СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру: "Мы - граждане России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомть учащихся с правами и обязнностями граждан России.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру: "Мы - граждане России"»
















Учитель начальных классов:

Дементьева Елена Дмитриевна.





2019 год.

Тема урока: «Мы - граждане России»


Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: создать условия для ознакомления с правами и обязанностями граждан России, уточнения знаний о том, почему человек должен соблюдать права и обязанности.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России, презентация.

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: пословицы о Родине; репродукции картин русских художников, изображающие родную природу; политическая карта мира.



Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты


Прозвенел уже звонок -

Начинается урок.

Сядем правильно сейчас,

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 2-3 минуты


- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Послушайте стихотворение М.Пляцковского

«Родина одна»

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она!

На свете много разных стран,

Но есть одна страна –

Ее мы Родиной зовем

А Родина – одна.


- О чем пойдет сегодня разговор?

- Все ли слова понятны?

Есть ли в название темы слово, значение которого вы пока не можете объяснить?

- Что бы вы хотели узнать о Родине?

- Задумывались ли вы, ребята, над вопросом: что такое Родина?


Надеюсь тема урока будет интересной и полезной для вас- поможет вам лучше определять свои действия и поступки.


Слушают стихотворение

(Стихотворение читает ученица)











(о Родине)

Слайд 1 «Мы граждане России» читают название слайда.


Сегодня на уроке мы узнаем: кто такой гражданин России, какие права и обязанности есть у граждан.

Называют тему урока.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


3.. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 


Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

А с чего, по-вашему, начинается Родина?

Родина! Это слово с детства знает каждый.

Родина начинается на пороге твоего дома. Родина- это место где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из таких маленьких уголков, и состоит наша общая Родина!

Она носит красивое название ( Россия)

Кто запомнил полное название страны? ( Российская Федерация)

- Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает, как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине.

(ответы детей)










Слайды 2


Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выведение информации.

Логические – формулирование проблемы.


4. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут





























Физминутка





























































Работа в парах

-Я предлагаю сегодня поработать в группах. (Собери пословицы)


-ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ, ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.

-ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА.

-ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ – НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.

- Прочитайте пословицы, которые у вас получились.

- Как вы понимаете пословицы?


Россия- одно из самых крупных государств в мире.

Как называется главный город России? (Москва - столица России)

Почему Москва является столицей России? (Много, много лет назад Москва сплотила вокруг себя другие города. Самый большой город в России. Здесь работает президент, правительство, Государственная дума. Они решают важные государственные задачи.

Россию называют многонациональным государством. Почему? (В России живут люди разных национальностей: русские, татары, мордва, чеченцы) Более 180 национальностей.

А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне)

У каждого народа есть свой родной язык, своя история, культура, обычаи.

Что помогает нашим народам общаться между собой? (русский язык)

Россияне - это одна большая дружная семья.


У каждого государства есть свои символы.

Что означает слово символ?( знак)

Какие государственные символы вы знаете?

Символы России

 Герб (эмблема)


 Флаг (триколор)


Что означает это слово?(трехцветный)

Что символизирует каждый цвет?

Белый - чистоту

Синий - верность

Красный -отвагу

 Гимн- торжественная песня, прославляющая государство.


Как должны вести себя люди, когда звучит гимн?

(Слушаем 1 куплет, кто знает слова, может петь вместе с исполнителями.)

А вы знаете, что пока звучал гимн, в России появился на свет новый человек.

Он такой маленький, беспомощный, беззащитный.

И с этого момента государство берет на себя обязанность- охранять его жизнь. У этого человека будет имя, отчество и фамилия - отличительный знак человека, его индивидуальность.

Когда рождается ребенок, родители должны зарегистрировать его в специальном учреждении. (ЗАГСе)

У каждого из вас есть документ, который подтверждает вашу индивидуальность.

Как называется этот документ? (Свидетельство о рождении)

Его хранят всю жизнь.

Что записано в свидетельстве? ( Имя, Отчество, Фамилия ребенка, дата и место рождения, ФИО ваших родителей.)

Регистрируя ребенка, родители, как бы представляют государству нового гражданина.

Будучи гражданами России вы можете рассчитывать на заботу и поддержку со стороны государства.

