СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект по окружающему миру на тему : "Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи  1. Закрепить знания детей о растениях и животных леса.

              2. Сформировать у учащихся представления о роли леса в природе и жизни людей

               3. Сформировать у учащихся представления об охране леса.

              4. Воспитать чувство любви к Родине, природе.

              5. Развивать мышление, речь, внимание.

              6. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.                                          

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по окружающему миру на тему : "Лес и человек"»

Урок по окружающему миру.

Тема: «Лес и человек»

Цели. 1. Закрепить знания детей о растениях и животных леса.

2. Сформировать у учащихся представления о роли леса в природе и жизни людей

3. Сформировать у учащихся представления об охране леса.

4. Воспитать чувство любви к Родине, природе.

5. Развивать мышление, речь, внимание.

6. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: карта природных зон России и КБР, иллюстрации животных и растений КБР, записи на доске, Красная книга КБР, напечатанные значения леса, подготовленные сообщения о животных КБР.



Ход.


  1. Организация класса.

  2. Объявление темы. – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в жизни людей и в природе, об использовании леса и о его охране.

  3. Работа с дневником наблюдений за погодой.


- Какое сейчас время года?

- Давайте заглянем в народный календарь и вспомним как по славянскому народному календарю называют сентябрь ? («ревун», «летопроводец», «хмурень»).

- А как называют октябрь?( «грязник», « хлебник»)

-Как называют в народе ноябрь? («Листогной», «предзимье»)

-Мы вели с вами наблюдения за погодой в сентябре и октябре. Сравните погоду этих месяцев по схеме:

Таблица.

Осадки t C Облачность Долгота дня.

Сентябрь-

Октябрь –

- Сделайте вывод: как меняется погода с приближением зимы? (С каждым днём становится всё холоднее. Ясных дней становится меньше, чем пасмурных. Температура воздуха понижается, дуют холодные ветры, часто идут дожди, иногда со снегом. День становится короче, а ночь длиннее.)


-Сегодня 15 ноября. Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня. ( Сегодня ясно (пасмурно, переменная облачность).Без осадков. Температура воздуха + 16 C. Ветер восточный).

- Как же готовятся птицы и звери к приходу зимы? ( Перелётные птицы улетают в тёплые края, совы и сойки заготавливают запасы. Заготовила запасы белка, бурундук, полевые мыши. Все звери сменили летнюю шубку на зимнюю. ).

- Как подготовились к зиме деревья и кустарники? (Деревья и кустарники сбросили листву, прекратилось сокодвижение, закончилось формирование почек).

- Какие деревья не сбрасывают листву на зиму? (Хвойные деревья и кустарники).

4. Проверка домашнего задания.


- На прошлом уроке мы познакомились с зоной лесов России. Какие леса входят в эту зону? (Хвойные леса (тайга), смешанные леса, широколиственные леса).


- Что вы можете рассказать о хвойных лесах ? (Пересказ.)


- Что вы можете рассказать о смешанных и широколиственных лесах? (Пересказ).


- Мы побывали с вами в зоне лесов России, а теперь давайте совершим путешествие по родной Кабардино-Балкарии. Северный Кавказ очень уникален. Здесь можно практически увидеть все природные зоны – от ледников до степей.

- А что вы можете рассказать о растительности лесов нашей республики? ( В лесах КБР много растений лиственных пород: дуб, клён, бук, липа, осина. Много кустарников: тёрн, кизил, бузина, боярышник, шиповник, малина. Площадь, занимаемая широколиственными лесами в пределах республики, около 80 тысяч гектар. В зоне смешанных лесов встречаются барбарис, крыжовник, дикая смородина. Здесь можно увидеть берёзу, иву, рябину, черёмуху, ольху, встречаются заросли папоротника, много черемши. В широколиственных лесах растут и травянистые растения. Это в основном тенелюбивые и влаголюбивые растения: хохлатка, ландыш, медуница, фиалки)


- Кто желает дополнить и расскажет о хвойных лесах нашей республики?

( У нас растут и хвойные леса. Они расположены в верховьях реки Черек., по течению реки Гунделен, в верховьях реки Баксан, в Приэльбрусье и занимают площадь 33 тыс. га. Представители хвойных лесов- сосна, ель. Сосны растут на хорошо освещённых, очень крутых склонах. В хвойных лесах много земляники. Эта ягода вкусна и полезна. Она богата витаминами.)


-Расскажите, какие животные живут в лесах КБР. ( Много животных обитает в лесах нашей республики. В лесах КБР много зверей, птиц, насекомых. Это зайцы, волки, кабаны. Можно встретить медведя, оленя, норку, барсука. В лесу живет рысь, зубр, крот, белка. Среди этих животных есть растительноядные: заяц, белка, крот, зубр. Есть хищные : медведь, волк, лиса. Животные КБР имеют в лесу достаточно корма. В период смены времён года они меняют цвет шерсти, который совпадает с цветом деревьев. Жизнь животных леса зависит от растений, благодаря которым они получают пищу укрытия. Но и сами животные влияют на растения. Например, распространяют семена и плоды.

.

- Ребята, а почему лес называют природным сообществом?( Лес для животных является домом, он их кормит. Животные тоже помогают лесу: насекомые опыляют растения, звери разносят семена, птицы поедают вредных насекомых).


Вывод. – Учёные называют лес природным сообществом потому , что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору.


- Чем является лес для животных? (Лес является для животных домом).


5.Работа над новой темой.

- Вот мы с вами и узнали об одном значении леса в природе - это дом для растений и животных. На доске крепится первое значение - дом для растений и животных.

а. Сообщение темы. - Сегодня мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей, об использовании леса и его охране

.

-Как вы думаете, какое значение имеет лес в жизни человека? Что даёт лес человеку?

-Все сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания, и, кроме того, я расскажу вам то, что вы еще не знаете. А поможет вам в этом учебник.

б. Работа с учебником. Стр.70.

(Дети начинают читать текст первый абзац).

Кислород.

--Что дают нам деревья, без чего человек не смог бы прожить и несколько минут? (кислород).

--Лес — это “кислородный цех”, “легкие планеты”, “зеленое золото”.

-- Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.

--В чем значение кислорода для всего живого? (Кислород необходим для дыхания всем живым организмам на Земле).

- Назовите следующее значение леса. ( Лес- источник кислорода).

Защитник водоёмов и почв.

-Прочитать второй абзац. (Читают).

- Существует поговорка «Лес и вода- брат и сестра». Как вы её понимаете? Лес поддерживает полноводность рек, ручьев, водоемов, смягчает и увлажняет климат прилегающей местности.

- Выделите следующее значение леса. ( Лес- защитник водоёмов и почв).

Место отдыха человека. Источник ягод грибов, лекарственных растений.

- Прочитайте следующий абзац. ( От слов «Людям лес доставляет огромную радость…»).

-Выделите следующие значения леса в жизни человека. ( Лес – место отдыха человека, это источник грибов, ягод, лекарственных растений.)

- Много трав растёт полезных На земле страны родной. Могут справиться с болезнью Пижма, мята, зверобой.

- В лесах нашей республики растет много лекарственных растений. Это ландыш, из листьев которого делают сердечные капли. Плоды калины, шиповника, облепихи богаты витамином С и помогают при простуде. Почки сосны в виде отвара применяют при заболеваниях дыхательных путей.

- Лекарь вырос у дороги. Он больные лечит ноги. О каком растении идет речь? (Подорожник) ( Все растения учитель показывает на картинках.)

Источник древесины.

- А ещё лес- источник огромных материальных ценностей. Как используют люди древесину?

- Выделим ещё одно значение леса- это источник древесины.

в. Обобщение о значении леса. – А теперь расскажите по схеме, какое значение имеет лес в природе и жизни человека.

Лес - дом для растений, животных. - - источник кислорода. - - защитник водоёмов и почв. . – место отдыха человека. . – источник древесины.

д. Вырубка лесов.

- В любой чащобе лишних нет деревьев, -И даже если вырубить кусты, - То и тогда леса лишатся древней - Естественной и дивной красоты.

- Как вы думаете, по какой причине сокращается площадь лесов? (Для своих нужд человек вырубает леса).

- Раньше казалось людям - лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно - леса в опасности! Ученые подсчитали, что каждую минуту на Земле люди вырубают примерно 20 га леса. Это участок длиной 2 км и шириной 100м. Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов?

- Существуют ли способы охраны леса? Об этом прочитаем на Стр.71. (« Нужно бережно, по- хозяйски…»).

- Как можете вы сберечь лес от вырубки? ( Собирать макулатуру).

е. Пожар в лесу.

-Какая самая страшная беда для леса , которая может его полностью уничтожить? (Пожар)

- Огонь - страшный враг леса. После пожара на долгие годы остаётся безжизненная и мрачная пустыня, на которой лежат обугленные трупы деревьев. Не даром говорят: « 1 дерево- 1 миллион спичек, 1 спичка- 1 миллион деревьев».

- О том какие существуют способы охраны леса от пожара мы прочитаем на Стр. 73. (Памятка).

ж. Заповедники.

- Что создаёт человек для охраны леса, животных леса?( Заповедники, заказники)

- Для того чтобы сохранить природу и её неповторимость создают заповедники. На территории КБР находится высокогорный Кабардино-Балкарский заповедник.

( Сообщение о заповеднике.)

З. Красная книга КБР.

- Ребята, а куда вносят виды наиболее охраняемых животных и растений? ( В Красную книгу)

- В нашей республике в 1996г.тоже была учреждена такая книга. В эту книгу занесены животные и растения, которые в КБР являются редкими либо сокращается их численность. Это .(Показать некоторые виды животных и растений из Красной книги).

- Кроме этого в книге содержатся не только русские названия этих животных и растений, но и кабардинские и балкарские.

Вывод:

- Что необходимо делать всем нам, чтобы лес всегда нас радовал своей красотой?? (Вырубленные деревья использовать полностью, на месте вырубленных деревьев сажать новые. Собирать макулатуру. Не допускать лесных пожаров)

- Какие мероприятия по охране лесов проводятся в нашей стране? (Создаются заповедники, заказники, национальные парки. Редкие виды растений и животных взяты под охрану).

Прочитайте обобщающий вывод на стр. 74.

и. Берегите природу!

- М.М. Пришвин сказал: « Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. В лесах, степях горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

к. Работа в тетрадях.

- Я предлагаю вам нарисовать несколько экологических знаков , которые бы призывали человека беречь лес и его обитателей. А пока вы будете работать прозвучит песня в исполнении нашего земляка З. Тутова « Ладонь для птиц».

(Во время индивидуальной работы звучит песня З.Тутова «Ладонь для птиц»)

Как согревает чье-нибудь участье,
Когда слепой беды наступит срок,

Так человек, тогда бывает счастлив,
Когда он на Земле не одинок!



6. Итог урока.

7. Домашнее задание стр. 70- 75( пересказывать).