СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Окружающему миру в 1 классе по теме "Красная книга России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру по УМК "Перспектива" в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок по Окружающему миру в 1 классе по теме "Красная книга России"»

Конспект урока по окружающему миру в 1-А классе

Тема урока: Красная книга России

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: познакомить детей с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги; воспитывать стремление к сохранению редких растений и животных.

Задачи: Образовательные: познакомить с Красной книгой России, Челябинской области, с редкими растениями и животными, занесенными в Красную книгу;

Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы;  развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе

 Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме

Планируемые результаты: Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесённых в Красную книгу.

Метапредметные  УУД.  

Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.

Оборудование: Красная книга, клей, альбомные листы, цветные карандаши, магниты, конверты.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

2. Актуализация знаний

- Мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом. Урок я хотела начать со стихотворения,

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц,
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Охраняли общий дом
Под названием Земля
Где живём и ты, и я! С. Крупина


Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету
- Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек и ломают деревья.

2.Повторение ранее изученного.

А) - О какой планете говорится в этом стихотворении?

- О чем нам хотел сказать автор этим стихотворением.

На прошлом уроке мы начали с вами очень серьезный разговор на тему: Как сохранить природу.

- Как называется книга, по которой мы с вами изучаем окружающую среду? (Окружающий мир)


Б) Работа в парах.

- Расскажите, о каких правилах поведения в природе вы узнали. ( ученики составляют правила поведения в природе по карточке)

(Не ломать ветки деревьев, не рвать цветы охапками, не разрушать птичьих гнезд, не ловить бабочек, не разжигать в лесу костер, не брать птичьи яйца, не разрушать муравейники).


3. Сообщение темы и целей урока.

-Я сегодня на уроке хотела бы познакомить вас с одной замечательной книгой. Но её название по чистой случайности зашифровано.

Отгадайте, как называется эта книга, использую цифробуквенный шифр.

(Работа в парах)

4

6

1

7

5

1

8


4

5

3

2

1















Шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Г

И

К

Н

Р

С

Я


КРАСНАЯ КНИГА

-Вы расшифровали название этой замечательной книги. Молодцы!

- О чём вы хотели бы спросить, глядя на эту книгу? Почему она так называется?

-О чем в ней говорится? Чему она учит?


4.Изучение нового материала.

-Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.

- Как вы думаете почему эту книгу назвали именно Красной книгой, а не желтой, не синей? (Красный цвет - это значит "Внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения!")

- Как вы думаете, что в себе содержит Красная книга? (Сигнал об опасности.)

- Красная книга России - не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о растениях и животных. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.


- Как вы думаете почему? (Появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения.)


- Красная книга России - это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Во всем мире люди объединяются для спасения исчезающих видов животных и растений в организацию под названием Гринпис.


- Вероятно, каждый из вас много слышал о Красной книге, но не многие знают её историю. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа, Франция) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека, так же нужны были рекомендации по их спасению. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. И учёные решили назвать этот список Красной книгой. Каждая страница имеет свой цвет: красная, черная, желтая, серая, белая, зеленая.


- Давайте узнаем, какие растения и животные входят в красную книгу. Послушайте внимательно сообщения о животных и растениях и по описанию найдите изображение .


- Он в полярном крае, там, где вечно снег и лёд. Раньше их было много, но от безудержной охоты поубавилось. Даже с самолётов в них стреляли. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы их на Земле. Кто это? (Белый медведь.)


- Его называют владыкой джунглей. А ещё он живу в тайге, Уссурийском крае. Но, из-за вырубки лесов, из-за неумеренной охоты, пожаров, их стало совсем мало. Шкура его с длинной шерстью, с желтоватыми и чёрными полосами привлекает внимание людей. А это кто? (Тигр.)


- Людей издавна изумляла, радовала и притягивала его красота. Он всегда обращен к солнцу, поэтому древние египтяне, индусы, китайцы обожествляли его, считали священным и загадочным. Увидеть его можно на воде. Что это? (Лотос.)


- Это очень красивая птица. Живет она в больших болотах, умеет плавать, высоко и красиво летает и часто парит, описывая широкие круги. Это умная и храбрая птица. (Тело у нее длинное, ноги длинные и очень сильные и шея тоже длинная и тонкая, а голова небольшая.) (Журавль Красавка.)


- Он растет в степях и полупустынях, там, где тепло и сухо. Больше всего его любят в Голландии. Он бывает самых разных цветов и оттенков. Что это за цветок? (Тюльпан.)


- У этого растения темно-зеленые листья, сильный аромат и крохотные белоснежные цветочки, которые напоминают маленькие звоночки. (Ландыш.)


- Его еще называют степная антилопа. У него смешной нос, рога есть только у самцов. Он очень силен, покрыт мягкой шерстью серовато-желтого цвета. Кто это? (Сайгак.)