Это записано в главном законе страны, который называется


Конституция.

Конституция

Как вы понимаете слово закон?(то что должны выполнять)

Зачем нужны законы?( порядок)

В главном законе указаны права, которые государство дает своему гражданину.

Как вы понимаете слово права?

(Вы появились на свет, уже воспользовались своим правом- на жизнь)

Права- это правила поведения, которые регулирует отношения между людьми.

Права- это то, что разрешено человеку.

Иметь право- возможность совершать какие- то действия, возможность пользоваться чем-то очень нужным человеку)

Работа в парах

Сейчас мы узнаем, какие права есть у нас граждан России

.

Рассмотрите на листах схему «Мои права» и обсудите с соседом какое право изображено на рисунке.

№1 право на мед. обслуживание.( помощь)

В нашем государстве каждый имеет право лечится. Куда мы будем обращаться если возникли проблемы со здоровьем. (поликлиника, больница, скорая помощь)


№2 право на жительство(жилье)

Каждый имеет право жить там, где ему хочется) Государство строит дома.

3 Право на образование.

1 сентября вы все смогли воспользоваться этим правом. Каждый имеет право учится , в детском саду, школе, институте, и др. учебных заведениях.

№4 Право на труд.

Каждый человек имеет право выбрать профессию, которая нравится. Заниматься любым трудом и получать зарплату за свой труд.


№5Право на отдых.

Как государство позаботилось о том, чтобы люди могли хорошо отдыхать? (кинотеатры, театры, музеи, концертные залы, курорты, санатории, дома отдыха.)


-Ты должен знать, какие права есть у тебя.

Но не забывай, что права есть и у твоих мамы и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей. Надо с уважением относится к окружающим тебя людям.

Государство защищает наши права. Для этого у него есть милиция, суд, армия.

Правила работы в группе:

1.Работаем тихо, дружно.

2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3.Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.







(ответы учеников)

Работа с политической картой мира

Слайд 3,4








Слайд 5

Все россияне знают государственный язык.

Я ко всем наукам ключ имею

И со всей Вселенною знаком-

Это потому что я владею

Русским всеохватным языком.

(Читают наизусть дети)



Слайд 6

У России величавой

На гербе орел двуглавый.

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный.(Читают дети)







лайд 7 ( фото младенца)























Слайд 8





















Слайд 9





Слайд 10





Слайд 11





Слайд 12



Слайд 13












Регулятивные: планирование, прогнозирование,

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы,

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации







5. Первичное закрепление – 8-10 минут


В Конституции записаны не только права граждан.

Работа по учебнику. Чтение статьи. Что кроме прав?

Какая ваша главная обязанность?

Прочитаем задание: объясните, как понимаете слова «Учится всегда пригодится». Поможет нам в этом иллюстрация

Слайд 14

( обязанности)


7.Включение в систему знаний и повторение. 8-10 минут

- Работа с учебником

- Прочитайте стихотворение С.Маршака «Кот и лодыри» (с.46-48)

У: - Как вы думаете для чего нужно учиться? (ответы детей)

У: - В сказках часто встречаются ситуации, когда нарушаются права сказочных героев. Подумайте и скажите, в какой сказке были нарушены права:

- на жительство? («Лиса и заяц», «Теремок»)

- на свободу? («Чипполино», «Гуси-лебеди»)



1


Регулятивные: Выбор основания для сравнения и классификации предметов.

Личностные: целеполагание


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

У: - Как называется наша страна? (ответы учеников)

У: - Как называется главный город России? (ответы учеников)

У: - Как называется человек, проживающий в России? (ответы учеников)

У: - Как называется закон, в котором прописаны права и обязанности граждан? (ответы учеников)

У: - Какие права граждан вы запомнили? (ответы учеников)


Где записаны права и обязанности граждан РФ? (Конституция)

Что такое Конституция? (закон)

С какими правами познакомились?

Какая ваша главная обязанность?

-На какой вопрос вы должны были ответить в конце урока?

  • Я запомнил, что:

  • Меня удивило, что:

  • Я впервые узнал, что:


Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:смыслообразование.

9. Оценка деятельности на уроке-1 2 минуты

Слайд 15


Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности.



Личностные: самоопределение.