Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: «Органы чувств»
Подготовила : учитель начальных классов
1 категории
Ястребова Алёна Ивановна
с. Войково, 2019г.
Тема: Органы чувств.
Цель: создать условия для уточнения представлений об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Регулятивные УУД:
1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; учиться первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
1.Положительное отношение к изучению предмета, уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Формирование первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы, контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Методы:
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов . (3 стакана с водой, соль, сахар; линейка, кубик, вата); для игры: банка кофе, мандарин; (Тип урока: изучение новых знаний.
Вид урока: урок – исследование.
Основные понятия: органы чувств
Форма работы: фронтальная, в парах.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И как радушные хозяева мы должны поприветствовать гостей.
- Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.
Присела прекрасная половина класса-девочки, а затем сильная - мальчики. Давайте перенесёмся в мир чудес за новыми открытиями и знаниями.
- Ребята меня зовут Алёна Ивановна, урок окружающего мира проведу у вас я.
У вас у каждого на парте слева лежит конверт со смайликами, пожалуйста, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока.
Мы работаем под девизом:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
2. Актуализация знаний.
-Какой раздел начали изучать? ( Мы и наше здоровье)
-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Организм человека.)
-Для чего нам нужно изучать свой организм? (Чтобы правильно ухаживать за ним, чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы).
3. Самоопределение деятельности. (Создание проблемной ситуации)
- Я прошу вас повернуться друг к другу, посмотреть внимательно и улыбнуться.
Сегодня на урок к нам пожаловал необыкновенный сказочный герой. Что в нём странного? (У него нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта).
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
- Как называются эти органы человека? (Органы чувств).
-Что сегодня на уроке мы будем изучать? (“Органы чувств”)
-Правильно. “Органы чувств” - тема нашего урока. Слайд 7.
-Попробуйте сформулировать, в какой последовательности мы будем выполнять работу.
МЫ сегодня на уроке…. Слайд 8.
Познакомимся с …… (органами чувств)
Узнаем, для чего…. (нужны - значение)
Научимся ……. (беречь, ухаживать)
А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.
Кстати, кто такие исследователи? Это люди, которые что-то изучают, исследуют. Слайд 3.
Так что же будет предметом нашего исследования? - Мы будем исследовать человека, вернее его органы.
Запишите число и тему урока.
4. Открытие новых знаний
а) орган зрения
Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка) Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (не видели)
Слайд 4.
-Что у меня сейчас в руке? (кубик, мяч)
- Какой он формы?
- Какого размера?
- Какого цвета?
- Какой орган вам помог в этом? (глаза)
-Верно, глаза. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.
- Что мы можем определить с помощью глаз? (цвет, размер, форму, где расположен предмет)
–Подберем определение этому органу. Кто догадался?
Значит глаза – это орган ….? Зрения.
Задание №1
Посмотрите друг дружке в глаза. Какой они формы? (круглой)
За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком»
Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка, а окрашенная – это радужка.)
Какого цвета радужка у …..? У …….?
Правильно, глаза бывают разного цвета. Какого?
Теперь внимательно приглядитесь к глазу, что ещё вы видите (зрачок)
Учитель: Глаза - самый совершенный и самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. - Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаз, если подумать, так оно и есть. Мы выяснили, что глаза необходимы человеку.
Давайте и нашему герою дорисуем глаза.
Молодцы, прервёмся на физминутку для глаз (Слайд 5.)
«Полёт снежинки»
К нам в класс залетела снежинка. Она слева от вас, справа, вверху, внизу. Выполняем медленно. Голова не поворачивается, движется только глаза. Закрыть глаза, расслабиться. (повт. 3 раза)
«Моргание»
Быстро сжимать и разжимать веки, моргать в теч. 15-20 секунд. После этого закрыть глаза расслабиться.
б) орган слуха
-О каком органе следующая загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)
- Ребята прошу вас прилечь на парты и расслабиться. ( минутка релаксации) (Слушание музыкальной пьесы П.И. Чайковский « Времена года»)
- Что помогает нам слышать и различать речь, звуки, голоса? (уши)
- Подумайте, для чего нам нужны уши?
- Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
- Значит, уши – это орган…… слуха. слайд
Второй по важности орган чувств у человека – ухо. - На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле.
Игра «Узнай по голосу»
-Завяжем глаза. Тот на кого я покажу, позовёт его по имени. Ученик должен определить, кто его позвал.
Давайте и нашему человечку дорисуем уши.
в) орган обоняния
-О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:.
Запах, хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
различать поможет … (нос)
А сейчас проведём эксперимент, нужно будет определить предмет по запаху. (закройте глаза) (мандарин, кофе).
- При помощи какого органа вы почувствовали этот запах? (Носа)
-Умение человека определять запахи получило название “обоняние”.
- Значит, нос– это орган…… ОБОНЯНИЕ.
- Подумайте, для чего нам нужен нос? Слайд 7.
Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются.
Давайте дорисуем нашему герою нос.
г) орган вкуса
-О чем дальше пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:.
Всегда он в работе
Когда говорим
А отдыхает когда мы молчим. (язык) Слайд 8.
-Мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой.
-Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? (нет)
- А что для этого нужно сделать?
(нужно попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
- Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)
-На языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.
- Какие ещё качества пищи различает язык? (горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)
- Значит, язык – это орган…вкуса
Давайте дорисуем нашему герою язык.
Физкультминутка
д) орган осязания
Игра «Чудесный мешочек»
Нужно с закрытыми глазами определить предмет в мешочке. (линейка, кубик, вата)
С помощью какого органа ты почувствовал разницу между предметами? (кожа) Слайд 10.
Ребята, кожа-это орган осязания.
Для чего нам нужна кожа?
Это не просто оболочка нашего тела, она защитник от многих опасностей. Ночью и днём температура тела нашего не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету мы чувствуем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет орган зрения, поэтому он очень хорошо развит. На коже находятся нервные окончания, благодаря им мы чувствуем тепло, холод, боль.
Итак, если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то как будут называться все эти органы? (Органы чувств) Посмотрите и запомните названия органов.
А всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Слайд 11.
Закрепление изученного.
Итак, мы подошли к третьему пункту плана: гигиена органов чувств. Сейчас вы ответите на этот вопрос в группах.
1. Работа в группах.(класс делится на 5 групп)
Гигиена органов чувств. Каждая группа готовит правила гигиены органов чувств.
Работа по учебнику с.126-128
2.Работа в тетради.
Подписать наименование органов чувств на рисунке.
6. Рефлексия.
7. Итог урока
-Назовите органы чувств?
-Какую роль они играют?(Они позволяют воспринимать окр.мир) Органы чувств нужно беречь.
Дом.задание
С.126-129 чит. Отвечать на вопросы
Подготовить памятки в картинках гигиена органов чувств.
План
1. Название органа чувств.
2. Значение в нашей жизни.
3. Гигиена органов чувств.