Амурская область
п.г.т.Серышево
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 1
Радченко Надежда Юрьевна
Окружающий мир, 3класс
Тема: Органы чувств человека
Цель: -раскрыть первостепенную роль органов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире;
Задачи: - формировать представление о функциях органов чувств;
-сформировать знания об особенностях органов обоняния, осязания, вкуса и их функциях;
- способствовать формированию представления о необходимости бережного отношения к своему здоровью;
Оборудование: таблицы, игрушки (мягкие и резиновые), жидкости (солёная, горькая, сладкая, чай, вода)
Ход урока
I.Введение в тему. Актуализация.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте пожелаем им здоровья, то есть поздороваемся. Здоровье дороже любого богатства, поэтому к нему надо бережно относиться.
У: Человек живёт неизолированно, его окружают другие люди, вещи, животные. Мы общаемся, узнаём что-то новое. А какие органы помогают нам узнавать о том, что вокруг нас происходит?
Д: Глаза, уши, нос, кожа, язык.
У: Правильно, нам дают информацию глаза, уши, нос, кожа, язык, то есть органы чувств. А действительно ли это так – сегодня мы с вами узнаем на уроке и подумаем, что надо делать, чтобы эти органы служили нам долго.
II.Проверка домашнего задания.
У: Но вначале давайте вспомним то, что мы уже изучили. У вас на партах листочки с вопросами. Необходимо на них ответить.
1.Напишите, что изучают эти науки:
Анатомия человека изучает…………………………….?
Физиология человека изучает……………………………?
2. Перечислите органы человека.
3.Напишите фамилию великого учёного-физиолога.
III.Работа над новым материалом.
У: Что у меня в руках? (яблоко, груша, банан). С помощью чего мы видим эти фрукты?
Д: С помощью глаз.
У: Что вы сможете сказать, смотря на эти фрукты? (ответы детей)
-С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других меньше, что они круглой формы, жёлтые, то есть можем различить размер, форму, цвет. Для нормальной жизнедеятельности и труда человек должен ориентироваться в окружающем мире. 90% сведений о мире человек получает с помощью зрения, важнейшим органом которого являются глаза. А что же представляет собой орган зрения?
(один из учеников делает сообщение)
Глаза по форме напоминают мячики, величиной около 3 см и массой 6 грамм. Благодаря способности видеть мы получаем большую часть знаний об окружающем мире. У человека два глаза, их как раз достаточно для того, чтобы определить удалённость предмета. Одним глазом это сделать трудно. Глаза защищают веки с ресницами, которые моргают сами собой 8-10 раз в минуту. Веки работают по принципу дворников в автомашине. Они отталкивают попавшие в глаза частички пыли и микробы. Слёзная жидкость увлажняет глаза. В слезах имеются уничтожающие микробы вещества, а также поваренная соль. Поэтому слёзы солёные. Некоторые люди не различают цветов. Эта болезнь – дальтонизм. Его нельзя вылечить. У мальчиков эта болезнь встречается в 15 раз чаще. Почти все пожилые люди прибегают к помощи очков, когда читают или работают, потому что с возрастом развивается дальнозоркость. (работа по учебнику стр.118-119)
Запись на доске: ГЛАЗА – ОРГАН ЗРЕНИЯ
У: А теперь продолжим наше исследование.
Учитель вызывает ученика, надевает на него наушники и просит что-нибудь выполнить.
-Почему это ему не удалось сделать?
Д: Уши закрыты, он не слышит задания.
У: А что наши ребята могут рассказать об органе слуха?
Д: Слух и зрение не имеет смысла сравнивать, поскольку они одинаково важны. И друг друга заменить не могут: ведь что за спиной происходит, человек не видит, но зато слышит. Глаза ещё ничего не различают, а слух уже сообщает о приближающемся поезде, самолёте или автомобиле. Человек различает голос знакомого человека, пение птиц, лай собаки. Двумя ушами головному мозгу легче установить местонахождение источника звука. Если бы было одно ухо, то пришлось бы повертеть головой, чтобы понять, откуда идёт звук. Если глаза защищают веки, то уши не защищены ничем. Поэтому у людей, работающих или живущих среди постоянного шума, слух с течением времени ослабевает. Ушные раковины усиливают звук. Необходимо следить за их чистотой, так как ушная сера закупоривает слуховой проход, и слух ухудшается.
У: Прочитайте статью в учебнике и скажите, что вредно для слуха?
Запись на доске: УШИ – ОРГАН СЛУХА
-А что же помогает нам узнать, что готовит мама или бабушка на кухне?
Д: Запах, который мы улавливаем носом.
У: Нос – орган обоняния (способен к восприятию и различению запахов) Что же интересное могут рассказать нам ребята?
Д: Обоняние играет большую роль в жизни человека, даёт массу информации о том, что молоко подгорело или в комнате цветы. Запах может быть сигналом опасности. Поэтому к газу для газовых плит добавляют сильно пахнущие соединения серы, чтобы газ, если он проникает в комнату, сразу дал о себе знать. Но человек недостаточно хорошо различает запахи, животные более чувствительны. Так охотничьи собаки чуют запахи дичи уже на расстоянии 800-1000м. Обоняние у мальчиков и девочек одинаковое. Но есть люди, которые отдельные запахи различают острее. Обоняние со временем слабеет. Так же можно привыкнуть к запаху, не различать его (после сообщения дети работают с учебником, учитель делает запись на доске: НОС – ОРГАН ОБОНЯНИЯ.
У: А что может навредить органу обоняния? (Ответы детей)
Далее проводится опыт. К доске выходит ученик, ему завязывают глаза, дают игрушки. Ученик должен определить из чего сделана вещь, какая она на ощупь.
- Что помогло нам это определить?
Д: Кожа.
У: А что ещё чувствует кожа?
Д: Боль.
У: Что вы ещё можете сказать? (подготовленные дети делают сообщение)
Д: В древности считали, что кожа человека подобна плащу, который защищает его от дождя, ветра и жаркого солнца. По состоянию кожи врач может оценить состояние здоровья человека. Поэтому кожу называют зеркалом организма. По состоянию кожи можно заметить то, как человек заботится о чистоте своего тела. Кожа выполняет различные функции. Это орган чувств. Так на 1 см2 находится до 200 точек, чувствительных к боли, до 15 точек, чувствительных к холоду, 2 точки – к теплу. Кожа защищает ткани и органы от мелких повреждений, химических веществ и микробов. Сквозь здоровую кожу микробы не проникают. На коже всегда имеются микробы. Часть из них – постоянные обитатели кожи, часть попадает из воздуха, с окружающих предметов и в процессе общения с другими людьми. Чистая кожа – неблагоприятная среда для микробов.
Работа по учебнику стр.121
-Что мы называем осязанием? (способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод – называется осязанием)
КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ
У: Так какие правила личной гигиены мы должны помнить?
Д: Чаще мыть руки, принимать душ.
У: А все ли мы органы чувств мы назвали?
Д: Нет.
У: Что вы можете сказать ещё?
Д: Орган вкуса – язык. Поверхность его покрыта чувствительной слизистой оболочкой. Сладкое чувствует кончик языка, кислое и солёное – края языка, горькое – задняя часть языка. Все другие вкусовые ощущения возникают при смешении четырёх основных. Когда у человека насморк и слизистая оболочка носа воспалена, обоняние слабеет, пища и питьё теряют для человека вкус.
У: А надо ли беречь орган вкуса и почему?
Д: Надо, чтобы мы могли определять вкус продуктов.
ЯЗЫК – ОРГАН ВКУСА.
IV. Закрепление
У: А теперь мне понадобится самый смелый ученик. Он доложен определить с завязанными глазами содержимое стаканов, попробовать на вкус. (один из детей выполняет задание)
- Так как же мы точно определили, что и где находится?
Д: Когда у нас работают несколько органов чувств.
У: Органы чувств и мозг, стр.121 учебника.
Вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И всё же учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг!» Как же это понять? Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы «бегут» по нервам необыкновенно быстро. Ты дотрагиваешься пальцами, например, до книги и сразу чувствуешь её. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи твоих пальцев успел «добежать» до головного мозга.
V.Работа в тетради
Стр.39, №79.
У: Сейчас мы поиграем. Что надо делать, чтобы все органы чувств были здоровы? Давайте обратимся за консультацией к врачу.
-Что вы нам посоветуете, чтобы как можно дольше сохранить хорошее зрение?
Врач: Осторожно быть с острыми предметами, читать при хорошем освещении; не сидеть долго у телевизора, компьютера.
- Как беречь орган слуха?
В: Ничего не засовывать в уши, стараться не находиться в шумных помещениях, чистить уши.
- Что посоветуете для сохранения хорошего обоняния, осязания, вкуса?
В: Осторожно обращаться с химическими препаратами, у которых может быть резкий, ядовитый запах; вовремя лечить простудные заболевания. Кожа должна быть чистой, не обгорать. Следить за качеством и сроком годности пищи, не употреблять очень горячую или холодную пищу.
VI. Итог урока.
У: Давайте ещё раз вспомним все пять органов чувств, отгадав загадки.
Всегда во рту,
А не проглотить.
Д: Язык.
У: Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
Д: Нос.
У: Брат с братом всю жизнь сидят рядом,
Видят целый свет, а друг друга – нет.
Д: Глаза.
У: Какой орган чувств древние называли «плащом»?
Д: Кожу.
У: А какой орган чувств не назван?
Д: Уши.
VII. Домашнее задание.
Стр.118-122. Читать, отвечать на вопросы.