- Наверное, вы знаете знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помните, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? -Проверим ваши предположения, посмотрев фрагмент из мультфильма «Король Лев». Будьте внимательны, тему урока вы услышите в мультфильме. («Он сказал:- Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп! - Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба. - Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!») - Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Великий круговорот жизни). -Сформулируйте цель урока. (Узнать, что такое круговорот жизни.) -В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас? (Ответы детей). -Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. - Прочитайте первый и второй абзацы на с. 123 учебника. - Назовите три группы организмов, составляющие звенья круговорота. Основу круговорота составляют три группы организмов: организмы-производители организмы-потребители организмы-разрушители -Вам что-нибудь понятно? Мне нет. Я предлагаю вместе разобраться. Вы поработаете экологами и выясните, кто такие организмы-производители (1 ряд), организмы-потребители (2 ряд), организмы-разрушители (3 ряд). - Работая в группе с учебниками, вы ответите на 2 вопроса. Старшие групп получают задания- карточки. (1 РЯД) 1. Кто относится к организмам – производителям? 2. Почему их так называют? (2 РЯД) 1. Кто относится к организмам- потребителям? 2. Почему их так называют? (3 РЯД) 1. Кто относится к организмам- разрушителям? 2.Почему их так называют? Выслушиваем ответы детей. Дети 1гр.. Организмы-производители. Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот. (Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету). Дети 2 гр.. Организмы-потребители. Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот. Дети 3 гр..Организмы-разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли. -В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела. -Рассмотрите схему. Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов. (Ответы детей). -Я считаю, что это почва. -Совершенно верно, огромную роль в круговороте жизни играет почва. – Вспомните, что составляет главную часть почвы. (перегной.) – Что образуется под действием перегноя? (образуются соли.) – Кто их использует? (их используют для роста и развития.) – Кто питается растениями? (растениями питаются животные.) – Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.) Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ. -Прочитайте, что сказано о почве. -Какие процессы происходят в почве? (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.) |