1.Организацион-ный момент Мотивация на урок | -Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям. -Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно». Вот с таким настроением мы и начнем наш урок «Окружающего мира». | Регулятивные: -организовывать рабочее место, свою деятельность; |
2. Актуализация знаний. Беседа | -Ребята, скажите, что значит ориентироваться на местности? (с.77 – определение; умение определять свое местонахождение) -Как можно ориентироваться на местности? (по компасу, по природным явлениям) -Что такое компас? (это прибор для определения сторон горизонта) -Для чего предназначен компас? (-чтобы определить стороны горизонта) -Как работают с компасом? (-1.положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится. 3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. 4.Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель) -Как можно определить стороны горизонта по деревьям? (-у отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чес с северной) -Как можно определить стороны горизонта по муравейнику? (-муравейники располагаются с южной стороны деревьев, камней) -Как можно определить стороны горизонта по берёзе? (-У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной) -Как можно определить стороны горизонта по мхам и лишайникам? (-Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев) -Можно ли в лес ходить без взрослых? (-нет, т.к. это очень опасно) | Регулятивные: -умение строить логическую цепь рассуждений -умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей |
3. Постановка учебной задачи Словарная работа Беседа Формулирование темы урока | -Ребята, сейчас, я буду зачитывать определения из толкового словаря С. И. Ожегова, а вы догадайтесь, о чем идет речь. -Значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. (-гора, холм) -Ровная земная поверхность. (-равнина) -Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (-о горах и равнинах) -Кто видел горы? А равнины? (-ответы учащихся) -Прочитайте тему урока на с. 78 учебника. (формы земной поверхности) -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (ответы учащихся) -Прочитайте, какие задачи предлагает нам выполнить Муравьишка. (-узнаем, какие формы земной поверхности бывают. Научимся сравнивать по схеме холм и гору. Будем учиться замечать и ценить красоту природы.) | Регулятивные: -выявление уровня овладения комплексом знаний и умений, -выполнение учебных действий, фиксирование индивидуальных затруднений; Проговаривать последовательность действий на уроке. постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; формирование темы занятия; |
4. Изучение нового материала Работа с картой Работа с учебником Показ слайда Беседа Работа с картой Беседа Рассказ учителя Работа с учебником; | -Перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) -Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым? (-Моря, озера, реки) -Коричневым и зеленым цветом? -(горы, равнины.) -Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. -Рассмотрите фотографии на с. 78 учебника. Здесь изображены формы земной поверхности – равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (-Дети пытаются объяснить, почему они так названы.) - Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (-Ровный.) (слайд) Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". -На слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (-Высотой). -Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) -На второй иллюстрации? (-Плоская). -Объясните, почему равнины получили такие названия? (-Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.) -Откройте учебники на странице 90-91. Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (-Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом; Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.) -Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). -Возвышения на равнине - это холмы. -В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. -Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги. -На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. "Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото. -Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве". -Так что же такое холм и овраг? Ответы найдите на с. 78 учебника. | Познавательные: умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Коммуникативные УУД Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать текст. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и включение их в систему знаний. |
5.Физкультминутка. | Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам) Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку") И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали (Машут руками) Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши) Ногами топаем! (Топают ногами) Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох) И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) | Личностные УУД: Снятие психологической напряженности на занятии. Прогнозируемый результат: отдых учащихся с помощью физкультминутки на основе темы урока |
6.Закрепление изученного материала. Отгадывание загадки Беседа Работа с учебником Работа с картой Рассказ учителя | -Ребята, послушайте и отгадайте загадку. В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю. Как вы думаете, что это? (-Гора.) -Верно, это гора. -Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (-Возвышения) -Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. -На вершинах гор очень холодно и лежит снег. -Рассмотрите схему на с. 79 учебника. Сравните по схеме холм и гору. -Назовите части холма, горы? (-вершина, склон, подошва) -В чем их сходства и в чем различия? -(Сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части. подошву (подножие), склоны, вершину) -Откройте физическую карту России в учебнике с. 90-91. Найдите на ней горы. -Каким цветом обозначают горы на карте. Какие горы вы нашли на карте? (- Уральские и Кавказские горы.) -Кто-нибудь из вас был в горах? (ответы учащихся) Послушайте, информацию о Кавказских горах. Лучше представить это вам помогут слайды -Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров. На южной стороне горизонта очертания Эльбруса, который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора. -Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны. -Давайте, прочитаем и узнаем, что нам рассказывает о горах Николай Иванович Сладков. Откройте с. 80. | Коммуникативные УУД Развивать умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать текст. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и включение их в систему знаний. Регулятивные: планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: умение отгадывать загадки; умение осознавать значение анализ объектов с целью выявления признаков; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в диалоге; слушать и понимать других; |
10.Итог работы. (Словесный метод-беседа) | -С какими формами земной поверхности мы познакомились? (-гора, холм, овраг) -Что такое равнина? (-это ровная или почти ровная поверхность) -Что такое овраги? -(углубления с крутыми склонами) -Каким цветом на карте изображены равнины? (-зеленым, желтым) -Вспомните, какие задачи в начале урока поставил нам Муравьишка? -Решили ли мы их? | Коммуникативные -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |