Урок в 1 классе Окружающий мир
УМК «Школа России»
Тема: Откуда берётся и куда девается мусор?
Цели: формировать представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации, убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, в городе , на природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения чистоты.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», энциклопедия «Я познаю мир» (Экология), коробки из-под шоколадных конфет, упаковки от использованных продуктов (бумажная, металлическая, стеклянная , пластмассовая), портрет Злючки – Грязючки. У учащихся – упаковки от продуктов, принесённые из дома, цветные карандаши.
Ход урока
I Оргмомент
Я умею думать,
Я умею слушать,
Я умею рассуждать.
Всё, что нужно на уроке, всё я буду выполнять.
II Актуализация знаний
Какую кормушку вы сделали? (выставка кормушек, сделанных учащимися) Почему именно такую кормушку?
III Самоопределение к деятельности А тему сегодняшнего урока мы узнаем, выполнив кроссворд
Что вырабатывают пчёлы из нектара? (мёд)
Домик для пчёл (улей)
Куда пчёлы помещают мёд? ( соты)
Как называются семена деревьев какао (бобы )
Из чего получают изюм? ( виноград )
-Прочитайте по вертикали ключевое слово (мусор)
Верно. Но почему из таких красивых слов получилось такое неприятное слово – мусор?
А вот и гостья – появляется Злючка - Грязючка. Почему она явилась к нам? Предположите, о чём пойдёт на уроке речь.
Проверим наши предположения. Прочитаем тему урока с.78.
Какие учебные задачи поставим перед собой?
IV Работа по теме урока.
Рассмотрите рис на с. 78 и ответьте на вопрос- откуда берётся мусор? ( ответы детей)
Как называется такой мусор? Бытовые отходы. ( слайд )
Количество мусора, который накапливает в течение года один человек, то есть каждый из вас составляет от 150 до 600 кг. Такой мусор, как бумага, гниёт два года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет. ) А где же он может появиться и к чему это может привести?
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка» Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят и там сидят! Загорают и едят. Отдыхают, как хотят. Сотни взрослых и ребят. Мы по берегу пошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки. И, как будто нам на зло , Даже битое стекло! Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Жгли костры, бумагу жгли- Тоже пили, тоже ели, Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята,- крикнул Дима - Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр, в футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли! И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых наши склянки, Две размокшие баранки - Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти!
- Ребята, почему люди не нашли другого места?
V Физпауза.
VI Продолжение работы по теме 1) Работа по учебнику. Никто из вас , конечно, не любит, когда на улице грязь, мусор, а Злючке - Грязючке нравится. Прочитайте, что она говорит. Что же надо сделать, чтобы она не радовалась? Правильно! Мусор надо вывезти. А куда? Посмотрите на с. 79 учебника. Верно, на завод по переработке мусора. Но прежде, его надо рассортировать.
2) Практическая работа в группах
Попробуйте это сделать в группах. (Работа в группах) Ребята, соберите схему движения мусора. ( в группе карточки : ведро, контейнер, мусоровоз, мусороперерабатывающий завод)
3) Работа в рабочей тетради - задание 2. Обоснуй свой ответ. Задание 3. Рассмотри рисунок. Что означает знак, который изготовили Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик? Нарисуйте свой знак.
Ребята, что можете сделать вы, мусор стал полезным? А чтобы его стало меньше? А сейчас послушайте рассказ В. А. Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, неподалёку от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку. – Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы с лесу, никто же не увидит! - Стыдно перед соловушкой - тихо ответила Лида.
VII Рефлексия. - учащиеся отвечают на вопросы учебника. Оценивают свои достижения на уроке.
VIII Подведение итогов урока.
Вернёмся к учебной задаче урока. Докажите, что за обычным мусором скрывается большая проблема. Что мы можем делать каждый день, для решения этой проблемы?