СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру Питание и здоровье 3 класс ( система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет ничего вкуснее чипсов!

Так хочется с друзьями поделиться!

Но только стоит съесть пакет, второй,

Как в животе кончается покой.

Вдруг закололо тут и там,

И я согнулся пополам.

Пусть завлекает нас реклама,

Но чипсы кушать я не стану!

                                 Каблев Руслан 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру Питание и здоровье 3 класс ( система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства

Мой лучший урок









Урок по окружающему миру

Питание и здоровье

3 класс

( система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)














Рупасова Светлана Вячеславовна

учитель высшей квалификационной категории

МОУ лицей №9 им.А.С.Пушкина

Г. Зеленодольск РТ








2009 г.

Тема: Питание и здоровье.

Цель: формирование у учащихся представления о влиянии питания на здоровье человека;

понимания необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью;

профилактика заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем;

формирование социального опыта.

Оборудование:

- таблица «пищеварительная система» (13 шт.)

- видеоролик с рекламой чипсов «Лейс»

- толковый словарь

- чипсы как объект исследования

- салфетки

- металлическая сетка

- сухое горючее

- чашка для выпаривания

- тигельные щипцы

Ход урока

1 Ситуация успеха

- Какую задачу мы решаем на уроках окружающего мира?

- Зачем нам важно знать, как устроен наш организм?

Задание в парах: (взаимопроверка)

Договориться в паре (первый- второй). Первые-учителя, вторые-ученики.

Учитель называет органы пищеварения, ученики показывают их в таблице «пищеварительная система». Смена ролей: учитель называет органы пищеварения, ученик объясняет их функции.

2 Введение в тему урока

Чтение стихотворения «Барабек» (из английского фольклора в переводе К.Чуковского)

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек.

И корову и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом,

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

- Почему это стихотворение вызвало у вас улыбку?

- Для чего человеку нужна пища?

- Какие полезные вещества человек получает с пищей?

- А вы знаете, что за всю жизнь человек съедает 50 т пищи?

- Приходилось ли вам испытывать чувство переедания? Чувство голода?

Опишите свои ощущения.

- Что нужно знать, чтобы с вашим организмом такого не случалось?

3 Постановка задачи

- Какова задача нашего урока?

- Как питание влияет на наше здоровье? Что такое здоровое питание?

Мозговой штурм

- Назвать факторы питания, влияющие на здоровье организма.

(ответы фиксируются на доске)

- разнообразие в питании;

- режим питания;

- ешь в меру;

- не ешь в сухомятку;

- правила гигиены;

- качество пищи;

- ешь с аппетитом;

- правила этикета;

-не ешь много сладкого;

- хорошо прожевывай пищу;

Задание группам:

Выбрать один из факторов здорового питания, обосновать его важность.

- Отметьте в своих тетрадях знаками (+/-) какие правила вы соблюдаете.

- Что такое аппетит?

(работа с толковым словарем)

- Как понимаете фразу «разыгрался аппетит?

4 Эксперимент

- Как вы узнаете, полезна ли пища, которую вы употребляете?

- Кто из вас пробовал чипсы? Как вы считаете, полезен этот продукт для нашего здоровья? Чем?

Задание группам:

Исследовать объект (чипсы), выделить свойства объекта и зафиксировать их в схему.

Результаты работы групп выносятся на доску для обсуждения. Далее схема выглядит так:

- Можно считать чипсы продуктом здорового питания?

Дети предлагают поработать с информационными источниками.

- У меня есть видеоролик рекламы чипсов «Лейс». Просмотрите его. Помогла данная информация получить ответ на наш вопрос? Какую роль играет реклама в нашей жизни?

- Чипсы – это результат процесса. Какого?

- Какой способ приготовления пищи предпочитали на Руси? Почему?

- Как вы считаете, какой из данных способов приготовления полезнее?

- Какой способ предпочтительнее в вашей семье?

При каких условиях возможен процесс получения чипсов?

Опыт 1. Анализ чипсов на наличие масла.

(каждый ученик получил салфетку и чипсы)

- положите большой чипс на салфетку;

- сожмите салфетку и раздавите в ней чипс;

- удалите кусочки чипса с салфетки.

Сделайте выводы: на салфетке жирные пятна.

- Полезен ли жир в больших количествах нашему организму?

Опыт 2. Выпаривание профильтрованной воды от чипсов (выполняет учитель).

- налить профильтрованную воду в чашку для выпаривания;

- выпарить досуха.

Выводы: появился неприятный запах (предположения детей о его происхождении);

на дне чашки сухой остаток;

на стенках чашки коричневый жирный налет.

Итог: - удалось ли ответить на вопрос «Чипсы – полезная пища?»

(возврат к схеме: выделенные свойства чипса говорят скорее всего о нем как о нездоровой пище)

- Как вы для себя решили, чипсы – здоровая пища?

Рефлексия: осознание чувства собственной ответственности за выбор и употребление продуктов питания с учётом их пищевой ценности; отношение к здоровому питанию как к профилактике заболеваний пищеварительной системы.




Приложение

Питание человека тесно связано с его здоровьем. Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения инфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

В школе выявлено за период с 2006 по 2008г.г. количество учащихся с заболеваниями пищеварительной системы (рис.1):


Это обусловлено рядом факторов:

- нерегулярное питание;

- частое употребление острых блюд, копченостей, консервированных продуктов, солений;

- однообразное питание;

- еда в сухомятку;

- употребление в пищу некачественных продуктов;

- несоблюдение режима дня;

- малоподвижный образ жизни;

- вредные привычки.

Данный урок разработан на основе программы «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткина и нацелен на формирование у учащихся представления о влиянии питания на здоровье; выработку способности разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности; отношение к здоровому питанию как к профилактике заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

Обучение школьников строится по системе РО (Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова).

Основной задачей курса «Окружающий мир» является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.

В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а способы её построения, методы получения знаний об окружающем мире.

Основным способом действий является простейшее экспериментирование, большое внимание уделяется развитию практической способности к наблюдению, умению задавать «умные» вопросы взрослым, умению получать информацию из самых разнообразных информационных источников.

Эксперимент – способ проверки выдвинутых детьми предположений. Освоение этого способа – процесс долгий. Задача начальной школы – заложить основы этой практической способности и соответствующей способности мышления.

Урок предполагает постановку и решение задачи. Дети на протяжении логических отрезков урока проверяют работу друг друга; обсуждают вопросы, работают с объектом наблюдения, анализируют, выделяют существенные признаки, фиксируют в схеме новый опыт, работают с информационными источниками.

Данные виды деятельности учащихся проводятся в форме общеклассной дискуссии, мозгового штурма, работы в парах/группах. Дети инициативны во взаимодействии. Каждый ребенок выстраивает свою позицию в отношении к исследуемому объекту, а после совместно пытаются построить общую предметную схему.

Групповая работа, в процессе которой решается проблема и неизбежно столкновение мнений, формирует навыки общения, развивает речь учащихся, учит договариваться друг с другом.

Мозговой штурм как интерактивный метод обучения, позволяет за короткий промежуток времени собрать большое количество вариантов ответов на заданный вопрос.

Моделирование – создание модели изучаемого объекта.

Рефлексия. Материал данного урока позволил ученикам задуматься над тем, какие продукты питания положительно влияют на здоровье пищеварительной системы и всего организма в целом. Ответом на проблему урока «Чипсы – здоровая пища?» являются творческие работы учащихся, в которых они определили свою позицию:


Нет ничего вкуснее чипсов!

Так хочется с друзьями поделиться!

Но только стоит съесть пакет, второй,

Как в животе кончается покой.

Вдруг закололо тут и там,

И я согнулся пополам.

Пусть завлекает нас реклама,

Но чипсы кушать я не стану!

Каблев Руслан


Вред приносят чипсы эти,

Расскажу я всем на свете!

Кушать чипсы – это плохо!

Заболит животик, кроха!

Чтоб животик не болел,

Ты родителей послушай

И полезных фруктов кушай!

Прохорова Саша