СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Наше питание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами. Дать элементарные представления об органах пищеварения человека. Сформировать правила правильного питания. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать самостоятельность, познавательные интересы. Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать аккуратность и прилежание. Поднимать мотивацию обучения, интерес к предмету посредством использования мультимедиа проектора.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Наше питание"»

Открытый урок

окружающего мира

в 3классе

По теме: « Наше питание»



Подготовила и провела учитель начальных классов Филюк Н. М.







Цель урока: Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами. Дать элементарные представления об органах пищеварения человека. Сформировать правила правильного питания. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать самостоятельность, познавательные интересы. Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать аккуратность и прилежание. Поднимать мотивацию обучения, интерес к предмету посредством использования мультимедиа проектора.

Оборудование: иллюстрации, учебники, презентация, мультимедийный проектор, таблицы, раздаточный материал

Тип урока: урок-исследование

Ход урока:

I. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок!

Мы начинаем наш урок.

– Девиз нашего урока – «Хочу все знать!» (хором) (Слайд 2)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие ,

Захотели вновь прийти!

Мы рады приветствовать вас!

– Сегодня у нас необычный урок, вы будете в роли исследователей, работа трудная, но интересная, поэтому пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Я тоже вам желаю успехов и удачи.

II. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит мальчик).

- Здравствуйте, простите за опоздание.

- Что случилось?

- Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,

Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.

Съел потом я сыр с колбаской,

Сделал с ними бутерброд.

А теперь, друзья, не знаю,

Отчего болит живот.

- Садись на своё рабочее место.

- Ребята, как вы думаете, почему у Саши заболел живот?

- Он много съел.

- Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.

- Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)

- Молодцы. Сегодня мы подробнее поговорим о пищеварительной системе нашего организма. Давайте сравним наш организм с какой-нибудь сложной машиной. Кожа – это обшивка, кости – каркас, мышцы – движущиеся части. Но никакая машина не может работать без энергии. Мы тоже должны «заправляться топливом», чтобы наши клетки не погибли.

- Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.

- Тема урока «Наше питание. Органы пищеварения» (Слайд3)

Задачи и контрольный вопрос

Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем для того , чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест? (Слайд 4)

- Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями.

III. Новая тема

Работа в парах

- Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)

- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?

(потому что ее дают животные)

- Отметьте зеленым цветом те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.

- Какую пищу называют растительной?

( Пища, которая получена из растений)

- Отметь красным цветом те продукты, которые можно отнести к растительной пище.

- Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными? (Слайд 6-7)

Игра «Распредели»

( работа в группах)

- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. На доске расположены картинки с продуктами. Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа: в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. 2 группа: в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.

- Молодцы, сядьте на свои места.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Микроитог: Посмотрите, какой вывод можно сделать? (Слайд 8-9)

Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравится, полезно нашему организму.

- Но как, же понять, полезен продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них. (Слайд 10)

- Давайте о них прочитаем в учебнике на с.138

-Итак, первое питательное вещество- белки.


- Что такое белки и для чего они нужны прочитает в учебнике в теме «Наше питание»…..


Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки. (Слайд 11)

Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.


- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?. Прочитаем...


-Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков? (Слайд 12)


-Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?.....


-Углеводы- вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. (Слайд 13) . К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.


- Ребята, посмотрите внимательно, наш домик- это наш организм, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно.

(окон)

- Чем больше окон, тем наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.

Молодцы! У вас получились полные, содержательные рассказы. Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо… А знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней

- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)

- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?


- Первым открыл витамины русский ученый-врач Николай Иванович Лунин в 1881 году.


- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни. (Слайд 14)


Витамины- содержатся в овощах, фруктах и ягодах.

Витамин А

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Витамин А - это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение и здоровую кожу.

Меня можно найти в моркови, сладком перце, зеленом луке, щавеле, шпинате, зелени, шиповнике, облепихе.


Витамин В

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

И за день поесть немножко,

Яблоко, свеклу, картошку.


Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему.

Я живу в молоке, твороге, сыре, печени, яйцах, хлебе грубого помола, капусте, яблоках, бобовых, помидорах, крупах.



Витамин С.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.


Витамин С помогает бороться с болезнями. Со мной вы подружитесь, если будете кушать листья салата, зелень петрушки и укропа, помидоры, картофель, цитрусовые и чеснок. Я нужен для роста зубов. Я просто необходим для профилактики и борьбы с простудными заболеваниями.


Витамин Е.

Витамин Е. Я нахожусь в печени, пророщенных зернах пшеницы, растительном масле, в яичном желтке, овсяной и гречневой крупе. Я защищаю организм от воздействия вредных внешних факторов и сохраняю вашу молодость


Витамин D.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный- надо пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить!

Витамин Д делает наши руки и ноги крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в молоке, сыре, яйцах, рыбе а еще в лучах солнца. Защищаю человека от стрессов. Отвечаю за правильный рост костей.

Микроитог:

-Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом.Назовите их.

-Но пища должна быть не только разнообразной ,но и в меру .У взрослых любителей покушать желудок имеет объём футбольного мяча.


Физминутка (Движения под музыку клип группы «Кукутики»)


Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем.

- Представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.


- Сейчас вам предстоит провести практическую работу№ 2 в группе, для того чтобы изучить состав продуктов на содержание белков, жиров и углеводов.

- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите карандашом в таблицу

- Какие же питательные вещества человек получает с пищей ? ( белки, жиры и углеводы, витамины)

- Давайте вернёмся к этикеткам и посмотрим, какое количество жиров, белков и углеводов содержатся

в каждом продукте питания.

- Заполнять таблицу мы будем коллективно.

Таблица для практической работы

Поднимаю этикетку молока и показываю детям.

- Первый продукт, пищевую ценность, которого мы рассмотрим – молоко.

-Сколько процентов содержит молоко - жиров , углеводов, белков? Запишите в тетрадь

Следующий продукт шоколад.

- Запишите какое количество содержится белков, жиров и углеводов в нём.

- Третий продукт – пшеничный хлеб. Ребята записывают данные в третьей строке.

- Далее мы поговорим о соке.

- Что интересного вы заметили? (Не содержит жиров и белков)

Проверьте и оцените свою работу.



белки

жиры

углеводы

витамины

Хлеб

14,0

10,0

37,0

-

Молоко

2,9

3,2

4,7

-

Макароны

13

1,5

72

-

Масло сливочное

1,0

72,6

1,4

-

Сок

-

-

9,1

2,11

шоколад

6,3

34,7

53,5

-


- Какой должна быть наша пища? (Разнообразной) Слайд

- Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)

- Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.

Физминутка (Слайд 21)

V. Знакомство с пищеварительной системой организма человека.

С пищей человек получает необходимые питательные вещества.

Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло? (Слайд 22-23)
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.

- итак, посмотрим как это происходит. Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.

- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту?

- Зубы работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.

- Язык перемешивает пищу и продвигает
её в глотку.

- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)

- Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.
Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

- после того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.

Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.

Желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать четко по графику! Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.

А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.

Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.

Большую роль в пищеварении играет печень. Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).

Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.


- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения

( на столах у детей карточки с таблицей « Пищеварительная система» , в окошках нужно написать названия органов

Взаимопроверка.

-Молодцы! Вы можете работать еще лучше!

VI. Правила питания. ( слайд 24)

Послушайте, какую ситуацию я однажды наблюдала:

В кафе за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек. Мальчик куда-то торопился и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно смотрел на своего соседа.

- Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.

Тот удивился:

- Разве вы не видите? Я ем кашу!

- Но ведь ты же её совсем не пережевываешь.

Мальчику стало смешно.

- А зачем я её буду жевать – она и так жидкая.

- Пусть жидкая, - сказал старичок, - жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища наскоро проглоченная и необработанная слюной , попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки , которые там выделяются , не смогут ее полностью переварить . Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма

Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря. Оказывается, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный второпях.

-Какой можно сделать вывод ? (нужно кушать медленно, хорошо пережевывая пищу)

А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем : выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.

  1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

  2. Если хочешь - ешь пельмени хоть целый месяц.

  3. Нужно стараться есть в одно и то же время.

  4. Кушать надо тогда, когда проголодался.

  5. Утром перед школой надо обязательно завтракать.

  6. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

  7. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

  8. Перед сном покушай плотно.

Правильные ответы:

Нужно стараться есть разнообразную пищу , чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

Нужно стараться есть в одно и тоже время . Организм как бы привыкает к определенному режиму , и тогда пища лучше усваивается .

Утром перед школой нужно обязательно завтракать . Некоторые ребята по утрам так спешат , что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу , а то и вовсе ничего не едят . А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.


Оценивание детей.

- Какое из правил вам было знакомо?

- Какие правила вы выполняете?

- Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)

- Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля» . А другой мудрец предупреждал : «Мы замечаем , что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет.»

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните , что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.

Рефлексия.

- Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит на тарелку яблоко.

- А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать позднее – положит на тарелку гамбургер


VII. Итог урока . Оценивание детей.

  • Какие питательные вещества человек получает с пищей?

  • Из каких органов состоит пищеварительная система человека ?

Считаете ли вы, что нужно внести изменения в ваш процесс питания?

Домашнее задание.

Учебник, стр.144 - 147

  • Составить меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи