Урок окружающего мира во 2 классе
Учитель – Вдовенко Светлана Михайловна
Тема урока – «Красная книга»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии проблемно – диалогического обучения
Задачи: 1.Познакомить обучающихся с Красной книгой;
2.Расширять и углублять знания о животных и растениях, занесённых в Красную книгу.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД:
Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе и обеспокоенность за будущее планеты.
Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.
познавательные: формировать понятия Красная книга.
Предметные: дать представление о «Красной книге», как совокупности сведений о состоянии и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, познакомиться с историей её создания, рассмотреть как устроена Красная книга.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, частично – поисковый, самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия , самооценка)
Средства обучения: раздаточный материал, использование ИКТ, Красная книга РФ., Красная книга Курской обл.
Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, , исследовательская, технология создания проблемной ситуации, продуктивное чтение.
Орг. Момент
Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Необычный день у нас, гости посетили нас.
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть вас мы очень рады!
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Доброе утро, ребята. Сегодня у нас очень ответственный урок. К нам пришли гости- учителя . Давайте пожелаем им добра и здоровья. А я вам желаю открытия новых знаний, которые вам пригодятся в жизни.
- А с какой целью вы пришли на урок?( Чему-то научиться, узнать что-то новое)
(Звучит запись «Звуки леса» Слайд 1 (лес)
- Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только бы восхищаться.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Е. Евтушенко
Мы всегда куда-то торопимся: на работу, в школу, на занятия кружка. Сегодня мне хочется вас остановить .Оглянитесь вокруг! Порадуйтесь солнцу – оно же светит для нас. Птицам – они поют для нас. Берегите нашу землю, нашу природу.
2Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы говорили о разных породах собак. Запомнили вы их? Дома вам надо было подготовить сообщение об одной из пород собак.
(Дети зачитывают сообщении, показывают рисунки)
-Какие правила мы должны соблюдать, если у нас есть домашние животные? Как мы должны за ними ухаживать? ( Ответы детей)
- Самое главное правило, которое мы не должны забывать : « Мы в ответе за тех, кого приручили!» (хором)
3 Самоопределение к деятельности.
-Как вы думаете, люди должны заботиться только о домашних животных? (нет)
- Как можно помочь диким животным, которые живут в природе? Например птицам?
(Надо делать кормушки, подкармливать, не разорять гнезда)
- А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь? (нет)
Вы не можете, но есть люди, лесники, которые следят за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей, лосей, следят чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей небыло животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.
Слайд 2(морская корова)
- Как вы думаете, какое это животное?
-К сожалению, сейчас это животное можно увидеть только на картинках, хотя раньше оно украшало природу нашей Земли.
(Звучит приглушенно музыка. На ее фоне учитель читает стихотворение)
Слайд 3
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых-
Просто диву даешься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно,
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем,
Ни за что не в ответе.
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
-Что услышали в этом стихотворении?
(в ст-и выражается боль природы)
-Да, природа плачет. Наша планета серьезно заболела. И она нас просит о помощи. Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица земли – в основном по вине человека.
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (об исчезнувших и исчезающих животных и растениях)
Ребята, а как вы думаете, почему возникла угроза исчезновения? ( чрезмерная охота, разрушение мест обитания, природные катастрофы, столкновение животных с транспортом, безжалостное уничтожение)
Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Какая это книга, обычная? Ведь мы говорим о природе, ее охране?
(Это красная книга)
-Правильно, мы сегодня познакомимся с Красной книгой
-Какие вопросы сразу возникают, когда мы слышим это название?
( Что такое Красная книга? Почему ее цвет красный? И т.д.)
-Прочитайте задачи урока в учебнике.
4. Работа по теме урока.
Слай 6- Да, сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги – красный. Эта книга подает нам, жителям планеты Земля, сигнал бедствия.
Что же такое Красная книга?
Я сейчас вам расскажу немного из истории создания Красной книги.
Слайд 7
На нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения. Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, самоуничтожения.
В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её- Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
Как вы думаете, почему книгу назвали Красной?
(Красный цвет сигнализирует об опасности, предупреждает – Стоп, дальше нельзя)
Слайд 8
Правильно, Красная – значит природа в опасности. Прочитайте в учебнике на с. 88 что такое Красная книга.
Откройте рабочие тетради и выполните задание №1 на с. 60
В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные.
- Как вы думаете, зачем?
(- Цветные страницы нужны для разделения на животных и растения.
- Все природные объекты разделены по природным зонам.)
- Молодцы, ребята. Вы выдвинули несколько версий.
- А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. Вот эти цвета: красный, желтый, белый, серый, зеленый.( слайд 9 )
Давайте отправимся в небольшое путешествие по страницам Красной книги
Слайд 10,11,
1.На красных страницах помещены Исчезающие виды – это быстро сокращающиеся виды животных или растений, которые уже невозможно спасти без вмешательства человека.
Слайд 12
2. На желтых страницах – сохраняющиеся. Это виды, встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но их численность сокращается и они могут попасть на красные страницы.
Слайд13
3. На белых страницах поместили редкие виды, которые не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.
. Слайд 14
4. На серых страницах - неопределенные – это виды, которые мало изучены учеными.
Слайд 15
5. На зеленых страницах поместили восстанавливающиеся. Это те растения и животные, которых удалось спасти в результате мер по их охране.
Слайд 16
Кроме того, в книге был опубликован черный список - перечень вымерших животных
Так произошло с морскими коровами.
Морские коровы не боялись людей, спокойно кормились водорослями у берегов. Они позволяли себя гладить. Если животному причиняли боль, оно отплывало, но вскоре прощало человека и возвращалось. Охотники охотились на этих животных. Так за 27 лет исчезли морские коровы. Теперь мы можем увидеть этих животных на фотографиях или в кино. Печально ребята!
Та же участь постигла и странствующего голубя , сумчатого волка и лошадку квагга.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их мало, они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им
- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения.
Слайд 19
Впоследствии была создана Красная книга России и других стран. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Для редких и исчезающих животных и растений в России созданы питомники,Слайд20 заповедники СЛАЙД21 , национальные парки, заказники. А в нашем районе есть заповедник? Да, есть.Слайд 22 Это Урочище Карыжский лес. Поэтому там стоят знаки: охота запрещена, осторожно дикие животные, разводить огонь запрещено.
5. Физминутка.
Слайд 21
Мы хорошо работаем на уроке, но после каждой работы требуется отдых. Давайте и мы немного отдохнем.
6. Продолжение работы по теме урока.
Давайте познакомимся с некоторыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу, которые представлены в нашем учебнике.
Прочитайте информацию о первом растении. Кто хочет дополнить? Найдите картинку в рабочей тетради, подпишите и закрасьте.
(Обучающиеся рассказывают подготовленные сообщения, находят картинку в учебнике на с. 89 и закрашивают в рабочей тетради)
Осанка
Лотос – священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремление к солнцу, свету. Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет зарождение солнца. Корень лотоса погружен в илистую почву, стебель тянется сквозь воду. Цветок лотоса не смачивается водой.
Венерин башмачок
Есть легенда: бежала, бежала красавица и обронила башмачок, золотой с красновато – коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира это растение так и называют – дамская туфелька или девичий башмачок. Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты – Венеры. Это растение встречается в лесах разных стран, но очень редко бывает многочисленным. Зацветает на 15-17 году жизни.
Женьшень
Женьшень является лекарственным растением. Его называют корнем жизни или человеком – корнем, потому что корень его похож на фигуру человека. На протяжении тысячелетий он используется человеком, для излечения самых разнообразных недугов и для поддержания жизненных сил в старости.
(закрасили последнее растение)
-А теперь мы познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу
( Читают, дополняют и приклеивают)
Зубр.
Зубр- крупнейшее млекопитающее Европы. Сильный и красивый зверь достигает веса 1200 кг и практически не имеет естественных врагов. Даже волк и медведь не рискуют охотиться на зубра. Голова у зубра большая, с широким лбом и острыми рогами. Этот неуклюжий великан при беге способен развивать огромную скорость, с легкостью преодолевает лесные преграды высотой до 2 метров. В природе зубры живут около 30 лет.
Белый журавль (стерх).
Белый журавль или стерх – вид журавлей северных территорий России. Это удивительно красивая и очень редкая птица. В настоящее время этих журавлей насчитывается приблизительно 3000 птиц. В заповедниках этих птиц не только сохраняют, но и помогают им выращивать потомство. Подросшие журавлята начинают сами заботиться о себе. А когда они совсем вырастут, их выпускают, но продолжают следить за их жизнью.
Дровосек реликтовый.
Дровосек реликтовый – самый крупный жук нашей страны. Реликтовый означает, что он сохранился с древних времен. Длина его 65-110 мм. Тело черное или коричнево- черное. В России встречается в Амурской области, в Хабаровском и Приморском краях. Населяет смешанные леса. Численность дровосека сокращается из-за вырубки лесов.
Физминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг
Ребята, мы с вами говорили о Красной книги России. А как вы думаете, есть ли у нас в Курской области Красная книга?
- Да, действительно есть (слайд 23 )
Красная книга Курской области – уникальное издание. Кропотливую работу по ее созданию много лет проводили лучшие исследователи природы нашего края.
-А сейчас посмотрите некоторые виды растений и животных занесенных в Красную книгу Курской области. (показать слайды животных и растений) Слайд 24-27
Ребята, если бы вам предложили рассказать о животном или растении, с чего бы вы начали? (название, внешний вид, где живет или растет, чем питается и т.д)
У меня похожий план получился. Прочитайте его.
План:
Название
Описание
Интересные факты
Я предлагаю вам поработать исследователями. Я распечатала вам информацию о животном или растении занесенном в Красную книгу Курской области, но разрезала текст на части. Ваша задача собрать текст по нашему плану и прочитать его.
Молодцы, ребята.
7. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
Давайте разгадаем кроссворд ( я читаю, дети отгадывают и вписывают на большой лист отгадку)
-Копытное животное, родственник коровы – живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый (Зубр)
-Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка –человек-корень (Женьшень)
-Это самый крупный жук в нашей стране (Дровосек реликтовый)
-Журавль с белым оперением (Стерх)
- Один из крупных хищников, сохранился только в густой Дальневосточной тайге (Амурский тигр)
-Белый цветок, растущий в пруду(Белая лилия)
Какое слово у нас получилось в красных клетках? (Береги)
Что это слово обозначает?
(надо заботиться, охранять, оберегать)
А что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных? Слайд 30
(Запретить охоту. Запретить чрезмерную добычу животных. Запретить разрушать места обитания животных. Охранять заповедники. Заботиться о размножении)
. Что же мы с вами можем сделать для охраны природы? Что надо делать нам детям, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных?( Выполнять правила друзей природы. Не уничтожать природу и всё живое на земле Так мы сможем немного помочь природе.)
Слайд 31
Все, все на свете
На свете нужны.
И мошки не меньше,
Нужны, чем слоны.
Нужны все на свете
Нужны все подряд:
Кто делает мед
И кто делает яд!
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
-Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?
Да, поэт ошибается в своих прогнозах.
Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.
Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.
Правила друзей природы
Давайте отправимся на полянку и соберем в корзину цветы, на каждом цветочке записаны правила (дети по очереди берут цветок, читают правило и прикрепляют )
Не срывай цветы!
Не шумите на природе! Не включайте громко музыку!
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Не разоряйте муравейники!
Не ловите диких животных и не уносите их домой!
Не обижайте жаб и лягушек!
Берегите почву!
Не бросайте мусор!
Давайте подарим эту корзину с цветами нашим мамам, ведь у них скоро праздник.
8.Рефлексия
Вспомните, какие цели и задачи мы ставили на урок? Мы достигли наших целей?
Над чем вы задумались на уроке?
- Какие открытия сделали?
-Что вас удивило?
-Что дал вам урок?
- Молодцы! Вы очень хорошо поработали.
У меня на столе лежат слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите из этих слов предложение. ( Красная книга учит охранять и беречь природу!)
9.Итог.
Итак, подведем итог: надо не только знать животных и растения, которые занесены в Красную книгу, и охранять их, но и бережно относиться ко всем растениям и животным, защищать их, чтобы они из дней не попали на страницы Красной книги.
Я предлагаю нам начать делать свою Красную книгу. А назовем мы ее «Береги и охраняй». Мы будем вносит в нее сведения о растениях и животных, которые становятся редкими и особое внимание будем уделять тем, которые обитают на территории Курской области.
А можем ли мы первыми страничками нашей книги сделать странички по которым вы выступали?
10 Домашнее задание
.Я предлагаю вам подготовить сообщение о каком- нибудь растении или животном, занесенном в Красную книгу Курской области. Вы можете найти информацию в нашей библиотеке или в интернете.
Кому было интересно на уроке, все понятно, частично не понятно, не интересно, все не понятно? Выберите цветочек-смайлик определяющий ваше эмоциональное состояние и прикрепите на доску. Я тоже прикреплю свой цветоче.
Вы очень хорошо поработали на уроке и я приготовила вам сюрприз.
Наш урок я бы хотела закончить стихотворением. Мне очень хочется, чтобы вы были бы такими же ребятами, как герои этих строк:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
Обнимем нашу Землю. (обнимаем макет Земли )
Спасибо за урок!