СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру"Славные символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру"Славные символы России"»



Предмет:

Окружающий мир

Задачи:

Образовательные: познакомить с символикой России: герб, флаг, гимн, прослушать гимн России,

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные операции: память, внимание, мышление, речь, сравнение; развивать учебную самостоятельность, навыки сотрудничества.

Воспитательные: воспитывать гражданственность, гордость за свой народ, его прошлое и настоящее, чувство патриотизма; воспитывать уважительное отношения к высказыванию своих товарищей.

Класс:

4

Тип урока:

Открытие новых знаний

Тема урока:

«Славные символы России»

Цель:

Сформировать представление о государственных символах России: герб, флаг, гимн.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Уметь отличать символику России от других стран, знать гимн России.

Личностные:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-Осознавать своё единство с окружающим миром.

Метапредметные :

Познавательные:

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке;

- Проговаривать последовательность действий на уроке;

- Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- Уметь работать по коллективно составленному плану;

- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- Слушать и понимать речь других;

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование:

Для учителя: учебник Окружающего мира А.А.Плешаков 4 кл., компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Для учащихся: Учебник «Окружающий мир», листочки с заданиями, рабочая тетрадь




СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.Организационный и мотивационный момент

-Здравствуй, садись.

- Я желаю тебе успехов в сегодняшней работе на уроке.

(Проверка готовности рабочего места)

- Прежде чем начать урок, проверь свое рабочее место.

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные


I I. Проверка домашнего задания.

- Послушай высказывание президента нашей страны Владимира Владимировича Путина. «У нас нет, никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»

- Как ты понимаешь это высказывание?

- Исходя из данного высказывания, какой можно сделать вывод?

(Главное, что объединяет русский народ- это патриотизм.

Исходя из данного высказывания, можно сделать вывод, чтобы страна была единой, важно любить и защищать свою родину. Быть настоящим патриотом).

- Какую темы мы изучали на прошлом уроке?

С целью повторения материала, я предлагаю тебе выполнить тест.

(Раздаю листочки с тестом, затем вывожу на слайд правильные ответы и выполняю проверку)

Тест по окружающему миру «Мы - граждане России»

  1. Что относится к ПРАВАМ гражданина России?

А. Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия

Б. Свобода и личная неприкосновенность

В. Участие в управлении делами государства

Г.Защита своей чести и доброго имени

Д. Защита Отечества

 Что относится к ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РОССИИ?

А. Соблюдение Конституции и законов России

Б. Защита Отечества.

В. Владение имуществом

Г. Отдых

Д. Свободный труд и образование

Е. Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия

 Главой нашего государства является:

А. Председатель Государственной Думы

Б. Председатель Правительства Российской Федерации

В. Председатель Совета федерации

Г. Президент Российской Федерации

 Парламент нашей страны называется:

А. Совет Федерации

Б. Президентский совет

В. Государственная Дума

Г. Федеральное собрание

 С какого возраста гражданин России имеет право участвовать в управлении делами государства?

А. С 14 лет

Б. С 16 лет

В. С 18 лет

Г. С 20 лет

-Итак, давайте же проверим:

Ответы:

1- Б, В, Г

2 - А, Б, Е

3- Г

4- Г

5- В

-Отлично, молодец!

- Ты выполнял тест по правилам, прочитал задание, варианты ответа, выбрал верный ответ.

- А как по другому называются правила, которые мы должны выполнять? (Законы)

- Что такое закон? (Правило, которое устанавливает государство)

- Для чего необходимо знать законы? (Чтобы не нарушать эти правила, выполнять их)

- Как называется основной закон РФ? (Конституция)

-Когда была принята конституция по которой живет сейчас наша страна? (12 декабря 1993 года)

- В конституции прописаны законы, которые касаются граждан нашей страны.

- А как называется документ, принятый большинством государств мира в 1948 году? (Этот документ называется Всеобщая декларация прав человека).

- Как называется документ, в котором прописаны права и обязанности детей? (Конвенция о правах ребенка)

-Когда она была принята? (1989 год)

- У тебя было домашнее задание подготовить памятку права ребенка.







Ответы на вопросы










Выполняют тест

















































Ответы на вопросы








Демонстрация и чтение памятки

Коммуникативные

Познавательные


I I I . Целеполагание и мотивация

Чтение стихотворения

Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса,  и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая наша Родина большая.
Необъятная страна.

(Во время чтения стихотворения появляются слайды с изображением рек, морей, гор, лесов, тундры, степи.)

-Нет в мире ни одной страны, которая была бы больше России. У каждой страны есть свои отличительные знаки, то есть символы. Ты знаешь их? (Флаг, герб, гимн.)

Как ты думаешь о чем мы сегодня будем говорить?( о символах России)
–Правильно! Тема нашего урока: Славные символы России: герб, гимн, флаг.

-У каждого независимого государства есть государственные символы. Каждый человек обязан знать символы своей страны, чтобы представить, как жила и развивалась его Родина.

А когда появились первые символы?( предположения)

Символы появились ещё в глубокой древности. Прочитай об этом в учебнике на сранице 168. Первый обзац. (Учащийся самостоятельно читает первый обзац).











- Флаг и герб России

- Государственный Гимн России

- ответы детей- Символы России

- Расширить знания по этой теме.


Познавательные

IV. Открытие нового знания

-Что же такое «символ»?

(Вывожу на слайд: «Символ» - символ передает суть предмета или события, является его смысловым отражением. Отсюда — символика любого государства есть воплощение его истории и отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого государства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к государственной символике — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Проявление неуважение к символам своего государства означает неуважение и к себе самому. А кто же будет уважать человека, который сам себя не уважает? Так никто не будет уважать и государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике, т. е. сами себя не уважают.

Ты уже знаком с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн России. В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.

о под охрану.


-Рассмотри герб. (Вывожу на слайд)

-Что такое герб?

Гербом называют изображение, которое показывает исторические традиции государства или города

-Что изображено?









-Что находится в лапах?

«Словарная работа»

Что такое скипетр? ( Это жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти.)
Что такое держава? (Это золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами царской власти)



-Что изображено на груди орла?











-Почему головы орла повернуты в разные стороны, как ты думаешь?

-Потому что Россия расположена в двух частях света: Европе и Азии.

-Мы с тобой живём в Курской области области и у нашей области тоже есть свой герб, посмотрите на экран , что ты можешь сказать о нём?

 Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой.

Проектная деятельность.

-У нашей страны есть герб, у нашей области есть герб. Создадим герб нашего класса, используя информационную карту. (слайд: информационная карта)

Информационная карта

(напечатана в 2-х экземплярах на листах формата А4)

  1. 1.Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы(круглой, квадратной, прямоугольной, овальной).

  2. Наш класс является частью школьного коллектива. Подумай, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба.

  3. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе.

  4. Защитите свой проект.

(Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время – 4 мин.)

- Молодец. Это здорово.


-А сейчас, давай немного отдохнём.

Физминутка.

-Как ты думаешь, когда появился флаг?

Флаг, появился в глубокой древности.

-Знаешь ли ты, из скольких цветов состоит? Перечисли.

-А знаете ли вы что символизирует каждый из цветов?

Белый – благородство, синий- верность, честность, красный – мужество, смелость.

-Я предлагаю тебе составить флаг нашей страны из фрагментов цветной бумаги. (Ученик у доски составляет флаг России.)

- Хорошо. Молодец.

- Найди ответ на вопрос в учебнике: Когда мы отмечаем день государственного флага Российской Федерации?(22 августа)

-Почему именно в этот день? (в этот день в 1991 году Росси вновь обрела флаг)

-Ребят, прочитайте последний обзац. Ученик вслух читает о красном знамени победы.

-Что вы можете сказать о красном знамени победы?( это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной Войне.)

– Ещё один символ государства, о котором мы будем говорить – это гимн. Открой учебник на странице 172 и прочитай о государственном гимне России, подготовь ответы на вопросы: «Что такое гимн?» и «Кто являтся автором гимна?»

– Что такое гимн?(Это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства)

-Кто написал слова гимна? (известный детский писатель Сергей Михалков )

(Слайд : текст гимна России)


-Что делают, когда звучит гимн?

Слушание гимна

-Для чего нужны символы?

Молодцы.

-ответы детей























Ответы детей.





- Двуглавый орел с двумя малыми и одной большой короны, соединены лентами., располагаются золотые крылья.

В правой лапе- скипетр, в левой- держава( золотой шар с крестом)







-Изображение всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона.





Ответы детей



















































Ответы детей



-Из трёх

Белого, синего, красного







-Ответы детей













- Торжественная песня

Поэт С.В.Михалков

Композитор А.В.Александров



-Встают, мужчины снимают головной убор, военные отдают честь

-Это объединяет народ, неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству.




Регулятивные

Познавательные
































































































Регулятивные

V. Первичное закрепление изученной темы

- Открой учебник на с. 168 прочитай про себя, всё, что сказано о Государственном Гербе.

-Когда впервые двуглавый орел появился на печати Ивана Третьего?

-В каком веке появились три короны, скипетр, держава на Государственном гербе?

-Что означало наличие трех корон?

- Прочитайте про себя, всё, что сказано о Государственном Флаге России.



-Когда впервые появился бело- сине- красный флаг?

-Кто ввел порядок расположение цветов?

-Когда мы отмечаем День Государственного Флага? Прочитайте про себя, всё, что сказано о Государственном Гимне России.

-Кто написал слова гимна?

-Кто написал музыку?



-С чего начинается каждый день нашей страны?


- открывают учебник и читают и отвечают на вопросы учителя

- 1497 г.


- В XVII


-единство тех царств, вошедших в состав России: Казанского, Астраханского, Сибирского

- В конце XVII

-Пётр 1


22 августа



Поэт С.В.Михалков

Композитор А.В.Александров


С гимна, его исполняют по радио

Регулятивные

Познавательные

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой


V II. Закрепление знаний

-Выполняем задание 2 на с. 63.


— Какой смысл имеет изображение на гербе? (Россия расположена в двух частях света — Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона, — готовность народа встать на защиту родной земли.) — Когда появились флаги? (В глубокой древности.) — Какое старинное русское название флага? (Стяг.)

— Когда можно увидеть на улицах флаги? (В праздничные дни.)

— Опишите флаг России. (Флаг состоит из горизонтальных полос трех цветов — белого, синего, красного.)

— Кто ввел такой порядок расположения цветов? (Петр 1.)

— Как можно объяснить символику цветов российского флага?

— Когда Россия вновь обрела свой исторический флаг? (В 1991 г.)

— Когда мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации? (22 августа.)

Работа с загадками

На свете много песен разных,

Но эта нам важней всего,

Она, как символ государства,

Известна всем до одного. (Гимн.)

 

Он дополняет гимн и флаг,

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй. (Герб.)

 

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (флаг).


- выполняют задание.


V III. Подведение итогов

-Какова была цель урока? Достигли мы её?

-Дополните предложение» Теперь я знаю, что…»

-Всё ли получилось у вас на уроке?

-Над чем еще надо поработать?


-ответы

Коммуникативные Регулятивные

IХ. Рефлексия оценка

Оцени свою работу, подними большой палец вверх, если всё понравилось, если что-то не получилось, опусти большой палец вниз.


Оценивает свою работу на уроке

Коммуникативные

Регулятивные

Х. Домашнее задание

Запиши домашнее задание.

Придумай дома «Герб своей семьи»


Записывает д/з