СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 3 классе "Органы чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 3 классе "Органы чувств"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»









Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: «Органы чувств»







Подготовила : учитель начальных классов

1 категории

Ястребова Алёна Ивановна













с. Войково, 2019г.

Тема: Органы чувств.

Цель: создать условия для уточнения представлений об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; учиться первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.Положительное отношение к изучению предмета, уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Формирование первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы, контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов . (3 стакана с водой, соль, сахар; линейка, кубик, вата); для игры: банка кофе, мандарин; (Тип урока:  изучение новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств

Форма работы: фронтальная, в парах.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И как радушные хозяева мы должны поприветствовать гостей.

- Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы.

Присела прекрасная половина класса-девочки, а затем сильная - мальчики. Давайте перенесёмся в мир чудес за новыми открытиями и знаниями.

- Ребята меня зовут Алёна Ивановна, урок окружающего мира проведу у вас я.

У вас у каждого на парте слева лежит конверт со смайликами, пожалуйста, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока.

Мы работаем под девизом:

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»



2. Актуализация знаний.

-Какой раздел начали изучать? ( Мы и наше здоровье)

-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Организм человека.)

-Для чего нам нужно изучать свой организм? (Чтобы правильно ухаживать за ним, чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы).


3. Самоопределение деятельности. (Создание проблемной ситуации)

- Я прошу вас повернуться друг к другу, посмотреть внимательно и улыбнуться.

Сегодня на урок к нам пожаловал необыкновенный сказочный герой. Что в нём странного? (У него нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта).

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

- Как называются эти органы человека? (Органы чувств).

-Что сегодня на уроке мы будем изучать? (“Органы чувств”)

-Правильно. “Органы чувств” - тема нашего урока. Слайд 7.

-Попробуйте сформулировать, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

МЫ сегодня на уроке…. Слайд 8.

Познакомимся с …… (органами чувств)

Узнаем, для чего…. (нужны - значение)

Научимся ……. (беречь, ухаживать)

А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

Кстати, кто такие исследователи? Это люди, которые что-то изучают, исследуют. Слайд 3.

Так что же будет предметом нашего исследования? - Мы будем исследовать человека, вернее его органы.

Запишите число и тему урока.

4. Открытие новых знаний

а) орган зрения

Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка) Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (не видели)

Слайд 4.

-Что у меня сейчас в руке? (кубик, мяч)

- Какой он формы?

- Какого размера?

- Какого цвета?

- Какой орган вам помог в этом? (глаза)

-Верно, глаза. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.

- Что мы можем определить с помощью глаз? (цвет, размер, форму, где расположен предмет) 

–Подберем определение этому органу. Кто догадался?

Значит глаза – это орган ….? Зрения. 


Задание №1

Посмотрите друг дружке в глаза. Какой они формы? (круглой)

За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком»

Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка, а окрашенная – это радужка.)

Какого цвета радужка у …..? У …….?

Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?

Теперь внимательно приглядитесь к глазу, что ещё вы видите (зрачок)

Учитель: Глаза - самый совершенный и самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаз, если подумать, так оно и есть. Мы выяснили, что глаза необходимы человеку.

Давайте и нашему герою дорисуем глаза.


Молодцы, прервёмся на физминутку для глаз (Слайд 5.)

«Полёт снежинки»

К нам в класс залетела снежинка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)

«Моргание»

Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч. 15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.


б) орган слуха

-О каком органе следующая загадка 

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

- Ребята прошу вас прилечь на парты и расслабиться. ( минутка релаксации) (Слушание музыкальной пьесы П.И. Чайковский « Времена года»)

-  Что помогает нам слышать и различать речь, звуки, голоса? (уши)

- Подумайте, для чего нам нужны уши?

- Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.

- Значит, уши – это орган…… слуха. слайд


Второй по важности орган чувств у человека – ухо. - На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.


Игра «Узнай по голосу»

-Завяжем глаза. Тот на кого я покажу, позовёт его по имени. Ученик должен определить, кто его позвал.

Давайте и нашему человечку дорисуем уши.


в) орган обоняния

-О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:.

Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
различать поможет … (нос)

А сейчас проведём эксперимент, нужно будет определить предмет по запаху. (закройте глаза) (мандарин, кофе).

- При помощи какого органа вы почувствовали этот запах? (Носа)

-Умение человека определять запахи получило название “обоняние”.

- Значит, нос– это орган…… ОБОНЯНИЕ. 


- Подумайте, для чего нам нужен нос? Слайд 7.

Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.

Давайте дорисуем нашему герою нос.

г) орган вкуса

-О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:.


Всегда он в работе

Когда говорим

А отдыхает когда мы молчим. (язык) Слайд 8.

-Мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой.

-Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? (нет)

- А что для этого нужно сделать?

(нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

- Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)

-На языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

- Какие ещё качества пищи различает язык? (горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

- Значит, язык – это орган…вкуса


Давайте дорисуем нашему герою язык.

Физкультминутка

д) орган осязания

Игра «Чудесный мешочек»

Нужно с закрытыми глазами определить предмет в мешочке. (линейка, кубик, вата)

С помощью какого органа ты почувствовал разницу между предметами? (кожа) Слайд 10.

Ребята, кожа-это орган осязания.

Для чего нам нужна кожа?

Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет орган зрения, поэтому он очень хорошо развит. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль.

Итак, если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то как будут называться все эти органы? (Органы чувств) Посмотрите и запомните названия органов.

А всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Слайд 11.

  1. Закрепление изученного.

Итак, мы подошли к третьему пункту плана: гигиена органов чувств. Сейчас вы ответите на этот вопрос в группах.

1. Работа в группах.(класс делится на 5 групп)

Гигиена органов чувств. Каждая группа готовит правила гигиены органов чувств.

Работа по учебнику с.126-128

2.Работа в тетради.

Подписать наименование органов чувств на рисунке.

6. Рефлексия.

7. Итог урока

-Назовите органы чувств?

-Какую роль они играют?(Они позволяют воспринимать окр.мир) Органы чувств нужно беречь.


Дом.задание

С.126-129 чит. Отвечать на вопросы

Подготовить памятки в картинках гигиена органов чувств.

























План


1. Название органа чувств.

2. Значение в нашей жизни.

3. Гигиена органов чувств.