Чтение стихотворения, как настрой на работу: (Слайд №1) – Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Пусть природа прохладой в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется – Поменяйтесь местами те, Кто готов к уроку; Кто любит уроки окружающего мира; Кто любит проводить опыты и эксперименты. 2. Прошу сесть на свои места Руки? Ноги? Локти? Спина? | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. Встают в круг, выполняют соответствующие действия. Рассаживаются на свои места и отвечают хором: На месте! На месте! У края! Прямая! | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание друг к другу. |
О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, когда 1 группа отгадает ребус, а 2 группа отгадает загадку:  Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! Слайд 2 Оцените ответы каждой группы. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, - Давайте сравним с эталоном. (На слайде выводится ответ) | Дети обсуждают ответ в группах. Дети говорят отгадку: - Вода. - Мы рассуждали правильно. Выполняют взаимопроверку ответа, сравнивая с эталоном, оценивают. Читают получившееся слово – вода. | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
Беседа “Роль воды в жизни человека и охрана вод”. Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами будем научными работниками. На столе стоит глобус. Это ребята наша испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательной площадке? Верно, голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод …. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли. -- Какие водные запасы Земли вы знаете? Слайд 4 Но в морях и океанах вода, какая? А человеку необходима, какая вода? Где содержится пресная вода? А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме. Слайд 5. Вся ли вода пригодна для питья? Обсудите в группах Слайд 6. Оцените ответ другой группы. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода везде. Слайд 7,8 - Ребята, где мы используем воду? Внимание на экран. Все ваши ответы подтвердились. Слайд 9. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. Сделайте вывод. Какое значение имеет вода для всего живого на земле Слайд 10. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Работа с учебником Рассмотрите фотографии на с. 53. Объясните, отчего загрязняется вода? Слайд 11, 12. Как еще человек загрязняет воду? Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Вандрасе, Салыме, Ай- Еге? Работать вы будете в парах. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша пара сделает правильный точный вывод. А профессор Почемучкин внимательно выслушает ответы и сделает вывод по вашим научным высказываниям. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? Надеюсь, вы так и будете поступать. | - Это глобус – Это модель Земли Ученик раскручивает глобус. - Глобус кажется голубым. - Потому что много воды изображено на нем. - На земном шаре воды очень много Дети перечисляют водные запасы земли. - Реки, озера, ледники, родники, ручьи, болота. - Соленая - пресная вода, - в реках и озерах. Вывод: Не вся вода пригодна для питья. Для употребления пригодна только пресная вода, которая содержится в реках, озерах, родниках, ледниках Оценивают ответы друг друга Профессор Почемучкин обобщает высказывания ребят и приводит интересные факты. Научная справка. Читает профессор Почемучкин. Ответы учащихся Вода – жизнь, здоровье, помощник. Ответ детей Подготовленные дети показывают сказку, остальные внимательно смотрят. Исценирование стихотворения «Рыбак» Рыбак: Из страны заморской, дальней Я подарок получил Удочку, чтоб рыб ловил На Салым я поспешил Леску в воду опустил Друзья: Ну и что, поймал? Рыбак: Поймал! Друзья: Какую? Может, рыбку золотую? Рыбак: Да куда там? Если б так Я б тогда не был бедняк Я поймал не щуку, не карася, А маленького пескаря Говорит вдруг мне пескарь! Пескарь: В речке нам житья не стало Рыб, ракушек стало мало. Рыбак: Что с твоим речным народом? Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к нам От иголок до пижам И полно других отходов Вот беда, браток, какая! Рыбак: Что же делать? Как нам быть? Соберу-ка, я друзей И решим вопрос скорей. Ответы детей. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку. Бросает мусор, моет машины. (Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах) Дети высказываются и оценивают ответы каждой пары сигнальными карточками. Вывод профессора Почемучкина: Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов. (ответы детей) | Познавательные: добывают новые знания: делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале учебника; делают выводы в результате совместной работы в группе и паре. Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе, в паре, формулируют собственную позицию и мнение. Регулятивные: учатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу, самостоятельно оценивают правильность выполнения задания. Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике Личностные: формируют умение работать в паре в процессе работы. Коммуникативные: организовывают взаимопроверку выполненной работы; рассуждают, высказывают своё мнение |
