
Конопля – универсальный корм для всех птиц.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
А уж на сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.
4.Работа по учебнику
- Посмотрите на рисунок на с.75. Каких птиц вы видите?
- Придумайте историю по этому рисунку.
- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха – тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей, дрозды – рябинники. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою узницу долбить.
5.Работа со школьным словариком «Птицы России»
- Найдите и прочитайте информацию о зимующих птицах.
- Что нового вы узнали?
(Эту работу можно провести в группах. Хорошо читающий ученик читает для всей группы статью. Затем один выходит к доске и рассказывает о том, что узнали).
VI. Рефлексия
Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.75 (в рамке)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор)
VII. Подведение итогов урока
- Вернемся к учебной задаче урока. Вы научились различать птиц? Узнайте птиц на картинке.
(Учитель показывает таблицу «Зимующие птицы», предварительно закрыв названия птиц)
- Теперь вы сможете сделать кормушку и подобрать корм для птиц?
-Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов и полей. Песня птиц звучит на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов, плодожорок и грызунов.
Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!