СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Пустыня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Пустыня"»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации

Мотивационный

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Прозвенел звонок, начинается урок!

Ножки на месте, ручки на месте,

Локти у края, спинка прямая.

Настраиваются на урок

Фронтальная

Актуализация и самоопределение знаний

Перед тем как начать новую тему, давайте повторим, что мы изучили раннее.

Заполните кроссворд, ответив на вопросы:

1)Растительность преобладающая в зоне степей?(травянистая) 2)Главная беда лесной зоны?(пожары) 3)Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах?(лишайники)


4)Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами?(тундра)

5)Явление природы, удобряющее почву и придающее ей рыхлость?(листопад)

6)Зона, богатая перегноем и чернозёмом?(степь)

7)Отличительная особенность зоны степей?(безлесье)

Слайд 2

Отвечают на вопросы






Индивидуальная, Фронтальная










Открытие новых знаний

- Какое слово мы получили, заполнив кроссворд? (пустыня)

- О чем мы с вами будем сегодня говорить? (о пустыне)

Сегодняшняя тема урока: Зона пустынь. (Слайд 3)

- Как вы думаете, какие задачи мы сегодня поставим?



План урока:

  1. Название, изображение на карте

  2. Особенности природы

  3. Использование природы данной зоны человеком

  4. Экологические проблемы и охрана природы

-Расположение на карте. Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. На карте она обозначена оранжевым цветом. Поверхность пустыни равнинная. (Слайд 5)


- От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».)

Виды пустынь:

1Состоят из песчаных барханов, форма которых зависит от ветрового режима. Пески занимают не самую большую часть пустынь. 

2. Покрыты протянувшимся на многие километры глинистым гладким слоем. (Слайд 6)

-Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до +70, а температура воздуха в тени поднимается выше +40. Ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают.

-Ребята, а как вы думает в пустыне много воды?

-Правильно, молодцы

-Осадков очень мало, парой за всё лето не бывает ни капли дождя! Зима в пустыне короткая, но довольно холодная.

-Средняя температура в январе около -10.

-Снег выпадает не везде, а если и выпадает, то снежный покров неглубокий. ( Слайд 7)

-Ребята, а могут ли расти растения в пустыне? Но растения приспособлены такими условия , а какими давайте прочитаем на стр.89

-Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому она всегда ярко-зелёная. Несмотря на то, что она колючая, ее охотно поедают верблюды.

-Растения колосняк и джузгун выполняют важную «работу»: корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. И так, и какими же условиями приспособлены растения в этой зоне?

( Слайд 8)

Животный мир в этой зоне интересен, посмотрите на слайд.

-Обычными обитателями пустынь являются верблюд, черепаха, песчаный удав, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка, скорпион.

-А как они приспособлены?

1.Окрас

2. Ночной образ жизни ( Днём многие животные прячутся в норах, а по носам выходят на поиски пищи).

3. Умеют экономно расходовать воду. (Слайд 9)

А самый важное и главное животное в пустыне - это Верблюд.

-Взрослые верблюды могут иметь массу порядка 500-800 килограммов, при высоте в холке чуть больше 2-х метров. Существуют как одногорбые верблюды.

Они могут находиться 3-5 дней без воды, а когда идут на водопой могут впить за раз 8 вёдер воды.

Верблюды чувствуют территории с зелеными насаждениями, расположенные на удалении в 50 километров. Увидев на небе грозовые облака, животное направляется в их сторону, надеясь на то, что удастся попасть в зону дождей.

- За счет наличия специальных мозолей, расположенных в области груди, на запястьях, в районе локтевых суставов, на коленях, животное прекрасно приспособлено к условиям, когда раскаленная почва нагревается до 70 градусов. Густой мех, причем непрямой, надежно защищает животное от палящего солнца, а также низких температур в ночное время. Широкие верблюжьи ступни образованы за счет двух пальцев, соединенных между собой. За счет такой общей подошвы, верблюды легко передвигаются по сыпучим пескам, а также по мелким каменным насыпям.

(Слайд 10)



-Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. (Слайд 11)



- Неумеренное орошение вызывает засоление почвы – в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых места растения совсем не выживают.



- Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. А причина этого – нет растительности. (Слайд 12)


- Для сохранения природы пустынь создан заповедник «Чёрные земли»

(Слайд 13)

Определить тему урока

Ставить цели на урок

- Познакомиться с новой климатической зоной – пустыней

- Узнать расположение пустынь в России

- Узнать об особенностях растений и животных пустынь




















Выходят к доске и показывают на карте






(От слова «пусто».)







Слушают


















Там нет ни дождей, ни воды.
















-Да, могут








Читают


















-Отвечают














Слушают



















Слушают


















Слушают

Индивидуальная,

Фронтальная






















Индивидуальная,

Фронтальная












Индивидуальная,

Фронтальная


























Индивидуальна,

Фронтальная




















Индивидуальная,

Фронтальная

Рефлексия

Колесо

Выходят к доске

Индивидуальная,

Фронтальная