- Какое слово мы получили, заполнив кроссворд? (пустыня) - О чем мы с вами будем сегодня говорить? (о пустыне) Сегодняшняя тема урока: Зона пустынь. (Слайд 3) - Как вы думаете, какие задачи мы сегодня поставим? План урока: Название, изображение на карте Особенности природы Использование природы данной зоны человеком Экологические проблемы и охрана природы -Расположение на карте. Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. На карте она обозначена оранжевым цветом. Поверхность пустыни равнинная. (Слайд 5) - От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».) Виды пустынь: 1Состоят из песчаных барханов, форма которых зависит от ветрового режима. Пески занимают не самую большую часть пустынь. 2. Покрыты протянувшимся на многие километры глинистым гладким слоем. (Слайд 6) -Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до +70, а температура воздуха в тени поднимается выше +40. Ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. -Ребята, а как вы думает в пустыне много воды? -Правильно, молодцы -Осадков очень мало, парой за всё лето не бывает ни капли дождя! Зима в пустыне короткая, но довольно холодная. -Средняя температура в январе около -10. -Снег выпадает не везде, а если и выпадает, то снежный покров неглубокий. ( Слайд 7) -Ребята, а могут ли расти растения в пустыне? Но растения приспособлены такими условия , а какими давайте прочитаем на стр.89 -Одно из самых известных растений пустыни – верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому она всегда ярко-зелёная. Несмотря на то, что она колючая, ее охотно поедают верблюды. -Растения колосняк и джузгун выполняют важную «работу»: корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. И так, и какими же условиями приспособлены растения в этой зоне? ( Слайд 8) Животный мир в этой зоне интересен, посмотрите на слайд. -Обычными обитателями пустынь являются верблюд, черепаха, песчаный удав, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка, скорпион. -А как они приспособлены? 1.Окрас 2. Ночной образ жизни ( Днём многие животные прячутся в норах, а по носам выходят на поиски пищи). 3. Умеют экономно расходовать воду. (Слайд 9) А самый важное и главное животное в пустыне - это Верблюд. -Взрослые верблюды могут иметь массу порядка 500-800 килограммов, при высоте в холке чуть больше 2-х метров. Существуют как одногорбые верблюды. Они могут находиться 3-5 дней без воды, а когда идут на водопой могут впить за раз 8 вёдер воды. Верблюды чувствуют территории с зелеными насаждениями, расположенные на удалении в 50 километров. Увидев на небе грозовые облака, животное направляется в их сторону, надеясь на то, что удастся попасть в зону дождей. - За счет наличия специальных мозолей, расположенных в области груди, на запястьях, в районе локтевых суставов, на коленях, животное прекрасно приспособлено к условиям, когда раскаленная почва нагревается до 70 градусов. Густой мех, причем непрямой, надежно защищает животное от палящего солнца, а также низких температур в ночное время. Широкие верблюжьи ступни образованы за счет двух пальцев, соединенных между собой. За счет такой общей подошвы, верблюды легко передвигаются по сыпучим пескам, а также по мелким каменным насыпям. (Слайд 10) -Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, они во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды. (Слайд 11) - Неумеренное орошение вызывает засоление почвы – в ней накапливается очень много соли. От этого снижается урожай, а в некоторых места растения совсем не выживают. - Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. А причина этого – нет растительности. (Слайд 12) - Для сохранения природы пустынь создан заповедник «Чёрные земли» (Слайд 13) |