2. | Формулировка цели урока | 2 мин | Отгадайте загадку: Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода) - О чём мы будем говорить на уроке? Прочитайте пословицу и объяснение её смысла. «Капля воды дороже золота». - Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды) - Что вы знаете о воде. И что хотели бы узнать. -И так какая наша тема урока? (Пресные воды суши. Реки и люди). -Какие цели поставим на урок? Что можете нам на уроке? (Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.) | Отвечают на вопросы; | П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. П:Определение темы урока; |
4. | Усвоение новых знаний.: беседа, просмотр работа с глобусом. Работа с учебником. | 15 мин | Работа с глобусом - Рассмотрите глобус нашей планеты. Какого цвета вода на глобусе? (Голубого цвета). - Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. -Постарайтесь разделить глобус на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле? (Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода. -Ребята, что вы знаете о море? Какой вкус у морской воды? Можно ли ее пить? Почему? -Знаете ли вы, какую воду называю пресной? -Посмотрите внимательно на фотографии в учебнике, можно ли их объединить в одну группу?(стр.39) -Давайте прочитаем текст учебника по цепочке и найдем на фотографиях водоемы(40-41),о которых в нем говорится. Работа по учебнику. – Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с.41 – Как называются разные части реки? Покажите левые и правые притоки. (Начало реки называется истоком, место впадения – устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа – правые.) – Откуда капли дождя стекают в большую реку? Откуда они стекают в другую реку? Откуда берёт воду приток? -Ребята, как вы думаете почему течёт река?( Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.) – Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.) -Почему река течёт? (Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье – внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.) -Какие бываю реки по скорости течения воды? (горные и равнинные (с быстрым и медленным течением)).Почему скорость этих рек разная? (разнообразие форм поверхности суши (холм, гора, равнина). Какие еще бывают реки? (широкие и узкие, глубокие и мелкие, тихие и шумные, большие и малые, чистые и грязные, мутные и прозрачные воды рек.) -Давайте откроем рабочие тетради на стр.20. Выполним задание №34. (1. Горный ледник. 2. Водопад на горной реке. 3. Холмистая равнина. 4. Море. 5. Река. 6. Озеро.) -Выполните задание №35. Что в нем нужно сделать? Откуда реки берут начало? Укажите стрелками направления их течения. | Смотрят; Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы; Называют особенности; Слушают и воспринимают информацию. Отвечают на вопросы; Отвечают на вопросы отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений | П: устанавливать причинно-следственные связи. П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез. Анализируют объекты с выделением существенных признаков. |
| Усвоение новых знаний.: практическая работа; наблюдение за практической работой учащихся; объяснение; | 15 мин | -Давайте познакомимся с новым параграфом «Реки и люди». -Давайте прочитаем текст и объясним выделенные слова. -Что такое искусственный водоем?(Водохранилище) Плотина? Турбина? Откуда мы сможем узнать значение этих слов?( В словаре учебника). -Для чего люди строят на реках гидроэлектростанции? -Отсюда электрический ток потечёт по проводам в города и сёла. В домах он зажжёт электрические лампочки, заставит работать бытовую технику, в городах приведёт в движение трамваи и троллейбусы, поезда метро, на заводах и фабриках в действие станки. Электровозы повезут длинные составы с продукцией заводов и фабрик, тружеников села в разные уголки нашей необъятной Родины. Строительство плотины на реке приводит к тому, что образуется искусственный водоём – водохранилище. -Выполнить задание в рабочей тетради на с. 22, № 39. Обратите внимание, что на рисунке-схеме изображены искусственные (водохранилища и канал) и естественные (реки и их притоки) пресные водоёмы. -Где люди построили плотины, чтобы создать водохранилища, изображённые на схеме? (Ученики должны ответить и перекрыть поток воды, нарисовать плотины перед водохранилищем (относительно направления течения реки).) -Надо ли опасаться рек людям, живущим на их берегах? -Чем опасны реки? Как защититься от наводнения? Обсуждаем правила безопасного поведения на воде, на берегах рек. -Продолжите сказку «Разноцветная речка». .Жила-была речка. Она всех поила, кормила. И вот однажды возле речки построили завод. Речка радовалась сначала, что она стала такой красивой, разноцветной. Одна фабрика подарила ей красные краски, другая – зелёные, третья – синие. -Ребята, а что случилось дальше? Продолжите сказку. | Отвечают на вопросы; отвечают на вопросы с помощью используемых в тексте выражений Отвечают на вопросы. Продолжают сказку. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |