СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о луге, как природном сообществе посредством использования практико-ориентированных  заданий и проблемных ситуаций

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)»

Урок по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о луге, как природном сообществе посредством использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций

Задачи:

  • сформировать представление о луге и познакомить с разнообразием животного мира луга;

  • развивать у учащихся познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

  • прививать любовь к природе, воспитывать экологическую культуру.

Планируемые результаты:

предметные: научатся узнавать представителей природного сообщества «Луг»; систематизировать знания о луге как природном сообществе и его обитателях, искать и выделять необходимую информацию в тексте; описывать на основе иллюстрации объекты живой природы, выделять их основные существенные признаки;

метапредметные: регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формировать математическую грамотность посредством использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций.

познавательные – учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки; учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные – совершенствовать умение работать в паре; учить осуществлять учебное сотрудничество; оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

личностные – работать над развитием учебных и познавательных мотивов; работать над формированием положительного отношения к учёбе; учить осуществлять учебное сотрудничество; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением! –Покажите и вы свою красивую улыбку, поделитесь ею со мной. Надеюсь, что сегодняшний урок принесем нам радость общения и удовлетворение от проделанной работы.

-Какой раздел мы изучаем на окружающем мире? (Родной край-часть большой страны).

- Как называется наш край? (Оренбургская область). Столица? (Оренбург).

-Сегодня мы на уроке продолжаем изучать наш родной край. Поговорим об окружающей нас природе. На уроке все активно работаем, слушаем внимательно, отвечаем, поднимая руки.

-Начнем урок с математического диктанта.

-Послушайте рассказ и запишите все числа, которые услышите (работаем в рабочем листе; один ученик пишет на обратной стороне доски)

Оренбургская область протянулась с запада на восток на 760 км, с юга на север на 445 км. Граничит с 5 территориями. Численность населения 1.942.915 человек. Лесов на территории области немало, они занимают 697.000гектаров. Наиболее известен и ценен Бузулукский бор. Имеет статус национального парка.

Посмотрим, что у вас получилось

760 , 445 , 5 , 1.942.915, 697000

-Оцените работу ученика.

Оцените себя по критериям, которые у вас в маршрутном листе

-Какое число лишнее? 5

-Почему? (Однозначное, остальные многозначные).

-Подчеркните число, в котором имеются единицы 1. 2. 3 классов. Прочитать это число.(1.942.915)

-Какую работу с многозначными числами мы проводили на предыдущих уроках математики? (деление многозначного числа на однозначное).На сегодняшнем уроке нам пригодятся эти знания.


Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование информации о математических объектах .

Перед вами таблица продолжительности жизни деревьев.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Верно ли, что?»
Слушаете высказывание и соглашаетесь или нет (+ согласен, -нет).

-Верно ли, что береза живет дольше осины(+)

-Верно ли, что дуб является долгожителем среди представленных на диаграмме деревьев?(+)

-Верно ли, что по продолжительности жизни сосна стоит на 2 месте?-

-Верно ли, что разность продолжительности жизни дерева долгожителя и дерева, которое живет меньше всего равна 1920?(+)

-Внимание на экран. Ключ ответов. Оцените себя по критериям, которые у вас в маршрутном листе

3.Актуализация знаний.

-Нашу зелёную планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существует крепкая дружба. Сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зелёных жителей планеты. Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия разгадайте ребус

Назовите слово, которое у вас получилось? (ЛУГ).

-Назовите тему нашего урока. (Жизнь луга).

4.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

-А что вы знаете о луге? Чтобы вы ещё хотели о нём узнать? Какие задачи поставим перед собой. Об этом вы сами мне скажите, когда выполните задание. На столах у вас лежат карточки с заданием. Каждая группа выполняет своё задание.

-Вспомним, как нужно работать в группе

1 группа: Соедини животных с нужным ярусом:

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

Мхи и лишайники

Полёвка

Лось

Дятел

Белка

Глухарь

кабан

Заяц

Шмель

Кузнечик

-Какая у вас образовалась проблема? Какую задачу вы можете нам сформулировать?

- узнать животный мир луга; Вы будете зоологами

2 группа: На карточке записаны названия растений. Вычеркните названия растений леса.

с

б

е

р

к

л

в

а

с

и

л

и

п

?

о

т

д

ё

м

ё

н

м

я

л

ё

к

а

?

с

о

у

з

а

ш

и

л

т

б

е

л

е

р

н

п

б

а

л

а

п

и

к

к

р

к

т

д

а

о

л

ь

и

н

о

в

н

и

е

с

к

е

-Что вы можете сказать про своё задание? Какую перед нами поставите задачу?

- узнать растительность луга; Вы будете биологами

3 группа: Вычеркнуть повторяющиеся буквы. Что у вас получилось? (Человек и луг) Попробуйте назвать вашу задачу?

и

и

ч

о

о

о

о

е

а

а

а

а

л

п

п

п

о

ю

ю

ю

в

т

т

т

т

е

ь

ь

ь

ь

ю

ю

ю

к

б

б

а

а

и

с

с

с

л

м

м

м

и

и

и

у

р

р

р

с

с

с

т

т

т

п

п

п

п

г

э

э

э

я

я

я

- роль человека в жизни луга; Экологи

5.Открытие новых знаний.

Луг – что это такое? Уточняем понятие (1 группа попробуйте самостоятельно догадаться, что такое луг и дать нам определение; 2 группа найдите по толковому словарю Ожегова и прочитайте; 3 группа по учебнику).

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет, тепло, поэтому растут на открытой местности.

Работа с информацией в группах.

Нас с вами интересует жизнь луга. Каждая группа сейчас поработает по своим направлениям, а затем предоставит нам отчёт о работе.

( 1группа – про животных; 2 группа – про растения; 3 группа – луг и человек).

Вспомним, как нужно работать в группе.

План работы 1 группы:

Выяснить:

Какие растения растут на лугу?

Что объединяет эти растения?

Интересные факты из жизни луговых растений?

(Отчет 1 группы).Оцените работу группы

Ребята, я всем вам раздаю гербарий луговых растений. Предположите, какое задание я могу вам предложить? (выслушиваю мнение ребят)

Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах – числах, величинах ,упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.

-С помощью QR кода прочитайте задание и выполните(измерить высоту стебля мятлика в дюймах, перевести в см)



План работы 2 группы:

Выяснить:

Какие животные живут на лугу?

Богат ли луг разнообразием животных?

Особенности жизни некоторых животных луга?

(отчет 2 группы) Оцените работу группы

-Луг действительно является домом для целого ряда насекомых.

Решите задачу с помощью отрезков, обсудим ситуацию:

Мышь-полевка встречала гостей. Кузнечик прискакал раньше Бабочки,Лягушка позже Пчелы, Бабочка прилетела раньше Пчелы, а Ящерица позже Лягушки.

Кто пришел раньше всех? Кто пришел позже всех? В каком порядке приходили гости? Обозначьте на отрезке.(один ученик на оборотной стороне доски)

Упражнения на выполнение расчетов, прикидок, на овладение математическими методами для решения учебных задач.(Составление схем к задаче, отметка стрелками направление на схеме и т. п.). В данных заданиях применяется метод математического моделирования

РАНЬШЕ ПОЗЖЕ

Кузнечик____Бабочка______Пчела__Лягушка___________Ящерица.

Оцените работу по критериям


План работы 3 группы:

Выяснить:

Значение луга для человека.

Какие действия людей могут привести к гибели луга?

(отчет 3 группы) Оцените работу группы

-Ребята имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природного сообщества и нарушать экологическое равновесие?

Вывод: Конечно же, человек не имеет право вмешиваться. Если всё-таки человек нарушит жизнь луга, его природное равновесие, то он пострадает от этого сам.

-Ребята,как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краев луга к центру или от центра к краям? Объясните причину

Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

Луг имеет форму квадрата со стороной 800 м.По границе луга пролегает проселочная дорога. Какой путь проедет косилка ,которая въехала на луг в некоторой точке дороги и объехала по ней вокруг всего луга ? Ответ дайте в метрах.

Проверка по эталону. Оценивание


-

6. Итог урока.

Назовите тему урока. Какие задачи ставили? Достигли ли эти задачи цели, успеха?

Продолжите фразу «Теперь я знаю,что……»

Кого бы вы хотели сегодня похвалить, сказать «спасибо»? (Друг другу за интересные сообщения)

7.Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.Посчитайте все «плюсики»,переведите их в отметку.(см экран)

Если все было на уроке легко,интересно,вы во всем разобрались,то возьмите в руки самый красивый цветочек красный

Если были трудности,затруднения,то желтый

Если нужна помощь,не разобрались в теме,то синий

8.Домашнее задание.

-А теперь прикрепите свои цветочки к соответствующему конверту на доске, а из конверта достаньте для себя д\з.(выходят по группам)

1 конверт

Задание на карточках.

2 конверт

Разгадать филворд «Растения и животные луга».

3 конверт

Написать обращение от жителей луга «Правила поведения на лугу».

-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, что вы молодцы, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки