Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Софья Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, пенал, лист контроля и лист путешественника. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А для путешествия нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (посылка с вещами со степей). Почему именно эти вещи находятся в коробке? Для чего они нам пригодятся, куда мы отправимся? Что нам нужно кроме одежды, чтобы ознакомиться с этим краем? Какими мы должны быть, чтобы отправиться в путешествие? Для чего нам нужно быть такими? Чтобы увидеть, что? А что мы должны уметь, чтобы у нас работа шла дружно? Все эти качества мы берем с собой в путешествие. Отправляемся. Послушайте и определите, куда мы отправимся. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. -Они нам пригодятся чтобы нам было комфортно в жаркую погоду. -Мы отправимся на территорию жаркой природной зоны. - Отвечают. - Быть наблюдательными, внимательными, заинтересованными. - Особенности природы и ее взаимосвязь. (причинно-следственные связи). - Уметь работать в группах и в парах. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий; Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Развивать познавательный интерес к природной зоне тундра, активность и самостоятельность в ее познании. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) | Фиксирование индивидуального затруднения через повторение актуальных вопросы по теме. Леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Климат становится сухим. Из-за недостаточной влаги деревьям труднее расти. Леса все чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Где мы оказались? Правильно! Что вы знаете об этой зоне? | Отвечают на вопросы, выполняя задания, предложенное учителем. - Мы оказались в зоне степей. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах. | |
3.Выявление места и причины затруднения. | | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели. Посмотрите видео и определите тему нашего урока. (фрагмент 1) Какая тема нашего урока? Откройте учебник на стр. 57 и определите цель урока. | Определяет тему урока, формулирует цель. - Смотрят видео. - Природная зона степи. - Узнаем о природе и экологических проблемах данной зоны. Будем учится давать характеристику. этой зоны по плану. | | П: формулировать проблему; с помощью педагогического работника формулировать цель. К: соблюдать правила ведения диалога. | |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. Дальше нам нужно составить план наших действий. Они и будут задачами на урок. Что мы должны узнать? Чему должны научиться? Откройте 47 страницу учебника посмотрите на план изучения природной зоны. Что мы должны определить | Составляют план урока. - Узнать об особенностях природы и экологических проблемах зоны степей. - Научиться давать характеристику природной зону степей по плану. -Определить экологические проблемы, связанные с деятельностью человека и предложить пути их решения. | | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; анализировать, сравнивать и делать выводы. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Какой первый пункт нашего плана, что мы должны рассмотреть первоначально. Откройте карту на странице 72-73 смотря на нее, называйте границы территории степи. Давайте посмотрим какие территории занимает зона тундры в России. (показывает на карте) Небольшой полоской в Читинской области на Юго-Западе РФ. Начинается в Алтайском крае, Новосибирской и Омской обл. по Югу Урала, Самарская, Волгоградская, Ростовская обл. и до прикаспийской низменности. Давайте посмотрим какой климат в тундре. Откройте стр. 80-81 1 ряд - характеризует зиму. 2 ряд – характеризует лето. 3 ряд - характеризует природные явления. Какая зима в тундре? Какое лето в тундре? Какие природные явления характерны для зоны тундра? Какой вывод можно сделать? Что мы можем сказать? А сейчас давайте узнаем особенности живой природы. Теперь мы разделимся на группы: 1 ряд – ботаники. 2 ряд – зоологи. 3 ряд – экологи. Ботаники –откройте страницу 84, вам нужно подчеркнуть растения характерные для зоны тундра и выбрать, как они приспособились к жизни в степи. Зоологи – вам нужно изучить материал на странице 84, какие животные обитают на территории степи и по памяти назвать их. Также выбрать способы приспособления животных к жизни в степи. Экологи – вам нужно подчеркнуть основные занятия людей в тундре, опираясь на учебник, стр. 85. Также вам нужно будет ответить устно, какие экологические проблемы характерны для природной зоны тундры. | Выполняют в группах и парах задания, данные в листе путешественника. - Название, расположение на карте. - отвечают на вопрос - Зима короткая, но холодная. На смену приходит непродолжительная весна, отмеченная бурным цветением степных растений. - Лето очень теплое, продолжительное, засушливое. Дожди здесь редки, обычно они ливневые. - Суховеи, пыльные бури - Климат достаточно суровый, зима короткая, лето жаркое. Без дождей - Выполняют задание. - Выполняют задание. - выполняют задание. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: устанавливать причинно – следственные связи; строить логические цепи рассуждений, доказательства. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический(упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. Уважаемые экологи, зоологи и ботаники давайте проверим правильно ли вы выполнили задания на листе исследователя. Сейчас мы проверим, как работу выполнили ботаники, а остальные ребята, отмечайте это в листе путешественника. Ботаники, определите какие растения изображены на иллюстрациях. Как они приспосабливаются к жизни в данных условиях? Какие эти растения? Какая у них корневая система? Какие у них листья? Теперь проверим, как с работой справились зоологи. На слайде животные, которые обитают в данной природной зоне, вам нужно по памяти их назвать. Также вам нужно было выбрать способы приспособления животных к жизни в степи. Как животные приспособились к жизни в степи? Теперь переходим к экологам. Какие экологические проблемы характерны для степи, в результате деятельности людей? Прекрасно, ребята, вы все справились с заданиями. | Отчитываются о проделанной работе и закрепляют с помощью листов исследователся. - Тюльпаны, ирисы- весной цветут. Ковыль, типчак - Маленькие листья, - Они маленькие. - Низкорослые. - Поверхностная. Суслики, хомяки, степной орел, степной хорек, ящерицы, гадюки. Степь- открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах. -В степной зоне осталось мало степей, животные и растения вымирают от этого. Степи почти повсюду распаханы. На их месте раскинулись поля. На нераспаханых участках степей пасут скот. Из за перевыпоса рузрушается почва. Браконьерство. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: устанавливать причинно – следственные связи. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (слово учителя) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. Теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 47 Выполните задания 2,3,4 | Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку или взаимопроверку. Выполняют задание | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно – следственные связи. Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |
8.Включение в систему знаний и повторение | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторений. Мы с вами поговорили об экологических проблемах, которые характерны для зоны степей. А нам важно только знать или еще уметь предложить пути их решения? Теперь давайте подумаем, как можно решить данные экологические проблемы. Какие пути решения можете предложить вы. 1 ряд – вы работники на полях, работающие в степях. По их вине происходит исчезновение растений и птиц. Предложите свои варианте решения данной проблемы. 2 ряд – вы пастухи, перед вами стоит задача придумать способ решения проблемы так, что бы не происходило разрушение почвы и исчезновению травянистых растений. 3 ряд – вы губернаторы. Там есть проблема браконьерства. Как нужно решить эту проблему? | Предлагают пути решения экологических проблем. - Ответы - ответы - Ответы | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно – следственные связи. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. Обменяйтесь листочками, все ли заполнено. Оцените работу соседа и свою. Почему нужно беречь природу? Вернемся к плану, все ли пункты мы выполнили? Мы выполнили план, ответили на все наши вопросы. Самое главное, где нам в будущем пригодятся эти знания. | Анализируют свою деятельность на уроке. - отвечают на вопрос | | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок; | Умение видеть, понимать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагать пути их решения. |