- Это довольно крупное животное. В длину он достигает двух метров, а в высоту одного. Шерсть у этого животного длинная, густая и волнистая, темно-бурая. Он является незаменимым средством передвижения у некоторых народов. (Северный олень.)


- Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте еще раз скажем, какие животные и растения занесены в Красную книгу. (Растения и животные, которые нуждаются в особой охране).


- А кто догадался, какие из этих растений и животных занесены в Красную книгу Татарстана? (Ответы учащихся.)


- Молодцы, хорошо справились с заданием. Давайте еще раз скажем, какие животные и растения занесены в Красную книгу России. (Растения и животные, которые нуждаются в особой охране).

Физкультминутка

5.Работа по учебнику с. 54

- А теперь откройте учебники на с. 54. Рассмотрите картинки и скажите, какие еще животные и растения занесены в красную книгу. (Ответы учащихся.)

- Прочитаем про первого животного. (чтение «цепочкой по предложениям»)

-Верно ли, что прочитанное, это информация о зубре?

-Верно ли, что все зубры в прошлом были уничтожены?

-Что можете добавить ещё к информации о зубре?

-Прочитайте второй отрывок самостоятельно.

-О ком вы прочитали?

- Верите ли вы, что белый журавль редкая птица? Докажите словами текста.

- Верите ли вы, что этой птице не справиться без помощи человека?

-Прочитаем 3 отрывок.

-О ком прочитали?

-Что узнали о жуке дровосеке?

-Что можете добавить к этой информации.

- Посмотрите на следующую картинку. Что на ней изображено? (Женьшень.)

- Прочитаем «цепочкой» по предложениям.

- Что такое Женьшень?

- Где растет это растение?

-Что ещё узнали о Женьшень?

-Как вы думаете, какая часть этого растения наиболее ценная? (Корень.)

- Ребята, а какое растение у нас осталось? (Венерин башмачок.) …. Прочитай нам о нем.

- Почему его так назвали?

- Что интересного вы о нем услышали? (Он цветет на 15-17 году жизни.)

- Итак, мы познакомились сегодня на уроке с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу России. Назовите их.

- Почему они занесены туда? (Потому что исчезают.)

- Что нужно сделать для того, чтобы их сохранить? (Не разорять птичьи гнезда, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не давить насекомых, не разводить костры, не оставлять мусор в лесу и водоемах, не убивать лесных жителей, не брать их домой.)


6.Дополнительные сведения

Венерин башмачок.

Это растение широко распространено в Европе и Азии. Недалеко от Москвы было обнаружено растение венерин башмачок. Это довольно крупное растение, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем. На стебле 3—4 листа, цветков 1—2, редко 3. Это растение предпочитает хорошо увлажненные почвы. Этот цветок — ловушка для насекомых, заставляет их опылить себя. Жуки, мухи, пчелы залетают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Когда насекомые выберутся оттуда на волю, они оставляют принесенную ими пыльцу на цветке. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету. Но тут выход сужен, и когда оно протиски­вается в этот выход, то та пыльца, которая была на цветке, налипает на брюшко насекомого. Слабые насекомые так и прилипают к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться.

Белый медведь

Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живет владыка Арктики — белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Живет он долго, почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу и, свернувшись «калачиком», ждет рождения медвежат. А пока этот день настанет, метели и бури покрывают берлогу снежной крышей, толщина которой больше метра. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2—3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шерсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 г, а длина туловища — 30 см. В течение двух месяцев медвежата с мамой. За это время у них прорезаются зубки, на 30­й день открываются глаза и слуховые отверстия. Белый медведь питается рыбой, гренландскими тюленями, молодыми моржами. В голодную пору — трупами китов, дельфинов. В небольших количествах белые медведи поедают растительную пищу. Люди издавна охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир — для
хозяйственных целей, шкуру — для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растет. Возможно, что со временем медведь будет исключен из Красной книги.

Амурский тигр
В 1947 году в нашей стране запрещена охота на полосатого красавца, а отлов тигрят для зоопарка допускается только по специальному разрешению.
В конце прошлого века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Некоторые убивали тигров из ­за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили людям, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами. В семействе диких кошек тигр — самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 м, 25% от туловища составляет длина хвоста. Тигр весит около 390 кг. Тигрица миниатюрнее самца. Тигр — бродяга­ одиночка. Питается в основном крупнокопытными животными. Суточный поход тигра — 20—30 км. Тигрицы только во время родов и выхаживания молодняка за­ держиваются на одном месте. А вообще тигры постоянных убежищ не имеют. Тигры очень
чистоплотны. В течение дня много времени уделяют своему туалету, вылизывая шерсть на теле. Тигрица­ мать не строит специального убежища. Она выбирает пещеру для гнезда. Постоянных пар тигры не образуют, и тигрица выращивает детенышей одна. В среднем она вынашивает детенышей 100 суток. У нее рождается 2—4 тигренка. Малыши рождаются слепыми. Они покрыты тонкой шерсткой с заметными полосами. Весят тигрята от 700 г до 1000 г, длина тигренка с хвостом — 40—50 см. На седьмые сутки открываются глаза.
Тигрята растут быстро. Живут тигры 25—30 лет.

Розовый фламинго
Птица эта стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Розовый фламинго занесен на страницы Красной книги. Охота на эту птицу запрещена. Живут фламинго 25—30 лет. Это очень интересна птица. Тело ее высотой до 1,5 м, вес
4 кг. У фламинго очень интересные гнезда. Они конической формы или в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которой самка откладывает два крупных яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Высиживание продолжается 30—32 дня. А птенцы — смешные: ноги толстые, красные,
клюв прямой — тоже красный. Одеты они в серый пух. Уже через месяц птенцы начинают сам питаться. Через 3—4 месяца они вырастают до величин своих родителей. Первое оперение у них серое с розовым оттенком, такие платья носит молодняк 2 года, а потом одевается в розовый наряд.

Журавль красавка

В нашей стране обитает семь видов журавлей: серый, красавка, канадский, даурский, черный, белый, или стерх, японский. Всего в мире 14 видов журавлей. Японский, даурский, черный и белый журавли — все указаны на страницах Красной книги. Эти птицы находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, журавлей надо спасать. Журавли разных видов имеют много общего. Они
стройны, у них длинные ноги, длинные шеи, большой клюв. В 2—3 года журавли образуют пары и уже никогда не расстаются. Гнезда они строят на земле. Журавлиха откладывает два яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несет службу зоркого часового. Птенцы, выбравшись из яйца, уже способны сто­ять на ножках. Глазки у них открыты. При малейшей опасности они умело маскируются и делают короткие перебежки. Первые 1,5 месяца журавлята щеголяют в оранжевых и желтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.


7.Красная книга Республики Татарстан

- Каждый регион нашей страны имеет свою Красную книгу, в которой находятся редкие и исчезающие виды животных и растений. Красную книгу имеет и Республика Татарстан.

В Татарстане издали третью редакцию Красной книги. Она включает 612 редких видов животных, грибов и растений. Предыдущая редакция включала в себя 674 вида, передает пресс-служба Минэкологии РТ. В новое издание вошли 224 вида животных, 340 видов растений, 48 видов грибов.

Из них 64 вида входят в Красную книгу Российской Федерации и 6 видов включены в Международную Красную книгу. Второе издание включало в себя 258 видов животных, 376 видов растений, 40 видов грибов.

Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

- А какие животные и растения в ней, вы узнаете, если соберете картинки, находящиеся в конвертах. Поможет вам ещё и пособие.

черный дятел

болотная сова

бабочка махаон

ушастый ежик


1.Черный дятел

Крупные размеры птицы до 50 см , вес 250—450 г, размах крыльев 64—80 см. Чёрное оперение с красной шапочкой. Дятел заметно отличается от других видов дятлов. Гнездится в зрелых высокоствольных лесах, где выбирает высокие мёртвые либо больные деревья без сучьев, в которых выбивает дупло. Питается древесными насекомыми, в том числе муравьями.


2.Болотная сова

Длина тела - около 35 сантиметров, зато размах крыльев достигает 110 см. Сова хищная птица - питается болотная сова в основном мелкими грызунами, такими как мыши , крысы, кролики и хомяки. Кроме того, в ее рацион могут входить и мелкие птицы, и насекомые, а иногда даже рыба и ужи. Птицы обитают возле болот, на лугах и полях, гнезда строят не на деревьях, а на земле, под кочками, корягами


3.Бабочка Махаон

Бабочка махаон – одно из самых красивых насекомых. Она отличается шикарным разноцветным окрасом. В основном бабочки питаются растительной пищей, зелеными листьями. Особенно любит бабочка нектар цветов. Самыми любимыми культурами насекомого можно считать укроп, петрушку. Эти красивые бабочки живут всего 3-4 недели.


4.Ушастый ежик

Это небольшой зверек, длина тела которых составляет 12-27 см. Масса тела зверьков, обитающих в дикой природе, достигает 250-400 г. Тонкие короткие иголки растут только на спинке животного. Бросаются в глаза длинные и подвижные ушки, которые слегка загнутые назад. Уши служат эффективным средством для регулирования температуры тела. Лапы у ушастых ежиков длиннее, чем у их обычных сородичей.

(Работа в группе )


- Какие животные и растения находятся в Красной книге Республики Татарстан?

- Так для чего нужна Красная книга?

(Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное в беде, его надо охранять.)


8.Видеофильм о Красной книге

-Какие меры по спасению природы предлагаете?


7. Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

Наш урок я хотела бы закончить такими словами:

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.

8. Рефлексия деятельности

-Ребята, я вам предлагаю создать цветок планеты.