I I. Проверка домашнего задания. | - Послушай высказывание президента нашей страны Владимира Владимировича Путина. «У нас нет, никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» - Как ты понимаешь это высказывание? - Исходя из данного высказывания, какой можно сделать вывод? (Главное, что объединяет русский народ- это патриотизм. Исходя из данного высказывания, можно сделать вывод, чтобы страна была единой, важно любить и защищать свою родину. Быть настоящим патриотом). - Какую темы мы изучали на прошлом уроке? С целью повторения материала, я предлагаю тебе выполнить тест. (Раздаю листочки с тестом, затем вывожу на слайд правильные ответы и выполняю проверку) Тест по окружающему миру «Мы - граждане России» Что относится к ПРАВАМ гражданина России? А. Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия Б. Свобода и личная неприкосновенность В. Участие в управлении делами государства Г.Защита своей чести и доброго имени Д. Защита Отечества Что относится к ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РОССИИ? А. Соблюдение Конституции и законов России Б. Защита Отечества. В. Владение имуществом Г. Отдых Д. Свободный труд и образование Е. Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия Главой нашего государства является: А. Председатель Государственной Думы Б. Председатель Правительства Российской Федерации В. Председатель Совета федерации Г. Президент Российской Федерации Парламент нашей страны называется: А. Совет Федерации Б. Президентский совет В. Государственная Дума Г. Федеральное собрание С какого возраста гражданин России имеет право участвовать в управлении делами государства? А. С 14 лет Б. С 16 лет В. С 18 лет Г. С 20 лет -Итак, давайте же проверим: Ответы: 1- Б, В, Г 2 - А, Б, Е 3- Г 4- Г 5- В -Отлично, молодец! - Ты выполнял тест по правилам, прочитал задание, варианты ответа, выбрал верный ответ. - А как по другому называются правила, которые мы должны выполнять? (Законы) - Что такое закон? (Правило, которое устанавливает государство) - Для чего необходимо знать законы? (Чтобы не нарушать эти правила, выполнять их) - Как называется основной закон РФ? (Конституция) -Когда была принята конституция по которой живет сейчас наша страна? (12 декабря 1993 года) - В конституции прописаны законы, которые касаются граждан нашей страны. - А как называется документ, принятый большинством государств мира в 1948 году? (Этот документ называется Всеобщая декларация прав человека). - Как называется документ, в котором прописаны права и обязанности детей? (Конвенция о правах ребенка) -Когда она была принята? (1989 год) - У тебя было домашнее задание подготовить памятку права ребенка. | Ответы на вопросы Выполняют тест Ответы на вопросы Демонстрация и чтение памятки | Коммуникативные Познавательные |
I I I . Целеполагание и мотивация | Чтение стихотворения Если долго-долго-долго в самолете нам лететь Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть, То увидим мы тогда и леса, и города, Океанские просторы, ленты рек, озера, горы. Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна. И поймем тогда какая наша Родина большая. Необъятная страна. (Во время чтения стихотворения появляются слайды с изображением рек, морей, гор, лесов, тундры, степи.) -Нет в мире ни одной страны, которая была бы больше России. У каждой страны есть свои отличительные знаки, то есть символы. Ты знаешь их? (Флаг, герб, гимн.) Как ты думаешь о чем мы сегодня будем говорить?( о символах России) –Правильно! Тема нашего урока: Славные символы России: герб, гимн, флаг. -У каждого независимого государства есть государственные символы. Каждый человек обязан знать символы своей страны, чтобы представить, как жила и развивалась его Родина. А когда появились первые символы?( предположения) Символы появились ещё в глубокой древности. Прочитай об этом в учебнике на сранице 168. Первый обзац. (Учащийся самостоятельно читает первый обзац). | - Флаг и герб России - Государственный Гимн России - ответы детей- Символы России - Расширить знания по этой теме. | Познавательные |
IV. Открытие нового знания | -Что же такое «символ»? (Вывожу на слайд: «Символ» - символ передает суть предмета или события, является его смысловым отражением. Отсюда — символика любого государства есть воплощение его истории и отражение его настоящего, выражение патриотизма его граждан и обозначение этого государства на международной арене, зрительный и музыкальный образ конкретного государства. Вот почему отношение к государственной символике — это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры. Проявление неуважение к символам своего государства означает неуважение и к себе самому. А кто же будет уважать человека, который сам себя не уважает? Так никто не будет уважать и государство, граждане которого пренебрежительно относятся к его символике, т. е. сами себя не уважают. Ты уже знаком с государственной символикой нашей страны, знаете, как выглядит герб, флаг, слышали гимн России. В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. о под охрану. -Рассмотри герб. (Вывожу на слайд) -Что такое герб? Гербом называют изображение, которое показывает исторические традиции государства или города -Что изображено? -Что находится в лапах? «Словарная работа» Что такое скипетр? ( Это жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти.) Что такое держава? (Это золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами царской власти) -Что изображено на груди орла? -Почему головы орла повернуты в разные стороны, как ты думаешь? -Потому что Россия расположена в двух частях света: Европе и Азии. -Мы с тобой живём в Курской области области и у нашей области тоже есть свой герб, посмотрите на экран , что ты можешь сказать о нём? Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. Проектная деятельность. -У нашей страны есть герб, у нашей области есть герб. Создадим герб нашего класса, используя информационную карту. (слайд: информационная карта) Информационная карта (напечатана в 2-х экземплярах на листах формата А4) 1.Изображение герба должно располагаться на геральдическом щите, который может быть различной формы(круглой, квадратной, прямоугольной, овальной). Наш класс является частью школьного коллектива. Подумай, какое главное назначение у школы. Исходя из этого решите, что может быть главным элементом на гербе класса. Поместите его в центр герба. Подумайте, чем славится ваш класс в школе. Отразите этот факт также в вашем гербе. Защитите свой проект. (Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Время – 4 мин.) - Молодец. Это здорово. -А сейчас, давай немного отдохнём. Физминутка. -Как ты думаешь, когда появился флаг? Флаг, появился в глубокой древности. -Знаешь ли ты, из скольких цветов состоит? Перечисли. -А знаете ли вы что символизирует каждый из цветов? Белый – благородство, синий- верность, честность, красный – мужество, смелость. -Я предлагаю тебе составить флаг нашей страны из фрагментов цветной бумаги. (Ученик у доски составляет флаг России.) - Хорошо. Молодец. - Найди ответ на вопрос в учебнике: Когда мы отмечаем день государственного флага Российской Федерации?(22 августа) -Почему именно в этот день? (в этот день в 1991 году Росси вновь обрела флаг) -Ребят, прочитайте последний обзац. Ученик вслух читает о красном знамени победы. -Что вы можете сказать о красном знамени победы?( это знак благодарности потомков победителям в Великой Отечественной Войне.) – Ещё один символ государства, о котором мы будем говорить – это гимн. Открой учебник на странице 172 и прочитай о государственном гимне России, подготовь ответы на вопросы: «Что такое гимн?» и «Кто являтся автором гимна?» – Что такое гимн?(Это торжественное музыкальное произведение, принятое как символ государственного единства) -Кто написал слова гимна? (известный детский писатель Сергей Михалков ) (Слайд : текст гимна России) -Что делают, когда звучит гимн? Слушание гимна -Для чего нужны символы? Молодцы. | -ответы детей Ответы детей. - Двуглавый орел с двумя малыми и одной большой короны, соединены лентами., располагаются золотые крылья. В правой лапе- скипетр, в левой- держава( золотой шар с крестом) -Изображение всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона. Ответы детей Ответы детей -Из трёх Белого, синего, красного -Ответы детей - Торжественная песня Поэт С.В.Михалков Композитор А.В.Александров -Встают, мужчины снимают головной убор, военные отдают честь -Это объединяет народ, неуважение к ним рассматривается как неуважение к государству. | Регулятивные Познавательные Регулятивные |
V. Первичное закрепление изученной темы | - Открой учебник на с. 168 прочитай про себя, всё, что сказано о Государственном Гербе. -Когда впервые двуглавый орел появился на печати Ивана Третьего? -В каком веке появились три короны, скипетр, держава на Государственном гербе? -Что означало наличие трех корон? - Прочитайте про себя, всё, что сказано о Государственном Флаге России. -Когда впервые появился бело- сине- красный флаг? -Кто ввел порядок расположение цветов? -Когда мы отмечаем День Государственного Флага? Прочитайте про себя, всё, что сказано о Государственном Гимне России. -Кто написал слова гимна? -Кто написал музыку? -С чего начинается каждый день нашей страны? | - открывают учебник и читают и отвечают на вопросы учителя - 1497 г. - В XVII -единство тех царств, вошедших в состав России: Казанского, Астраханского, Сибирского - В конце XVII -Пётр 1 22 августа Поэт С.В.Михалков Композитор А.В.Александров С гимна, его исполняют по радио | Регулятивные Познавательные |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой V II. Закрепление знаний | -Выполняем задание 2 на с. 63. — Какой смысл имеет изображение на гербе? (Россия расположена в двух частях света — Европе и Азии, поэтому головы орла повернуты в разные стороны. Короны говорят о большой власти и единстве государства. Всадник, поражающий дракона, — готовность народа встать на защиту родной земли.) — Когда появились флаги? (В глубокой древности.) — Какое старинное русское название флага? (Стяг.) — Когда можно увидеть на улицах флаги? (В праздничные дни.) — Опишите флаг России. (Флаг состоит из горизонтальных полос трех цветов — белого, синего, красного.) — Кто ввел такой порядок расположения цветов? (Петр 1.) — Как можно объяснить символику цветов российского флага? — Когда Россия вновь обрела свой исторический флаг? (В 1991 г.) — Когда мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации? (22 августа.) Работа с загадками На свете много песен разных, Но эта нам важней всего, Она, как символ государства, Известна всем до одного. (Гимн.) Он дополняет гимн и флаг, Любой страны то главный знак. У России он особый, Ты назвать его попробуй. (Герб.) У него названий много: Триколор, трехцветный стяг — С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный... (флаг). | - выполняют задание. | |