Стихотворение о воде в сопровождении слайдов Слайд 14,15,16,17,18,19. Знакомство с понятием “исследователь” Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Напоминаю, наш класс это научная лаборатория. Вы будете исследователями. Кто знает, кого называют исследователями? Слайд 20 Что будет предметом исследования? У. Работать вы будете в парах. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша пара сделает правильный точный вывод. (По каждому выводу дети работают сигнальными карточками: желтый, красный) Практическая работа. Опыт №1 -Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Воду можно перелить в колбу и обратно. - Почему? - Какой сделаем вывод? Опыт №2 Всегда ли она жидкая? Какой сделаем вывод? Опыт №3 - Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' - Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Какой сделаем вывод? Я благодарю всех выступающих. Прошу занять свои места. Профессор Почемучкин сделайте вывод по нашей лабораторной работе. Какие превращения имеет вода? Слайд 21 | (читают подготовленные ученики) Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить! Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым. Справка профессора Почемучкина: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. - Предметом наших исследований будет вода. Работа в парах по устной инструкции учителя. Класс делится на пары, каждая пара получает карту для фиксации результатов и направляется к столикам для проведения опытов - У нас в стакане вода. Дети демонстрируют. - Она текуча - Вода-жидкость... (Ответ фиксируется в карте и оценивается сигнальными карточками) - нет, не всегда Она замерзает, превратится в лед Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии. (Ответ фиксируется в карте и оценивается сигнальными карточками) Она испарилась. Вода – это газ, пар. (Ответ фиксируется в карте и оценивается сигнальными карточками) Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. | Личностные: оценивание результатов выполнения работы в паре. Познавательные: анализируют условие задачи. Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия. Регулятивные: работать по предложенному плану. Познавательные: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в паре. |
Сейчас вы наденете наушники, посмотрите мультфильм и ответите на вопросы, которые задал вам профессор Почемучкин. Они перед вами. Свои выводы обсуждаете в группе и приходите к единому мнению. Мультфильм Вопросы по группам 1 группа. • Что происходит с водой, когда она нагревается? • Почему намокли бабушкины очки? • Почему по утрам трава мокрая? 2 группа • Что происходит с водой при сильном охлаждении? • Из чего состоит туман? • Почему туман рассеивается? Какой вывод мы можем сделать. Какая бывает вода? | Просмотр мультфильма в наушниках, озвучивание каждым учеником своего ответа и обсуждение в группе для формулировки общего вывода. Дети высказываются и оценивают ответы каждой группы сигнальными карточками. Вывод профессора Почемучкина: Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Жидкое состояние – это вода рек, океанов, дождя и росы. Твердое состояние - это град, лед, снег, иней. Газообразное – это пар. | Регулятивные: работать по предложенному плану. Познавательные: закрепляют полученные знания: самостоятельно просматривают мультфильм, отвечают на предложенные вопросы сначала самостоятельно, затем в группе, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в группе |
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Сейчас мы это проверим. На рабочих столах ваших компьютеров найдите тест «Про воду…». Тест. Итоговое обобщение. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались? И какие выводы сделали для себя? Рефлексия. «Корзинка знаний» Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод красного или желтого цвета Если иногда были трудности, сомнения, не всё получалось – выберите плод зеленого цвета. Положите в корзинку знаний свои приобретения. | Дети отвечают. Дети отвечают на вопросы интерактивного теста и видят оценку за свою работу. Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. Вода бывает в трех состояниях. Пресной воды мало. Нужно охранять и беречь воду. Пользоваться водой экономно. Дети кладут в «Корзинку знаний» свои приобретения | Личностные: формулируют собственную позицию и мнение Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. Личностные действия. Оценивание результатов выполнения работы на уроке. Личностные: самооценка. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |